Повесть о водворении христианства в Ростове - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Повесть о водворении христианства в Ростове


ЗАПИСЬ #810

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


03 августа 2015, 09:49, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Повесть о водворении христианства в Ростове

Но когда же подверглось христианизации население Ростова и его округи? Лишь некоторые поздние летописи содержат скудные и противоречивые сведения по этому вопросу. Во Владимирском летописце крестителем Ростова назван епископ Феодор, якобы поставленный на ростовскую епархию в 6499 (991)г. (79) В Никоновской летописи говорится о поставлении в Ростов того же Феодора под 6500 (992)г. (80) В Холмогорской летописи под 6496 (988)г. сообщается о поставлении митрополитом Леонтом епископа Феодора Ростову, который отправился туда вместе с сыном Владимира Святославича Борисом. Феодор - бысть первый епископ в Ростове и крести всю землю Ростовскую и Суздальскую (81).
По поводу последнего сообщения можно сказать, что ему верить нельзя. В 988г. не была ещё крещена даже Киевская земля. Князь Борис отправился на Ростовское княжение не в 988г., а значительно позже - около 1010г. (82), после того, как Ярослав Мудрый был переведён из Ростова на княжение в Новгород. Густынская летопись, Великие Четьи-Минеи и Киевский синопсис, как уже говорилось выше, называют крестителем Ростова самого Владимира Святославича (с.285).
…Прежде чем попытаться ответить на поставленный вопрос, следует коснуться ещё одного памятника - Повести о водворении христианства в Ростове (Жития св. Авраамия Ростовского), чтобы определить, насколько можно доверять его известиям.
Это произведение дошло до нашего времени в довольно поздних списках. Автору настоящей книги известны две его редакции, сравнительно мало отличающиеся друг от друга.
В житии отмечается, что монах Авраамий (по одной из редакций он был пострижен в Валаамском монастыре) появился в Ростове ещё до крещения ростовцев (Видев же Преподобный прелесть идольскую сущу, не убо еще принята святое крещение, но Чюдский конец поклоняшася идолу камену…). Идол этот изображал бога Волоса. - с помощью - Иоанна Богослова Авраамию удалось уничтожить статую Волоса своей тростью. На месте языческого капища он строит монастырь. Население Ростова враждебно реагирует на его деятельность:…множество зла подъят от неверных, овогда же хотяще разорити святыню, и съжещи хотяще…-Однако вскоре произошло крещение ростовцев (Не по мнозе же времени всех приводе к Христу богоразумием, и крестишася от мала до велика, и начата ходити на славословие Божие и на всенощное и жены, и отроци…). После этого многие отроки тайно от родителей стали заходить и к нему в монастырь. Там появились и монахи, и церковь с – чюдными иконами и святыми книгами -, где проходила служба, сопровождающаяся пением. Ростовские князья обратили свое внимание на монастырь Авраамия. Они - имения многа даяху на строение монастырское, и селы даяху на потребу мнихом -. Ростовский епископ также благоволил к монастырю. Посоветовавшись с князьями, он решил превратить обитель в архимандритию, а самого Авраамия сделать архимандритом. В другой редакции этот эпизод дан подробнее. Во-первых, отмечено, что первым ростовским епископом был Феодор, который – изнемог - в борьбе с – неверными - и покинул город. На его место князем Владимиром был прислан другой - Иларион вместе с - мучеником Борисом -.
После этого упоминания идёт такой текст: Людие же окрест сущий, елицы зломыслием одержими, и елицы древле неверием погружени си, вооружахуся на святаго, паче же сам сатана, иже древле чтим бяше от них и действоваше в них…- Вероятно, - неверные - выступали против всех тех, кто насаждал и поддерживал христианство в Ростовской области. Далее во второй редакции говорится: Послежде совет сотвори епископ Иларион с великим князем Владимиром и с князем Борисом, дабы сотворили архимандритию ту обитель -. В конце повести рассказывается, что Авраамий едва не стал жертвой беса, преобразившегося в образ воина, который возвёл на него страшный навет – царю - Владимиру, крестившему Русь. Он обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами. Авраамий был доставлен к - царю - в город Владимир. Но во время очной ставки с воином тот превратился в беса и раскрыл тем самым свою подлинную сущность. Князь был вынужден просить у Авраамия прощения, воздал честь ему и его монастырю, дал обители - домы и селы многы…и многы рабы подаде в дом святому Богоявлению (так стал называться монастырь.— О.Р.), и грамоты подаде многы жаловальные, иже суть и до сего дне...(99).
В данном случае мы имеем дело с ещё одним интереснейшим источником, показывающим, с какими трудностями приходилось сталкиваться христианским миссионерам в Ростово-Суздальской области. Однако этому произведению исследователи уделили мало внимания. Видимо, сказалось скептическое отношение такого авторитетного историка, каким был В.О. Ключевский, к подобного рода памятникам. В.О. Ключевский утверждал, что житийная литература является малоценным источником, так как в основе её лежат народные предания, сильно трансформированные под влиянием времени (100). Наверняка повлияло на отношение специалистов к этой повести и мнение серьёзных ученых (таких, как Н.М. Карамзин), считавших, что город Владимир на Клязьме, в котором якобы происходило разбирательство дела Авраамия, был основан только в начале XII в. Д.А. Корсаков полагал, что Авраамий был современником ростовского епископа Исаи, и относил его борьбу с язычеством к 70-м годам XI в. (101) Е.Е. Голубинский писал: Авраамий жил не в начале XI в. при Владимире и Борисе, а несравненно позднее…(102). А.А. Титов считал, что деятельность Авраамия протекала в первой половине XII в. во времена Владимира Мономаха (103).
Все эти выводы не могут быть признаны обоснованными. Делая подобные категорические заявления историки не привели в их защиту каких-либо существенных аргументов. Они не придали значения сообщению повести о том, что Авраамий пытался бороться с язычеством ещё в X в. до массового крещения населения Ростова, по существу, игнорировали известия источников об этом крещении. Зная по житиям (св. Леонтия и св. Исаи), что ростовским епископам и во второй половине XI в. приходилось насаждать христианство в Ростово-Суздальской земле и постоянно сталкиваться с противниками христианской веры, они делали из этого вывод: до конца XI - начала XII в. жители Ростова в своём большинстве не являлись христианами.
Массовое и насильственное крещение ростовцев вовсе не означало, что все обращенные в христианство люди тут же немедленно раз и навсегда порвут со старой верой. Одни из новообращенных действительно сразу же становились правоверными христианами, другие становились двоеверцами, третьи оставались тайными, а иногда, когда позволяла обстановка, и явными язычниками. Причём люди третьей категории безусловно представляли большинство, так как косность, консерватизм, приверженность к старым традициям и обычаям были в те времена очень велики. Кроме того, христианская идеология, призывавшая к смирению и повиновению, к подчинению феодальной верхушке, должна была враждебно восприниматься широкими народным массами. Люди третьей категории, конечно, старались оказать сильнейшее противодействие новой религии. Поэтому, противоборство двух религий, проявившееся во второй половине XI в., вполне закономерно. Нет никакого сомнения в том, что в первые десятилетия после принятия христианства это противоборство, о котором рассказывается в Повести о водворении христианства в Ростове, достигло большого накала.
В Житии св. Авраамия Ростовского встречаются детали как малодостоверные, так и совсем недостоверные. К первым можно отнести известие о пострижении Авраамия в Валаамском монастыре и об уничтожении им идола Волоса тростью. К явно недостоверным деталям следует отнести – помощь - Иоанна Богослова Авраамию и превращение беса в воина и наоборот. Но такие элементы содержатся не только в житиях святых, они встречаются и в других произведениях, например в Повести временных лет и Киево-Печерском патерике, где фактический материал перемежается с легендами. Всё же остальное в приведённой выше повести стоит на реальной почве и ни в какой мере не противоречит известным нам историческим фактам. Поэтому нет оснований пренебрегать этим источником, рассказывающим о событиях, происходивших в Ростове в конце X - начале XI в. Трудности, с которыми столкнулся Авраамий, описаны вполне правдоподобно. Автор не утаивает такого печального и неприятного для церкви события, как удаление со своего поста епископа Феодора, не выдержавшего напряжённой борьбы с язычниками. Из Жития Леонтия, епископа ростовского - нам известно, что не только Феодор, но и его преемник Иларион под давлением язычников бросил свою епархию (104). В Повести о водворении христианства в Ростове мы не находим об этом сведений. Может быть, автор пытался скрыть истину? Тогда почему он не сделал того же в отношении Феодора? Обращает на себя внимание и то, что название этого произведения не вполне отвечает его содержанию. Автор обрывает свой рассказ, изложив события религиозной жизни Ростова начала XI в. Но нам хорошо известно, что в начале XI в. христианство в Ростове не было ещё окончательно – водворено -.
Всё это, на наш взгляд, свидетельствует в пользу того, что данная повесть создавалась вскоре после смерти Авраамия (105), ещё до того, как епископ Иларион был вынужден покинуть Ростовскую епископию. Мы имеем дело здесь с весьма древним источником.
Правда, фраза, в которой говорится, что жалованные грамоты Владимира Святославича находятся в Богоявленском монастыре - и до сего дня -, а также сообщение о титуловании Бориса – мучеником- скорее всего являются позднейшими приписками. Хотя повесть и могла возникнуть уже после гибели Бориса Владимировича (24 июля 1015 г.), но до того, как епископ Иларион покинул Ростов.
Таким образом, - Житие св. Авраамия Ростовского приводит нас к выводу, что проникновение христианств в Ростов началось ещё до массового крещения его населения 15 июля 992г. и было связано с деятельностью там монаха Авраамия…(с.290-293)
79. ПСРЛ. Т.XXX. с.38
80. ПСРЛ. Т.IX. с.64
81. ПСРЛ. Т.ХХХIII. c.29
82. В.Н. Татищев. История Российская. Том II. с.70

99. Повесть о водворении христианства в Ростове. c.221-225
100. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871
101. Корсаков Д. Указ. соч. с.24
102. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.I. Ч.I. с.202
(прим.)
103. См.: Титов А.А. Ростовская иерархия. М., 1890. с.9
104. См.: Титов А.А. Указ. соч. с.3
Олег Михайлович Рапов. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Русская панорама, 1998. 416с.  
http://www.twirpx.com/file/1526310/  19.9Мб 
Житие и подвизи и чудотворение преподобнаго и богоноснаго отца нашего Авраамия архимандрита Богоявленскаго ростовского чудотворца. Благослови прочести, отче.
(РНБ, Тит., 3691. Жития Авраамия и Иринарха Ростовских. XVII в.)
л.1. Еже дивитися святых трудом добро есть, а еже ревновати спасению, ходатайственно…
…И дойде града Ростова, и виде, яко ту вера благочестивая просиявает, и бе первый епископ Феодор, да благоверный князь Борис Владимеровичь. И ту епископ Феодор нача приходящих к нему крестити во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мнози же безумнии человецы, неверием одержими во граде том, негодоваху на епископа. И бе распря и нестроение от неверных епископу. Видев же преподобный Авраамий сие от неверных насилие, и изыде из града подле езера, яко едино поприще. И ту созда себе малу колибицу, и нача в ней пребывати// л. 9. з Богом. Видевше же его ту благоразумнии и богобоязнивии человецы, крещеннии же и некрещеннии, тако творяща, Господа ради труждающеся, и начаша приходити к нему послушати слова Божия. Он же наказуя их и учаше Божественному писанию, сице глаголюще, яко земное царство тленно есть и временно. Небесное же царство нетленно и вечно есть, и о всем беседуя к ним, и глаголя полезная коемуждо их. Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах (л.9об.) единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием бесовским. Бе же во идоле бесу злу живущу и страшилища злы и мечты творяща своим омрачением, яко близ его никтоже возможе путем тем ходити, аще пад не поклонится ему. Преподобный же Авраамий, видев сицевую злую прелесть в несмысленных человецех. И огорчися духом зело, и возревновав л. 10. по Господе Бозе Вседержители, // якоже древле пророк Илия. И помолися Господеви, глаголя: Господи Боже Вседержителю Человеколюбче! Призри с высоты святыя Твоея на раба Твоего, и даждь ми силу и благодать Святаго Твоего Духа, еже разорити многокозненнаго и страстнаго сего идола Велеса, и настави сия прельщенныя человеки, еже творити волю Твою святую. И ста рек, и по молитве тщашеся жилище бесовское разорити, и не можаше. Не дадяше бо ему окаянный ни близ себе приступити пособием сатаниным с велиаром и с тлею своею. Преподобный (л.10об.) же Авраамий недоумеваяся о сем и седяше, скорбя зело и помышляя в себе, како бы ему одолети злаго сего окаяннаго идола Велеса силою Христа Бога моего. И се по смотрению Божию все бысть. Не яко презре Господь молитву святаго, но да яко усерднейша покажет его и прославится в них. Вся бо возможна суть сотворшему всяческая Богу просящим у Него. И абие святый скорбя седяше, и се виде некоего старца, грядуща к себе, благоговейна образом суща и благообразна зело. Преподобный л. 11. же срете его. И оба // поклонистася между собою. И прияста друг от друга благословение. И абие седоста. Начат же блаженный Авраамий к старцу глаголати: Откуду, отче, и камо грядеши, и коея страны еси, святче Божий. И глагола ему старец: Аз есмь, отче, Царя града родом, и пришлец есмь странен на вашей земли. Рцы же ми, отче, ты, чесо ради, скорбя, седиши близ многострастнаго сего идола Велеса? Глагола же ему блаженный Авраамий: Тщание мое ко Господу Богу, отче, да подаст ми помощь, еже разорити многострастнаго сего и (л.11об.) нечистаго идола Велеса, и невозможно ми, презре бо Господь Бог моление мое, и сего ради скорбя седох. Глагола же старец ко блаженному Авраамию: Аще хощеши желаемое получити, отче, иди к Царю граду, и взыщи во граде дому Иоанна Богослова. И вниди в дом его, и помолися образу его, и не изыдеши оттуду тощь, но все желаемое свое получиши. Ащели же не идеши в дом Иоанна Богослова, не можеши желаемое получити. И печален бысть блаженный л. 12. Авраамий о долготе путней. // И рече ему старец: Иди в путь свой, Господь Бог прекратит путь твой малым временем. Блаженный же Авраамий исполнися Духа Свята, и взем у старца благословение, и нача тещи путем, уповая на Бога, забы долготу пути. И яко отыде от града Ростова три поприща, и прейде Ишню реку, и стрете человека страшна и благоговейна образом, взлыса, плешива, браду же круглу велию име, зело прекрасну и благолепну. В руце же своей имеюща трость, на ней же животворящий крест, Распятие Господа нашего (л.12об.) Иисуса Христа. Преподобный же Авраамий узре его и устрашися вельми, и виде, яко апостола Божия, паде пред ногама его, поклонися ему. И глагола ему той страшный муж: Старче, востани, повеждь ми, камо грядеши, скорбя зело? Блаженный же Авраамий воста и поведа ему вся бывшая, коея ради вины и камо грядет, и что ради на взыскание дому Иоанна Богослова. Глагола ему той страшный муж: Возвратися, старче, и возми мою трость, и иди, отнеле же грядеши, и приступи ко идолу Велесу без возбранения, и избоди л.13. его // сею тростию во имя Иоанна Богослова, и будет ти в прах окаянный. Преподобный же Авраамий приим трость у благообразна мужа. Той же муж невидим бысть. Преподобный же, страхом и радостию одержим, возвратися вспять, и прииде ко идолу Велесу без возбранения. И во имя Иоанна Богослова избоде его тростию. И бысть в прах окаянный, исчезе в пропасть, яко в бездну, и с каменем. Сие же место и доднесь ни древесы, ни камением, ничим же не наполнится. Преподобный же Авраамий о сем прослави Бога, давшего ему победу (л.13об.) силою крестною на всю силу вражию помощию святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, иже бысть ему помощник на злаго диавола и на действо его. И пойде преподобный во град Ростов, и сия вся поведа епископу Феодору и князю Борису. Они же, слышав сия у преподобнаго, и прославиша Бога, сотворившаго велия и преславная чюдеса. И взем преподобный благословение от епископа, идеже стрете Иоанна Богослова, и ту возгради церковь во имя его, иже суть и до сего дни всеми зрима. И потом во второе
л.14. время взем благословение // у епископа и возгради церковь малу на том месте, идеже идола Велеса сокруши силою крестною, во имя святаго Богоявления Господня, и келлии поставив, и монахи призвав, печашеся ими, яко чадолюбивый отец чад своих, и сотвори обитель свою общину. Людие же, елицы окрест монастыря живущии, зломыслием своим и неверием одержими, вооружахуся на преподобнаго, паче же с ними сам сатана, иже древле от них чествуем бяше, и действоваше в них. И от тех многонеразумных человек зла приях. (л.14об.) Овогда убо разорити святыню его хотяху, овогда же сожещи, но Богу не попустившу их, молитвами и терпением Авраамия чудотворца. Елико бо они злобою вооружахуся на святаго, толико он молитвою о них подвизашеся. Мнози же невернии, видевше преподобнаго терпение и непреложное утверждение, и верующе. Инии же возвращахуся во град к неверным и совокупляхуся на епископа. Понеже суть мнози во граде невернии. Епископ же Феодор, видев л.15. от неверных безумное насилие и злобу, и не моги терпети // избеже из града. В него же место прииде другий епископ Иларион. И нача святую церковь украшати чюдными иконами и святыми книгами и псалмопением. Верных же укрепляти, и приходящих к нему приимаше. Мнози же невернии, безумием одержими, на епископа брань творяху. Он же с разсуждением на волю их полагаше. Но Богу не попустившу нань. Преподобный же Авраамий пребывая во обители своей в посте и молитвах, и окрест града Ростова живущии людие, приходяще к нему, крещахуся. Он же поучением духовным наслаждаше (л.15об.) и напаяше сердца их, паче меда и сота сладчайши. И толико бо бысть тщание ко благочестию и к духовному просвещению, притекаху ко преподобному. Яко и юныя на ревность подвиже к добродетели, мнози бо, оставлше родители своя, и отай прихождаху ко святому, и крещахуся, и быша монаси. Преподобный же без возбранения вся приходящия с верою приимаше, и с разсуждением духовным постризаше, яко виноград благоплодовитый насаждаше при водах воздержания, и напаяше л.16. их книжным // учением божественных словес, и умножи преподобный монахи. Наипаче же молитвою и постом украси их. И созда преподобный церковь велию, и украси ю, яко невесту Христову, чудными иконами и святыми книгами, и в церкви день и нощь преспевая. И святое пение и славословие наипаче Богови возсылашеся. Князи же ростовстии, живущии окрест монастыря, прияша сами святое крещение пред самим великим князем Владимиром, своих же подданных сущих всех отсылаху во обитель креститися ко Авраамию преподобному. И начаша князи велию веру (л.16об.) и любовь имети ко святому и ко всей братии. И даяху имения многа на строение монастырю, и села даяху на потребу братии. Видев же епископ Ларион множащимся монахом во обители святаго, и всеми потребами изобилну сущу монастырю. И духовною любовию помогаше им преподобный ко спасеным стезям. По времени же епископ Ларион совет сотвори с великим Владимиром и со князем Борисом, дабы ту обитель сотворити архимандритию. И поставити преподобнаго Авраамия л.17. архимандритом, и бысть тако. И освятивше // преподобнаго Авраамия, и поставиша его ту архимандритом…
Житие Авраамия Ростовского
http://krotov.info/acts/11/3/avraam_rostov.htm
Великая Меря  
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_498.htm



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Совсем нет, Бронислав Петрович, не люблю слово `лукавите`, оно от лукавого, проще сказать - ты враль, лжец. P.S. :https://yandex.ru/video/preview/15734943657884667606
(Но они есть) И у меня есть. Но, как говорится:искренность на искренность. А на общие фразы... Литературу вы любите, поэтому цитирую Вам `Поднятую целину`: ` Ох,... кровя вы мне замораживаете! Оставьте вы ваши глупые разговоры! Ну, к чему вы об этом вспоминаете? ` Фёдор Максимович, к чему? И помните, что на холод теплом не отвечают(всё как в школьной жизни)
Нина Николаевна, картины чудесные. Владимир Николаевич, в этот день у меня племянница родилась, Лена, названа в честь прабабушки, затмевает. А если серьезно, то В.И.Ленин все-таки в первую очередь не литератор.
Так не хочется расставаться со страницей о красоте, о цветах Нина, может продолжим наш диалог о хризантемах, к примеру? О романсе про хризантемы? Для души А здесь ведь и наша история!! Осень 1918г. Хутор Тихорецк. Идёт свадьба А.Козачинского и С. Гонсеровой. Склонившись над клавишами рояля и напевая, сидит приглашённый на свадьбу красивый, интеллигентный, своим обаянием рождающий интерес и симпатию молодой человек. И особенным вниманием он пользуется у женщин, у невесты и её сестры, с которой пришёл на свадьбу ухажёр, ротмистр, барон Бонгартен. Видимо, позавидовав успеху молодого человека у женщин, во время вспышки злобы, Бонгартен вызывает его во двор, поговорить Ничего не подозревая, тот встаёт и идёт во двор впереди барона. И вдруг барон выхватывает револьвер и в упор стреляет в молодого человека, убивая его на месте. Так был убит Николай Харито, автор одного из лучших русских романсов. Отцвели уж давно хризантемы в саду .Полиция успела спасти барона от расправы друзей Николая, а в дальнейшем он практически ушёл от наказания, поплатившись только разжалованием. А Николай Харито вошёл в сонм тех, о ком писала М.Цветаева: Уж сколько их упало в эту бездну, Развёрстую вдали Пушкин, Лермонтов, Григорьев, Харито, Есенин, Рубцов, Тальков. Сколько их, ушедших, едва сверкнувших талантом, но словно комета, оставивших огненный след в истории и культуре России. Биография Н.Харито чрезвычайно насыщена противоречивыми поступками, продиктованными лихорадочно меняющейся ситуацией тех лет. Это и служба у Деникина, и дружба с П.Войковым Но одно было в нём неизменно интеллигентность, тактичность, коммуникабельность с любыми встреченными людьми. Так к примеру, романс Отцвели уж давно был написан им, с его же текстом, и он же был первым исполнителем. Но в редакции попросили подкорректировать текст, что помог сделать Василий Шумский, который затем просто поставил себя автором текста. Харито не только не обиделся, но долгое время дружил с Шумским, и писал музыку на его тексты. Родился Н.Харито в 1886г. в Ялте, в семье горного инженера и его гражданской жены гречанки по фамилии Харито, поэтому и носил он эту фамилию. В интернете очень подробно освещена биография Н.Харито, написавшего около 50 романсов за семь лет, среди которых и Астры осенние, и Кончилось счастье и другие, являющиеся гордостью и историей нашего русского песенного искусства. 6813500-a3298085 Романс в исп. известной певицы начала прошлого века Эмской М.А. (1881 1925) и ведь тоже ушедшей всего в 44года. 6813499-a3298085 Коллаж с картиной Риты Бекман Хризантемы Отцвели уж давно хризантемы в саду, (с) Осень дышит сырою прохладой, Андромеда рассыпала звёзд череду Мирозданью церковным окладом Умирающих листьев полёт в тишине, Словно исповедь перед прощаньем, Звук романса в слегка приоткрытом окне, Догорающей свечки мерцанье, Что горит пред неведомым этим певцом, Чтоб добиться звучанья бельканто, ** И напомнить романсом об авторе, том, Что погиб лишь сверкнувши талантом Подарив в своих песнях и светлую грусть, И надежду под тенью разлуки, Лишь таким дано право в вечность шагнуть, Коль расправу свершат богомерзкие руки. Ведь не ведомо этим, обуянным злом, Друзьям зависти и фарисейства. И готовым идти по дороге с грехом, Не гнушаясь смертельным злодейством, Что века оставляют в памяти тех, Лишь прекрасных в любви и страданьях, Что не клянчат вниманье, дешёвый успех, Их найдя в красоты созидании. Откровеньем романсы сквозь время идут, Вновь трепещет в волненьи душа И пусть вечно цветут хризантемы в саду Страстью, негой, любовью дыша ** - во времена моды на бельканто певцы отрабатывали технику перед горящей свечой, добиваясь отсутствия волнения пламени.
Нет, Владимир Николаевич, В.И. Ленин не был, он есть и будет. Это временщики приходят и уходят.
Спасибо, Нина Николаевна. Лес апрельский интересен: После зимы в нём, как известно, Что оживает, что поёт, Что зеленеет, что цветёт. Грибы ж эти, чтоб усвоить, Ещё нужно приготовить. Но проблем и с ними нет: Всё подскажет интернет.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/