Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах
Шестиклассникам
не повезло: они попали в переходный период
С 1 сентября
в российских школах введено обязательное изучение второго иностранного языка.
Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что иностранные языки способствуют
развитию памяти и интеллекта ребенка. Однако введение нового предмета пойдет
поэтапно и завершится не скоро
, разъяснили «МК» в ведомстве.
На самом
деле решение о введении с 5-го класса второго обязательного иностранного языка в
российской школе было принято давно. Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) узаконил его еще пять лет назад.
Просто
вводился новый стандарт поэтапно, захватывая всего по одному классу в год и,
лишь добравшись в нынешнем сентябре до средней ступени школы, принес учащимся
новый предмет.
Впрочем, не
такой уж и новый. Так, в гимназиях, лицеях и спецшколах с углубленным изучением
иностранных языков второй (а то и третий) иностранный давно стал реальностью. А
таковых учебных заведений, особенно в столичных городах, у нас уже чуть ли не
половина.
Что же
касается остальных российских школ, то вводиться второй обязательный
иностранный язык будет также поэтапно и, более того, с пятилетним переходным
периодом, разъяснили «МК» в Минобрнауки: «Понятно, что нельзя ввести
его сразу в 11-м классе. Ребята этот предмет никогда раньше не изучали, и
спрашивать с них знания, если мы не хотим все превратить в профанацию, было бы
бесполезно и несправедливо.
В соответствии с ФГОС изучение начинается с 5-го
класса. Вот с 5-го класса мы и начнем».
Правда, и
5-е классы к введению нового предмета готовы не полностью, признались затем
чиновники: «Нет ни полной методической, ни педагогической готовности; должны
быть сформированы штаты педагогов.
Так, например, решение, каким будет второй
иностранный язык, в значительной мере зависит от родительской общественности.
И
если до сих пор в школе преподавались, скажем, английский и немецкий языки, а родители
захотят, чтобы вторым иностранным стал французский или китайский, то, возможно,
придется искать дополнительного педагога. Обладая сегодня определенной долей
автономии, школа имеет полное право принять такое решение».
В
пресс-службе министерства также особо заверили «МК», что «учебным заведениям,
которые пока не готовы к введению дополнительного языка, дается время на
адаптацию к ФГОСу.
Каждый регион сможет дифференцированно ввести новый стандарт
основного общего образования для 5–9-х классов. Например, школы Центральной
России с наиболее развитой инфраструктурой и высоким уровнем запроса в обучении
второму иностранному языку включат его в свои программы уже в ближайшее время,
когда некоторым сельским школам для этого потребуется больше времени.
Период адаптации
Минобрнауки России не ограничивает».
Более того:
«У школ появилось право самостоятельно выбрать и год обучения, в котором
появится новый предмет, и количество часов, отведенных на его обучение. При
этом нагрузка на детей сохранится на уровне федерального стандарта, то есть
количество общих учебных часов не увеличится».
Новшество,
уверяют в министерстве, пойдет детям на пользу не только с чисто утилитарной
точки зрения — как дополнительное средство коммуникации.
«Это не просто
средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», — заявил
глава ведомства Дмитрий Ливанов, сославшись на изучение мертвых языков — латыни
с древнегреческим — в гимназиях царской России. Никому, подчеркнул он, и в
голову тогда не приходило разговаривать в быту на языке Цицерона и Эсхила.
Однако интеллекту ребенка овладение этими языками давало мощный стимул для
развития. То же, по словам министра, будет и сейчас.
Однако
эксперты смотрят на ситуацию не столь радужно.
— Общая
тенденция усиления иностранных языков в школе, безусловно, верная, — разъяснил
«МК» уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
— Но вот
проблема: с 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ — по иностранным языкам.
А этому предмету в нашей школе пока учат плохо: хорошо подготовиться к
экзаменам можно лишь, обратившись к услугам репетиторов.
Так как же вводить
второй иностранный язык, если не решен вопрос и с первым?! И кто будет его
вести? Учителя английского языка у нас еще есть. А вот преподаватели других
языков — французского, немецкого, не говоря о крайне популярном китайском, —
практически исчезли. Не создадим ли мы обильную почву для халтурщиков?
Вторая
ключевая проблема, по словам детского омбудсмена, — рост учебной нагрузки:
—
Теоретически можно ввести что угодно, будь то финансовая грамотность или
правоведение. Но дети всего этого не переварят. И первая же проверка это легко
выявит:
чтобы как следует сдать иностранный язык, нужны реальные результаты.
Так что, думаю, введение второго иностранного было бы целесообразно лишь в
порядке эксперимента, там, где школа к этому готова. Но для того чтобы сделать
это в обязательном порядке и повсеместно, нет практических возможностей. Разве
что взять вторым иностранным языком белорусский или украинский...
Впрочем,
гораздо привлекательнее и актуальнее, с точки зрения зампреда думского Комитета
по образованию Михаила Берулавы, образовать тандем, где первым языком будет
английский, а вторым — китайский:
— КНР — страна со стремительно развивающейся экономикой. Да и вообще там
живет 2 млрд человек, — заявил он «МК». — Так что в нашей школе стоит изучать
не только английский, но и китайский. И в этом, я думаю, нам согласятся помочь
сами китайцы: лучше, когда преподают носители языка.
Мы активно интегрируемся в
мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают по
нескольку языков, вот и наши дети должны овладеть хотя бы двумя. Правда, для
этого придется разгрузить школьную программу
: основной упор сделать на изучение
русского языка, литературы, истории, математики и иностранных языков, а
программу по остальным предметам сделать более компактной.
Марина Лемуткина
http://www.mk.ru/social/2015/09/01/minobrnauki-obyasnilo-kak-budut-vybirat-vtoroy-inostrannyy-yazyk-v-shkolakh.html