О.В. Доронина
Магистр образования по направлению
Педагогика
Центр психолого-педагогического и медико-социальной помощи Московского района,
педагог-психолог
Санкт – Петербург.
Влияние семейных отношений на
духовно-нравственное
воспитание и на
развитие личности
подростка.
Обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной
государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, качество труда и общественных отношений - всё
это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и
общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой
психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за
другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. Итак, б
азовым
и
основополагающим
фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его
взаимоотношений в детстве со своими родителями.
Так, Э. Фромм, исследуя
проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер
ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их
характер [6].
Э. Эриксон установил зависимость личностных особенностей ребенка от
его отношений с родителями на р
азличных стадиях развития.
Э. Эриксон отмечал, что в подростковом
возрасте формируется идентификация
личности или спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача
осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и
т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно
повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого,
стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и собственной
неполноценности возникают трудности с идентификацией [10].
В. Сатир, обобщив опыт своей
психотерапевтической работы, выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные».
«Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения
неизбежны – и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как
неотъемлемую часть бытия».
Для «зрелых» семей
характерны следующие особенности: высокая самооценка; непосредственные, прямые,
четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны,
ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи
открыты и полны позитивных установок и надежд. «Зрелые» семьи поддерживают
благополучные отношения со всей семейной иерархией, что ведет к передаче
духовно-нравственных ценностей семьи одним поколением другому, более младшему.
По наблюдениям В. Сатир,
«проблемные» семьи всегда характеризуются низкой самооценкой; ненаправленными,
спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными
коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными,
ненаправленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами
поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо
наполненными страхом и угрозой.
Для нормального развития
ребенка в подростковом и юношеском возрасте приведем, выделенные разными авторами, и
обобщенные особенности семейных отношений:
1.
Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка
порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой
высокую самооценку подростков, способствует душевно-нравственному развитию и
успехам в учебе. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести
к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой
социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2.
Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Уважение к
подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных
отношений в семье. Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них
эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут
привести к развитию равнодушия и у ребенка.
3.
Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях.
Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью,
любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную
заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные
аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что
может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом
возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности
выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей
. Принятие выбора ребенка,
не навязывание собственных стереотипов поведения, а возможность пойти
собственным путем.
5.
Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует
о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или
чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные
трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6.
Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе
индивидуации, когда он занимается
формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые
связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями,
стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы
проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у
родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели приобретают иные
интересы и иную точку зрения.
7.
Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются
те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в
своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании
подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они
нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на
детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет
на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов,
приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8.
Личный пример родителей:
способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам,
которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти
протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило,
чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире [3].
Итак, д
уховно-нравственное развитие и
воспитание личности начинается прежде всего в семье. Ценности семейной жизни,
усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют первостепенное значение для
человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в
обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Список
используемой литературы:
1.
Захаров
А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы
психологии, 1982, № 1.
2.
Коростылева
Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.:
Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
3.
Райс
Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
4.
Сатир
В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
5.
Фромм
Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум,
1992.
6.
Шилов
И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. СПб., ООО
«Издательство "Петрополис"», 2000.
7.
Эйдемиллер
Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных
расстройств в подростковом возрасте. Автореф. дис., Л., 1976.
8.
Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при
психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и
неврозоподобных состояниях. Обнинск, 1992
.
9.
Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкис В. Психология
психотерапия семьи. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
10.
Эриксон
Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
Тэги:
Духовно-нравственное воспитание подростков