В преддверии нового
учебного года одна из книготорговых компаний Самары расширила свой ассортимент.
Помимо тетрадей, учебников и канцелярских принадлежностей, школьникам и их
родителям предлагается приобрести «розги ученические».
При
необходимости действие повторяется нужное количество раз. Предмет,
«пробуждающий в чадах любознательность и усердие», пользуется небывалым
спросом. В некоторых магазинах сети розги уже раскупили.
«Розги — ветви с древа
знания!»
Розги активно продвигаются.
Руководство книжной сети задействовало свыше 20 баннеров и 100 информационных
щитов. В социальных сетях вместе с рекламным текстом сотрудники
компании выложили фрагмент фильма о Михаиле Ломоносове с цитатой «Розга ум
бодрит и возбуждает память».
Пользователи сочли рекламную выходку неуместной и
обвинили магазин в призывах к жестокости.
Жаркие споры по поводу резонансной
кампании разгорелись не только в интернете.
Накануне один из жителей региона
обратился в управление Федеральной антимонопольной службы России. По его
мнению, содержание рекламно-информационных материалов противоречит действующему
закону «О рекламе» и призывает к насилию и жестокости. По информации
пресс-службы ведомства, в настоящий момент сотрудники управления ведут работу
по сбору необходимой для возбуждения дела информации.
Торговля розгами
вызвала недоумение и уполномоченного по правам ребенка в Самарской области
Татьяны Козловой. Неделю назад она направила обращение в облпрокуратуру.
В
интервью корреспонденту РП омбудсмен призналась, что в ее практике был всего
один случай, когда рекламный текст послужил причиной обращения в УФАС. В центре
внимания тогда оказалась реклама весьма дорогостоящего детского спортивного
оборудования со слоганом, гласившим, что данный товар является необходимым
критерием и условием успешности детей.
Родителей смутила дифференциация на
категории «бедный — богатый», «успешный — неуспешный». Но даже это, по мнению
Козловой, не способно конкурировать с иронией руководства книжного магазина.
— Это самая что ни на
есть пропаганда агрессии и насилия. Получается, что солидная организация,
занимающаяся реализацией учебников и художественной литературы, попросту
продает «орудия», используемые для телесных наказаний детей, — поясняет Татьяна
Козлова. — На мой взгляд, современные и уважающие себя родители должны
использовать иные методы и средства, которые не будут унижать достоинство
ребенка.
Руководство магазина с
обвинением не согласилось, никакого призыва к агрессии реклама, по его мнению,
не содержит. К тому же
розги, согласно текстам пресс-релизов компании,
присутствуют на гербе Рособрнадзора и Службы судебных приставов.
Оригинальным
рекламным шагом сотрудники компании хотели привлечь внимание к истории
образования, к приближающемуся учебному году и к своему бренду.
— Для нас это — шутка.
Мы рассчитывали на чувство юмора. Большинство людей приходят в магазин
с улыбками и делают снимки на фоне розог. Родители же часто отвечают
на вопросы детей «а что такое розги?», потому как нынешняя молодежь
не знает, что это такое, — говорит директор книготорговой сети Армен
Мнацаканян.
В магазине
корреспонденту РП рассказали, что оригинальная идея родилась в результате
мозгового штурма: в «блице» участвовали и рядовые сотрудники, и руководство.
Продавцам, кстати, впоследствии и пришлось воплощать идею в жизнь.
— Те розги,
которые есть у нас, — это собранные нашими сотрудниками ветки от
декоративной обрезки деревьев, их любой может сделать, — пояснили в
магазине.
Такие розги может сделать каждый,
считают продавцы товара. Фото: Галина Курочкина/«Русская планета»
Среди потребительских
качеств товара в инструкции по применению указаны высокая гибкость, хлесткость
и износостойкость. Продавцы утверждают, что спрос есть: раскупаются розги
быстро. Причину ажиотажа вокруг «эксклюзивного» товара попытался объяснить медицинский
психолог, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги Юрий
Кудрин.
— Я думаю, что
родители восприняли это так же, как и я, когда увидел эти объявления. Это некая
шутка. Связано это, скорее, с тем, что сейчас есть интерес к хендмейду. И это
воспринимается, как некий юмор.
Потому что мы прекрасно понимаем, что родители,
применяющие насилие в реальности, скорее всего, не станут покупать розги, а
воспользуются ремнем. Тратить деньги на это они точно не будут. Смею
предположить, что часть этих предметов купили сами ученики. Это интересное,
смешное и уникальное предложение для Самары. Я не думаю, что это будет
применяться для наказания учеников, — отмечает эксперт.
Содержание
рекламно-информационных материалов на соответствие положениям закона «О
рекламе» проверяет специально созданная комиссия УФАС, в состав которой,
согласно регламенту, входят как минимум трое должностных лиц ведомства.
Привлекли к проверке и независимых экспертов.
— Для всесторонней
объективной оценки рекламного образца на предмет соответствия требованиям
законодательства нами был осуществлен запрос членам экспертного совета по
рекламе, — пояснила корреспонденту РП специалист Самарского УФАС Алина
Самсонова.
— Помимо представителей областных ведомств (Роскомнадзора, Росздравнадзора,
Роспотребнадзора, министерств строительства и здравоохранения, департамента
благоустройства и экологии), сюда вошли коллегия Большого жюри Союза
журналистов России, юристы, представители общественных фондов, образовательных
учреждений и религиозных конфессий.
Православные
священники не против наказания детей, но без рукоприкладства. Настоятель храма
Луки Крымского (Самара) иерей Алексей Васильев считает: все должно быть в меру,
процесс воспитания не должен переходить в жестокость.
— Наказывать при
воспитании необходимо, ведь человек (пусть и маленький) не должен чувствовать
абсолютную безнаказанность. Что тогда из него получится? — рассуждает
священник. — Но связано это должно быть не с ненавистью и со злобой, и уж тем
более не с причинением боли ребенку. Принцип должен быть таков: я забочусь о
своем ребенке, следовательно, я беспокоюсь о его воспитании.
—
Вы задаете
провокационный вопрос. Я скажу, что можно, и вы припишите сюда все муки ада, —
говорит протоиерей Иоан Мохов, настоятель храма святителя Спиридона (Самара). —
Тут, знаете, есть некий нюанс. Вопрос в самом определении наказания — что есть
«наказание»?
Вы вспомните детские сказки. Там написано: матушка Добрыни
Никитича сына «понаказывала». Она что, била его? Вот вопрос. Поэтому отношение
к тому, наказывать ли и чем наказывать — это прерогатива родителей. Каждый
родитель должен по своему усмотрению, сообразуясь с нравственностью и
религиозностью, решать сам. Не наказывать? Дай вам Бог, чтобы дети так
воспитывались.
Я не буду приводить личный пример, но у нас в семье наказывали,
вот и вырос нормальным человеком. Вопрос наказания должен лежать, я думаю, в
сфере прав родителей. Наказывать можно, но смотря чем.
Вот условно до 1917 года
у нас была другая страна (территория-то и сейчас осталась прежней), вот там и
розгами секли, и на горох ставили, но не за просто так ведь наказывали, от
нечего делать. Все должно быть для пользы дела. И нет здесь никаких проблем.
Единственное, что у нас все обычно бросаются в крайности: если уж наказывать,
то до крови, чуть ли не до смерти. Воспитание должно быть мотивированным. Но
однозначно дети должны знать о наказаниях.
«Сейчас воспитывают
по-другому»
Горожане к «креативу»
относятся по-разному. Одни считают рекламу забавной, другие удивляются
значительному вниманию к столь незначительному вопросу.
— Я, когда их увидел,
подумал, что к нам вернулась царская Россия. Просто сейчас воспитывают
по-другому. Многие родители даже голос не повышают на своих детей, а розги так
вообще перебор, — комментирует Алексей Модный, ведущий детских мероприятий.
— Сейчас школьная
пора, и подобная акция — всего лишь способ привлечь внимание к магазину, ведь
все родители готовят детей к новому учебному году. Не думаю, что реклама призывает
к насилию.
Часто, гуляя по магазину, наблюдаю следующую картину: сначала люди
улыбаются, смеются, а затем обращают внимание на вторую часть сообщения, где
указан перечень скидок на ассортимент товаров магазина. Тут, кстати, стоит
отметить, что чувство юмора у горожан напрочь отсутствует, — говорит Мария
Соловьева, постоянная покупательница книжного магазина.
Иллюстрация Нормана Роквелла к книге
«Приключения Тома Сойера»
Тем временем
управление Федеральной антимонопольной службы в соответствии с возложенной на
него компетенцией проводит проверку соблюдения рекламного законодательства. В
дальнейшем, после того как будут собраны все необходимые сведения, последуют
процессуальные меры.
В случае подтверждения признаков нарушения закона о
рекламе компании грозит штраф — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Впрочем, это
руководителей сети не пугает. Стоила ли овчинка выделки, они скажут в сентябре,
когда тысячи самарских школьников пойдут учиться.
— С продажами у нас
все в порядке. Как сказалась или не сказалась рекламная кампания на уровне
продаж, будем говорить после окончания горячего сезона. Но то, что количество
посетителей в наших магазинах увеличилось, — это факт, — резюмирует Армен
Мнацаканян.
http://rusplt.ru/society/rozga-um-bodrit-i-vozbujdaet-pamyat-18507.html
P.S. Уважаемые прошкольники? А как вы воспринимаете эту инициативу:как шутку или призыв к насилию?