Использование приёмов технологии развития критического мышле - Юлия Николаевна Понятовская
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Николаевна Понятовская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юлия Николаевна Понятовская / Блог / Использование приёмов технологии развития критического мышле


ЗАПИСЬ #27

КОММЕНТАРИИ (14)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


30 августа 2015, 08:49, автор - хозяйка блога
Юлия Николаевна Понятовская

Использование приёмов технологии развития критического мышле

Не так давно прочитала в блоге Пряженниковой Ольги пост, посвящённый технологии развития критического мышления школьников, где она предложила делиться приёмами, которые используют участники Edcommunity.ru на своих уроках. Учитывая, что ни один из моих уроков не обходится без использования элементов (некоторых методических приёмов) данной технологии, решила предложить вам, коллеги, не просто делиться названиями приёмов, а уже разработанными (или находящимися в процессе разработки) фрагментами уроков с использованием элементов ТРКМ, с методическим обоснованием целесообразности использования данного приёма. Предполагаю, что совместными усилиями мы сможем собрать большую коллекцию примеров.
 
Что же такое критическое мышление? Для чего необходимо формировать и развивать его?
 
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
 
«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» (Сорина Г.В., профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук).
 
Один из авторов ТРКМ Дэвид Клустер (профессор, преподаватель американской литературы Хоуп-колледжа, Холланд, штат Мичиган) в своей статье «Что такое критическое мышление?» в международном журнале о развитии критического мышления «Перемена» (2001, № 4) выделяет следующие параметры критического мышления:
1.    Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2.    Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3.    Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4.    Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5.    Критическое мышление есть мышление социальное.

Википедия предлагает такое определение:
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Критическое мышление - способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Становится очевидным, что целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение работать с информацией, анализировать, принимать обдуманные решения и т.п.).

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Методические приемы ТРКМ:
Ключевые слова
Верные и неверные утверждения
Кластеры
Дерево предсказаний
Таблицы
Толстые и тонкие вопросы
Чтение с остановками
Инсерт
Дневники и бортовые журналы
Лови ошибку
Зигзаг
Мудрые совы
Решение творческих задач
Стратегия «РАФТ» и другие.

Приведу  пример фрагмента урока литературного чтения по произведению Б. Полевого  «Последний  день  Матвея  Кузьмина»3  класс. Использовался методический приём "Кластер".
К сожалению, в современных учебниках литературного чтения нет страниц, посвящённых биографиям поэтов и писателей. Лишь иногда встречаются коротенькие справки из 2-3 предложений. Поэтому проводим работу с дополнительными источниками информации. Чаще всего адаптирую собранную для урока информацию и раздаю группам листы с текстом, с которым они работают .

На этапе актуализации знаний детям было предложено рассказать всё, что они знают о Б. Полевом ( дети могут ничего и не знать о нём на данном этапе урока).
Затем, учитель демонстрирует портрет писателя, называет годы его жизни.
Дети говорят, что это корреспондент, писатель. 
Учитель спрашивает, могут ли дети связать цифры и имя. 
Дети отвечают.
Учитель: Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? ( В учебнике есть информационная справка об этом)
Дети:  Нет,  он  был  военным  корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.
Учитель: Кто из вас может сказать, что уже много знает о Борисе Полевом?
Ответы детей.
Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать  группами в течение четырёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.
Дети работают группами.


Далее тест с иллюстрациями, которые, увы, в данный блог загрузить не могу.
Уже поднимала эту тему в комментариях, но проблема так и осталась нерешённой. Если кто-то может помочь, буду очень благодарна. Скриншот проблемы.



Используемые источники:
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
http://o-ch.ru/reviews/critiacal/
http://festival.1september.ru/articles/625679/




ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Васильевна В2015-08-30 12:06:25 - Валентина Васильевна В
...креативного мышления?! Юлия Николаевна!
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 12:41:36 - Юлия Николаевна Понятовская
Валентина Васильевна, не поняла вопроса...
Ирина Валентиновна Ермакова2015-08-30 12:48:33 - Ирина Валентиновна Ермакова
Почему креативного, Валентина Васильевна?
Речь идет о технологии критического мышления.
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 13:12:55 - Любовь Валентиновна Колганова
А в чём проблема: проблема загрузки файла или технологии РКМ? Да я и не думаю, что невозможно найти примеров по этой технологии.
Валентина Васильевна В2015-08-30 13:27:34 - Валентина Васильевна В
Любовь Валентиновна, спасибо за опыт!
да, разобралась... спасибо, коллеги.
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 13:37:25 - Юлия Николаевна Понятовская
Любовь Валентиновна, проблема в том, что не могу загрузить в пост изображения.
Примеров много, но всё в теории! Даже тот файл, ссылку на который вы указали, он отличного содержания, его можно использовать в качестве инструкции по изучению технологии, но... Хотелось бы конкретных примеров по организации урока. Если вы перешли по ссылке и дочитали до конца, то увидели описание фрагмента урока. По опыту знаю, что можно много рассказывать о технологии, доказывать, обосновывать, но применять её так и не будут. А вот когда люди видят конкретный урок или его фрагмент, где прописано: шаг №1, шаг № 2 и т.д., то и мысли/идеи по реализации приёмов технологии появляются и желание их развивать в этом направлении.
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 20:31:46 - Любовь Валентиновна Колганова
+++++++++++++++
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 20:42:30 - Юлия Николаевна Понятовская
Отличный материал, спасибо!
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 20:49:04 - Любовь Валентиновна Колганова
Предупреждаю: материал с авторскими правами, хотя и старый. (значок копирайта не проставляется)
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 21:33:54 - Юлия Николаевна Понятовская
Любовь Валентиновна, думаю, что данные автора следовало указать в самом начале документа и копирайт при это совсем необязателен :).
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 21:40:39 - Любовь Валентиновна Колганова
Я никогда ничего просто так не говорю, тому есть серьёзные основания.
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 21:50:01 - Юлия Николаевна Понятовская
Так никто и не спорит, что соблюдение авторских прав дело серьезное! Если вы думаете, что я бросила клич с целью что-то себе присвоить или использовать в собственных целях, то вы ошибаетесь. Не понимаю, почему вы не хотите указать авторские данные в самом документе.

Кстати, можно же опубликовать фрагмент урока, как это сделала я здесь http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=uliya-blog-s1&id=1218 в качестве примера того или иного методического приема технологии. Вас не затруднит?
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 22:24:32 - Любовь Валентиновна Колганова
Я пожалела... обо всём. Удачи Вам! Поучать тех, кто оказал Вам помощь по Вашей же просьбе не очень хорошо, мягко говоря. не делайте этого. Вас не затруднит?
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-31 06:38:44 - Юлия Николаевна Понятовская
Любовь Валентиновна, а вот о помощи я не просила! Лишь предложила создать коллекцию приемов, чтобы любой желающий мог воспользоваться идеями и понять суть.
Цепочка Ваших же поступков: дать ссылку на материал, потом его удалить со странными комментариями, мне непонятна.
Кстати, так и остается загадкой, кто же автор этих ресурсов и почему указать его имя - это проблема, приведшая к недопониманию между нами?
Если Вас это успокоит, то я даже не сохранила материалы, а только познакомилась с ними, открыв в браузере. Всего доброго!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I
Какие же лапочки!)))
Спасибо!
спасибо,Галина Владимировна! мне урок понравился!
https://vokrug-knig.livejournal.com/120686.html?ysclid=lu9yemchyj129496662 В тему К дню рождения Вероники Тушновой Стихи о весне.
Исподтишка





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/