В
моём гараже неожиданно прописалась «Волга». Её приобретение только казалось
неожиданным моим знакомым. Для меня же это была знаковая покупка.
Полгода
после продажи предыдущего авто я эксплуатировал мотоцикл и общественный
транспорт. Первый имеет только два места, когда мне, при наличии семьи, нужно
три, второй – имеет расписание, под которое необходимо подстраиваться. Эти
причины вынудили задуматься о покупке автомобиля.
Выбор
машин ныне просто огромен, но марку я для себя определил сразу – только
«Волга», только хардкор! Ночью перед её покупкой сон долго не приходил. Память
услужливо подкидывала картины далёкого прошлого, основанные на реальных
впечатлениях и рассказах многочисленных знакомых.
В
приснопамятные 90-е я мог позволить иметь себе отечественный велосипед. Однако уже
тогда в моём посёлке была небольшая прослойка людей, бравших от жизни всё. В
1997 году на рынок выходит обновлённая «Волга» модели 3110. Стоила она дорого,
не каждый мог её купить. И вот местный предприниматель гордо катит по
деревенским улочкам на большом белом седане. Я с завистью в глазах провожал его
солидный автомобиль, поднимавший клубы пыли на разбитых сельских дорогах. А
потом у предпринимателя начался тюнинг. Сейчас эти доработки вызовут лишь ехидную
ухмылку, но тогда… Его «Волга» не по дням, а по часам обрастала опциями,
призванными, по всей видимости, подчеркнуть значимость и статус владельца.
Дополнительные сферические зеркала, стоп-сигналы и стоп-сигнальчики под задним
стеклом, безвкусная решётка радиатора, выкупленная втридорога у барыг на
задворках провинциального авторынка. А венчалось это великолепие эмблемой ГАЗа,
приклеенной на центр капота в стиле автомобилей «Мерседес» или «Линкольн».
«Хорошо живёт!» - восклицали окружающие про предпринимателя. Его машина имела
ещё 402-й мотор, а вот своему сыну через короткое время он купил чёрную «Волгу»
с прогрессивным 406-м, только-только пошедшим в массы.
Рядом
с моим посёлком проходила дорога, ведущая в дальние районы области. В будни и
выходные наёмные перегонщики косяками на ГАЗовских легковушках проезжали мимо.
Автомобили переправлялись в администрации тех районов. Чиновники страстно
хотели побыстрее списать и сменить устаревшую 31029 на более свежую 3110.
Вопросы статуса сильно волновали их. Недёшево стоила тогда «десятка». Но разве
кто-то когда-то считал народные деньги? И я смотрел на уходящую вдаль очередную
«Волгу», у которой ярко-чёрным пятном на корме выделялось пока пустое место для
номера.
Такой
имидж закрепился за ГАЗовскими седанами с советского времени. В эпоху
социализма за подержанную «Волгу» давали две стоимости новой! У ворот ГАЗа
круглосуточно паслись лица с южных регионов страны. Они ждали счастливчиков,
получавших на заводе новый автомобиль. Такой человек останавливался ими и ему
здесь и сейчас предлагалась тройная цена! По нынешним меркам просто фантастика.
Немногие соглашались расстаться с только приобретённой машиной даже за огромные
деньги, ведь они уйдут, а «Волгу» потом не достанешь. Но, видимо, были и те,
кто соглашался. Иначе зачем лица неславянской внешности дежурили у ворот, если
не имели шанса на успех?
Этот
автомобиль находился за гранью мечтаний простого человека. Он был в вечном тотальном
дефиците. Его не покупали, его доставали. В первую очередь, «Волга» попадала в
руки тех, кто хоть немного поднялся над обывателями, представлял ценность для
государства или имел связи. К ним относились сотрудники НИИ, руководители
предприятий, артисты театра и кино. Шанс достать машину в кузове универсал и
вовсе стремился к абсолютному нулю.
Картины
из прошлого в моей памяти плавно подёрнулись дымкой. Я уснул. На следующий день
мне никак не хотелось работать. В голове сидело совсем другое. Едва закончилось
рабочее время, как я отправился в бывший город Горький. «Волга», как водится,
была солидная и чёрная. Мне не пришлось давать за неё двойную стоимость новой. Продавец
запросил за машину всего лишь цену пары холодильников средней руки. Оказалось,
ставшая моей «Волга» тоже когда-то поработала в организации у высокого
начальства. С тех времён в ней даже сохранилось крепление под портативный
телевизор.
Всё
меньше и меньше на дорогах этих больших, престижных некогда седанов. Они
оказались вытесненными маленькими трясучими коробчонками, получившими в народе
прозвание ТАЗов. К счастью, некоторые мечты имеют свойство сбываться. Мне
больше не приходится провожать с завистью во взгляде казавшуюся такой
недоступной машину. Мягко захлопнув увесистую дверцу, я умиротворяюсь под тихий
рокот мотора. Плавно покачиваясь на неровностях, «Волга» заставляет забывать о
постоянных тревогах. Когда сидишь в ней, то чувствуешь себя обладателем
частички истории. Этот автомобиль ещё долгое время будет оставаться культовой машиной для нашего
поколения. «Волгу» сейчас уже не выпускают, но, как и всякая красивая легенда,
она продолжает существовать.
Фото здесь: https://vk.com/id66204967?w=wall66204967_298%2Fall
Тэги:
Волга,
газ 3110,
Горький,
Нижний Новгород