Учителя словесности бьют тревогу - Людмила Александровна Казакова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Красивые открытки
 ▫ Любовь
 ▫ Забавные животные
 ▫ Полезные книги для преподавания литературы
 ▫ Поздравляю
 ▫ Красивые цветы
 ▫ Спасибки !
 ▫ Моя семья
 ▫ Друзьям
 ▫ Задуматься ....
 ▫ Открытки о любви
 ▫ Это я
 ▫ Моя радость
 ▫ Мои стихи ....
 ▫ Не мои стихи
 ▫ Уроки русского (10-11 класс)
 ▫ Уроки литературы (10-11 кл)
 ▫ Аттестация
 ▫ Внеурочка по рус яз и литературе
 ▫ Литература 5-7 класс
 ▫ Русский язык 5-7 класс





























Людмила Александровна Казакова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Людмила Александровна Казакова / Блог / Учителя словесности бьют тревогу


ЗАПИСЬ #281

КОММЕНТАРИИ (19)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


29 августа 2015, 19:58, автор - хозяйка блога
Людмила Александровна Казакова

Учителя словесности бьют тревогу

Учителя словесности бьют тревогу: объединение русского языка и литературы в один предмет. 


Даже на филологические факультеты приходят выпускники, которые двух слов связать не могут, сетуют педагоги
 

Почему? На подготовку к ЕГЭ тратится слишком много часов, а на то, чтобы подумать, почувствовать, внимательно прочитать даже входящие в программу романы и стихи, времени не остается. Эту проблему педагоги обсудили на недавно прошедшем в Москве Всероссийском съезде учителей русского и литературы. И приняли резолюцию, резко критикующую новый стандарт образования для старшеклассников. Введут его повсеместно лишь в 2020 году, но часть школ опробует стандарт уже в 2013-м.

ТОЧНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В ОДНОМ ПРЕДМЕТЕ

По ФГОСу (Федеральному государственному образовательному стандарту) в числе обязательных предметов - русский язык и литература, иностранные языки, математика, история, физкультура и ОБЖ. За бортом базовой программы остаются химия и физика. А русский язык и литературу решили слить в один предмет. Это и вызвало бурю негодования со стороны учителей-словесников. 

- Никаких рациональных причин для этого я не вижу и в стандарте их не нахожу,  - пожаловалась учитель московской школы

№ 119 Татьяна Архангельская в эфире радио и ТВ «Комсомольская правда». - Мы привыкли преподавать эти две дисциплины по разным принципам. Русский язык - как точный предмет, который базируется на правилах. А литературу - как предмет духовно-нравственного, искусствоведческого направления, личностного. А теперь получается, пол-урока мы будем рассказывать про нравственную проблематику произведения, а потом искать в нем деепричастные обороты. К тому же единый предмет будет обязательным ЕГЭ - и как прикажете его сдавать?

- Это как смешивать математику и физику, - рассуждает писатель и журналист Дмитрий Быков. -  Конечно, без знания математики физики не бывает, но это не повод преподавать их вместе. У литературы есть свои законы, свои сложные схемы.  

- Я считаю, что интегрированная дисциплина - нормальное явление, - возражает депутат Госдумы, член Комитета по образованию Ахмат Эркенов. - Если мы сведем изучение русского языка только к тому, где поставить запятые, то не добьемся главной цели нового стандарта образования: чтобы человек мог изучить культуру, которая через этот язык передается.

Идея сама по себе неплохая - но если смешивать разные предметы в надежде простимулировать детский интеллект, выпускники могут вой­ти во взрослую жизнь с кашей в голове. Тем более что авторы ФГОСа пока не могут четко сформулировать, чего хотят от учителей, а ограничиваются общими словами и радужными перспективами. Например, на базовом уровне «Русского языка и литературы» ученик должен иметь «навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью». А на углубленном уровне, помимо всего прочего, надо «владеть различными приемами редактирования текстов» и уметь оценить экранизацию художественного произведения. Звучит заманчиво - но если направлять все силы на это, когда читать «Войну и мир» и осваивать азы орфографии? И все ли учителя смогут справиться с таким заданием?

ДРУГИЕ ДЕТИ - ДРУГИЕ КНИГИ

Главное, почему учителя требуют вернуть литературе статус обязательного предмета: она «способствует духовному самоопределению молодого человека, развивает его творческие и исследовательские способности» (цитата из резолюции съезда словесников). Но возникает и другой вопрос - а можно ли учить современных детей литературе теми же методами, что и раньше? Ведь педагоги все чаще жалуются на «клиповое» мышление. На то, что нынешние дети стали неспособны воспринимать текст так, как их предшественники. И если так - то к ним нужен особый подход. 

- Надо помочь им увязать современную культуру с позапрошлым веком, - считает Дмитрий Быков. - Интересно рассказать про связь Раскольникова с современным террором, оппозиционные взгляды Пьера Безухова - с нынешними митингами. Объяснить, что психоделическая проза началась с «Обломова» - измененная реальность главного героя очень напоминает Берроуза. Тогда им будет интересно.

Мнения

ЗА

А нужны ли современным школьникам сочинения по Толстому и Достоевскому?

Дарья ВАРЛАМОВА:

«Интеллектуальные мышцы надо тренировать»

- Пока одни эксперты кричат, что современные дети поглупели, другие говорят противоположное: «они не хуже, они просто мыслят по-новому». И правда, эти ребята креативны, играючи сортируют информацию, а в гаджетах ориентируются с закрытыми глазами. Они - наше будущее, и, может, это нам нужно приспосабливаться под них, а не приставать к ним со своими устаревшими мерками? И фокус не в том, чтобы научить юных интернет-серферов писать обстоятельные сочинения про Раскольникова и Достоевского? Не учим же мы детей латыни и верховой езде - не пора ли и классическую литературу сбросить с парохода современности? Сделать электронные учебники с гиперссылками, а зачеты принимать в виде статей для «Википедии»...

Но давайте представим: через 10 - 20 лет на рынок труда выйдут люди, которые смогут читать три статьи одновременно, параллельно делая видеопрезентацию и постя новый статус на Фэйсбуке. Они будут схватывать все на лету - но при этом окажутся неспособны «копать» вглубь, искать более сложные контексты, сопоставлять явления да и просто держать в памяти большие объемы информации. А ведь именно этому нас и учит литература. И разные виды интеллекта - как мышцы: если их не развивать, они атрофируются. И не всегда тут стоит исходить из недалекой прагматики. Нам ведь уже не нужно гоняться за буйволами ради пропитания - но мы продолжаем бегать по утрам и ходить в тренажерные залы. Тщеславные - ради красоты, сознательные - ради здоровья, а самые умные - ради гармонии, внешней и внутренней.

ПРОТИВ

Алексей ДУЭЛЬ:

«Хочешь разлюбить книги? Учи литературу на пять»

- Уроки литературы в их нынешнем виде учат хитрить, приспосабливаться и навсегда отбивают охоту к чтению. Школьники научатся понимать тексты и полюбят читать книги - бумажные или электронные, - только если преподавать литературы как междисциплинарный предмет, проходящим через все уроки.

Я был книжным мальчиком. Все детство, отрочество и большую часть юности много и запоем читал. Гиляровского, Солженицына, Аксенова, Гинзбург, Конан Дойла, Стругацких - книжки самые разные, но все - хорошие. А вот с «произведениями школьной программы» у меня почти всегда был затык.

- Почему учительница всегда знает, что Пушкин хотел сказать этой строчкой? Может, он сам о таком подтексте вообще не думал? - возмущался мой друг Андрюха, выслушав на уроке разбор очередного стихотворения.

Наша учительница, допускавшая споры, все равно в итоге настаивала на своей трактовке. И те, кто учился ради оценок, тут же усваивали, под какие выводы надо подогнать сочинение. К одиннадцатому классу желания спорить и искать свое восприятие текста не осталось ни у кого.

Школьникам дают читать много произведений, которые кто-то назвал «самыми важными для становления личности». В результате все читается на скорость, проглатывая абзацы, не чувствуя ни языка, ни оттенков, ни деталей сюжета. Или вместо оригинала берется «краткое изложение». Это все равно что прийти в гастрономический ресторан, заказать самое дорогое блюдо, дождаться официанта, а потом схватить деликатес и съесть его на бегу за 20 секунд. Ничего не почувствовать, но галочку поставить - продегустировал.

С литературой ведь можно поступить и иначе. Беллетристика пригодится на географии, биологии, истории, обществоведении. Пусть по книжкам изучают времена, образ жизни героев, экосистемы и явления. Сравнивают писательский текст с фактической основой. Анализируют нравы разных эпох и события, в это время происходившие.

Другое мнение

Какое «отупление»? Выпускники стали грамотнее!

Самым страстным высказыванием на съезде стала фраза декана филологического факультета МГУ Марии Ремневой: «Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов». Ее цитировали в Сети, коллеги передавали друг другу. Константин Поливанов, преподаватель литературы лицея № 1525 и Высшей школы экономики, не согласен с таким мнением:

- Я много лет работаю со студентами и старшеклассниками и не вижу никакого  «отупления». - Возможно, эта реплика Ремневой - просто обида за то, что филфак из-за ЕГЭ лишился «кормушки» на вступительных испытаниях. Конечно, технологии влияют на мышление детей. Методики преподавания могут меняться, но у хорошего педагога смысл их всегда сводится к одному: чтобы ученикам было интересно. Как раньше, так и сейчас учитель литературы ищет индивидуальный подход к каждому ученику. И, кстати, за последние годы уровень «технической» грамотности, умения писать без ошибок заметно вырос, да и знание обязательной программы по литературе - тоже.



Как же составить календарно-тематический план по новому предмету?



ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Григорьевич Оксененко2015-08-29 23:10:31 - Владимир Григорьевич Оксененко
Жираф большой - ему видней!
Людмила  Александровна  Казакова 2015-08-29 23:13:03 - Людмила Александровна Казакова
Владимир Григорьевич, жираф, может быть и большой, а как же календарно-тематический план составлять?
Наталья Анатольевна Жукова2015-08-29 23:15:25 - Наталья Анатольевна Жукова
К тому же, литература имеет самый большой воспитательный потенциал.
Людмила  Александровна  Казакова 2015-08-29 23:17:34 - Людмила Александровна Казакова
Наталья Анатольевна,это понятно. Но как объединить, если у меня уроки парами идут?
Игорь Анатольевич Чуфрин2015-08-29 23:43:29 - Игорь Анатольевич Чуфрин
Ольга Константиновна Короткова2015-08-29 23:49:03 - Ольга Константиновна Короткова
Рано переживать о КТП, до 2020 еще дожить надо.
Лариса Алексеевна Тюлина2015-08-30 00:00:32 - Лариса Алексеевна Тюлина
я так понимаю, что основной материал, чтоб писать грамотно, дается до 9 класса. Раньше вообще в 10-11 классах русского языка не было. Возможно, идея изучать не только смысл текста, но и повторять материал русского? Типа `Сложносочиненные предложения в произведении Достоевского `Преступление и наказание``? или `Использование синонимов в ранней лирике Пушкина`? Как-то смутно я это представляю.
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 02:46:10 - Любовь Валентиновна Колганова
Это старая статья - 2012 года, да и в самой статье написано `часть школ опробует стандарт уже в 2013-м`. То, что сейчас пишем выпускное сочинение и есть объединённые предметы.
Антонина Алексеевна Каврева2015-08-30 07:46:19 - Антонина Алексеевна Каврева
Да, устарело...
Людмила  Александровна  Казакова 2015-08-30 09:55:09 - Людмила Александровна Казакова
Статья хоть и устарела, а смысл остался тем же....

Ольга Константиновна, до 2020 может и доживём, а вот КТП мне уже в сентябре сдать надо на 312 часов по этому самому новому предмету!
Ольга Константиновна Короткова2015-08-30 11:35:58 - Ольга Константиновна Короткова
А что, есть утвержденная программа? Хотелось бы ознакомиться.
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 13:20:42 - Любовь Валентиновна Колганова
Людмила Александровна, а как, на каком основании? Действительно есть принятые и утверждённые документы? Тоже хотелось бы посмотреть. Или хотя бы ссылку, где это принято.
Людмила  Александровна  Казакова 2015-08-30 14:46:31 - Людмила Александровна Казакова
Ольга Константиновна, утверждённой программы нет. Методист сказала писать самим рабочую программу.

Любовь Валентиновна, приказа я тоже не видела, но сказали, что это приказ сверху. Вот сижу кумекаю, как объединить в часах русский язык и литературу.Может, есть у кого-то наработки? У одной группы должно быть 195 часов за год, а у группы дизайнеров 312 часов в год.Нужно составить КТП на эти часы.
Ольга Константиновна Короткова2015-08-30 17:58:24 - Ольга Константиновна Короткова
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

Закон Об образовании;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;


Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

А Вы на основании чего? На основании слов методиста, который потом скажет, что он с Вами об этом не разговаривал.
Стремно как-то...

Сергей Федорович Бахтин2015-08-30 18:40:07 - Сергей Федорович Бахтин
На мой взгляд,всё ёще изменится.А пока что нет ни учебников,ни пособий.Скажу лишь,что литература-это особый предмет,а художественные произведения-искусство.Как это можно объединять-русский язык и литературу?
Ольга Константиновна Короткова2015-08-30 18:49:36 - Ольга Константиновна Короткова
` Либо ишак сдохнет, либо падишах помрет...` (С)
Светлана Юрьевна Моторина2015-08-31 15:26:17 - Светлана Юрьевна Моторина
Коллеги, есть уже учебники на объединенный предмет `Русский язык. Литература`. Скоро грянет гром. Если в школе ничего своего не предложат, то так с 2017 и будем за 2 часа в неделю давать оба предмета как один и готовить к какому-нибудь ЕГЭ. Хотя думаю, ЕГЭ оставят для разнообразия оба - и русский, и литературу...
Людмила  Александровна  Казакова 2015-08-31 16:07:52 - Людмила Александровна Казакова
Светлана Юрьевна, кто автор этого учебника?
Светлана Юрьевна Моторина2015-08-31 21:36:00 - Светлана Юрьевна Моторина
По-моему, это Львова или Богданова. Надо уточнить. Залезу в свои прошлогодние записи... Потом еще раз напишу. Держала этот учебник в руках...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



тоже наскороту подсмотрела - Заяц был обязательным спутником англосаксонской языческой богини весны и плодородия Эостре. Своей необыкновенной плодовитостью он символизировал продолжение жизни и ее обновление (зайчик линяет весной). Есть и такое толкование: праздник Пасхи приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, а заяц как раз считается лунным животным. Спасибо Нина! Обнимаю моя родная!
Расчувствовалась... нахлынули воспоминания о `рубашке цвета неба` и обязательно с коротким рукавом... Спасибо за вашу поэзию, Людмила Александровна! И вам, девочки за сопереживания с автором. Обнимаю вас всех душой!
для чего делать ссылку на скачивание, если скачать нельзя
Спасибо, Нина Николаевна, за содержательный комментарий. Ссылка ваша многое поясняет. Сдвиги - вещь коварная, случаются редко, но бывают. Иногда и слух не помогает, как в песне `Дучше нету того цвету` или в стихотворении про пятнадцать дочерей, то есть союзных республик.
К сожалению, провокаторы войн тоже на всех углах кричат, что уж они-то, и именно они, и хотят мира, а не те, кто ... Так что мир миру рознь в мире людей.
6138762-a151550





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/