Козинко Л. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №27 с УИОП»
Г. Старый Оскол
Белгородская область
Образование и воспитание в школе: традиции и современность
Духовно – нравственное воспитание на уроках и во внеурочное
время
Слезой
дождя, росинкой в маке
Родился новый
родничок,
Рисует радугу во
мраке,
Сплетает струны в ручеёк.
Когда – то в реку он вольётся,
В ней растворится навсегда.
А может быть, дождём прольётся,
Дождём любви, дождём добра…
Созидателями будущего
нашего Отечества, его истории,
культуры
станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности,
этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем
возрасте
заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия,
Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых
исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это своевременно,
пока душа маленького человека чиста, простодушна, не обременена пороками.
Добрые семена легче прорастают
в благодатной почве.
Сложно
воспитывать детей в современном
противоречивом
мире в период замены нравственных ценностей.
Дети,
пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более,
активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они
смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей
поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других,
замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Вместо
вдумчивого и бережного возрождения истоков нашей нравственности и культуры в
образовании в последнее десятилетие распространилось бездумное экспериментирование,
нелепое подражательство западным образцам, прямая агрессия на
духовно-нравственные основы нашего образа жизни, отрицание необходимости
воспитания вообще. Но известно, что образование без духовно-нравственного
воспитания прививает цинизм и беспринципность, ведет «только к изворотливости
во зле» (И.А.Ильин)
Православное
воспитание не противоречит
задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс
уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь начальной школы
особую одухотворенность.
В
исторических испытаниях Православие не однажды спасало русскую культуру, а
сегодня уже русская культура призвана помогать возрождению Православия,
возрождению семьи на традиционных для русской культуры ценностях. Осознание
этого фундаментального факта все более распространяется в нашем обществе,
однако, по инерции игнорируется многими
деятелями культуры и образования; возрождение Православия, необходимость его в
качестве мировоззренческого основания ими как бы не замечается.
«Добрый человек из доброго сокровища выносит
доброе, а злой человек выносит
злое …» От Матфея святое
благовествование. Глава 12.
Учитывая особенности ребёнка в
начальной школе, основной формой организации является коллективная
деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и
организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей
по выбору или предложению взрослого. Рекомендуется использовать разнообразные
игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные,
игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения
знаний и навыков.
В
нашей школе во внеурочной деятельности проводятся занятия по православной
культуре «Дорогою добра».
Актуальность этих
занятий заключается
в
использовании во внеурочной
деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания,
накопленного в отечественной педагогике,
обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом
духовно-нравственных ценностей.
Чтение и разбор статей,
рассказов, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов,
прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные
поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной
для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе,
верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.
Важным моментом
занятий
является
творчество. На занятиях
дети рисуют, изготавливают совместные поделки. Изучая
библейские истории, делают макет Ноева ковчега,
к празднику Рождества – Вифлеемскую звезду,
из цветной бумаги - ангелов, разучивают песни – колядки, стихи для
христославов.
Творческих идей для того, чтоб
ы
разнообразить занятия
,
р
еализовать
и воспитательные
цели бесконечно много. Умение на одном листе ватмана нарисовать общий
рисунок на тему урока, например, «Дерево добродетелей»,
даёт первые навыки работы «вместе» (в православной педагогике это
принцип соборности). Чтобы дети наглядно смогли понять, зачем нужен свет, можно
попробовать походить по классу с закрытыми глазами. Театральные постановки
помогают детям в игровой форме понять, что
жить надо в мире и согласии с
людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной
сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных
ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления
духовного, нравственного
и интеллектуального потенциала носителя русской
культуры - русского народа.
"Надо твердо
помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
Митрополит
Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего развития.
2.Закон Российской Федерации «Об образовании
«3.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М..,Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
воспитания российских школьников.
3.
. Звёздина В. П. «Воспитательная работа в начальной школе»
М.: Сфера, 2004 г.
4.
Жиров М. С. «Традиционная культура Белгородчины»
5. Интернетресурсы: «Фестиваль педагогических идей»,
«Образовательный сайт учителей Интер. ГУ. РУ»