Ю.В.
Банникова воспитатель, МБДОУ «Детский сад №59» «Ягодка», г. Тамбов.
Дети раннего возраста в детском саду.
(Адаптация).
Детский сад- новый период в жизни ребенка. для
него это прежде всего, первый опыт коллективного общения. новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу. Одни дети реагируют на детский
сад плачем, другие дети входят в группу, но плачут дома вечером, а другие дети
соглашаются идти в детский сад с утра, а пред входом в группу начинают
капризничать и плакать.
Дети раннего возраста – очаровательные
существа. они любопытны, искрении, забавны. Наблюдать за ними – одно
удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворение и расслабленности.
Но и ребенок в праве рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и
ласку.
Адаптационный
период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией
стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние ребенка. О трудностях адаптации периода говорили
отечественные и зарубежные исследователи. (Н.М.Аскарина, Р.В. Тонкова –
Янковская, В.Мапова – Томова) и др.
«Можно
с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно
даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно –
психологическом развитии ребенка» - отмечали Е.И. Морозова. (1999)
Анализ
деятельности дошкольных учреждений показывает в период адаптации что это
проблема – одна из плохо решаемых. Каждому, кто работает в дошкольном
учреждении известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего
возраста, так как этот период адаптации к новым для них условиям. Малыш тяжело
переносит разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой
обстановке. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего малыша.
Н.М.Аспарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, приводила один
и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, ухаживая за
ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте оно все равно болеет.
В
настоящее время существенную помощь оказывают научно – практические разработки психологов,
которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли педагога в развитии ребенка
раннего возраста, об особенностях его развитии.
Относительно
спокойно протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок
на основе личных симпатий у него начинает складываться избирательные
взаимоотношения со сверстниками. Все это сглаживает остроту адаптационного
периода.
Чтобы
ребенок смог быстрее адаптироваться к новой обстановке я использую
нетрадиционные методы и приемы работы. Вот несколько из них.
Нетрадиционные
методы и приемы:
При
поступлении ребенка в ДОУ беседуем с родителями о том, какие песенки,
мультфильмы предпочитает ребенок. Чтобы отвлечь детей, включаем аудиозаписи
знакомых песен из мультфильмов и сказок.
-Водные
игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья
и радости, т.е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевые условиями
взрослых. Совершенствуются зрительно – пространственная ориентация. Игра,
которую мы вам предлагаем называется: «Рыбаки и рыбки». Дети с сочками
становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сочка
вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается
глазомер и координация движения руки.
-Мыльные
пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы
лопнуть и испытывают только положительные эмоции. В этом случае хорошо
использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что
привлекает внимание ребенка.
-Пескотерапия.
Эти упражнения развивают тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую
моторику, снимают мышечную напряженность.
В
данном случае я предлагаю заменить песок крупой – пшеном. С песком и водой
знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать руками воду.
Или построить из пшена замок, сварить кашу - малашу, и просто погрузить руки в
крупу. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь
руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить
на нем свои отпечатки, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых
упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным
действием.
Тестопластика.
На ряду с задачами по адаптации малышей решается ряд других задач. все
взаимосвязано в работе с детьми. Формирование словаря происходит в процессе
использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала,
способов действия с ними. Кроме того, во время практических действий (лепка из
соленого теста) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и
последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности
стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в
дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослыми и
между детьми, а диалог со сверстниками пусть на самом «примитивном уровне» -
великое подспорье в адаптации маленького человека к новой среде!
В
заключении хочется сказать, анализ работы МБДОУ за последние годы показывает,
что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в
основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего
возраста, а особенного второго года жизни, привыкают к детскому саду
безболезненно.
Список
литературы
1.
Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в
детский сад. Воронеж, 2007. – 6с.
2.
Ватугина Н.Д. Ребенок поступает в детский
сад: Пособие для воспитателей
дет. сада/-М: Просвящение, 2003.-№3-104с.
3.
С.Теплюк. Улыбка малыша в период адаптации
// Дош. воспитание №3 2006
Тэги:
дети раннего возраста в саду