РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«НАШИ ДУХОВНЫЕ
ЦЕННОСТИ»
В основу курса
положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской
нации до 20 века.Сохранение и возрождение национальной культуры- задача
обжегосударственная. Путь к возрождению России лежит,прежде всего через
возрождение ее духовности ,через приобщение детей к истории русской культуры,ее
ценностным ориентирам.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Формирование у учащихся представлений о русской культуре как
величайшей национальной и
общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные
идеалы.
ЗАДАЧИ КУРСА;
- Показать русскую
культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа.его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
- Дать представление
об истоках и основных этапах исторического развития русской культуры, выявить
закономерности ее эволюции в соответствии с традициями европейской и мировой культуры.
- На материале
конкретных произведений искусства
раскрыть особенности художественно-образного мышления русских мастеров.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУРСА;
- Выступает в роли
«надстройки»,дополняя содержание курса МХК ,истории и литературы.
- Направлен на
удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях
деятельности человека .
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА:
«Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных
педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации
содержания образования и
воспитания.Основы художественной культуры могут сыграть важную рольв
взаполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе,сформировать у
подростков нравственные установки.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Материал курса рассчитан на учащихся 10-11 классов и может
быть использован в курсе МХК как составная часть,как школьный компонент
учебного плана в виде предмета по выбору
в поддержку предметов гуманитарного профиля.
Содержание курса разработано с учетом Государственного
стандарта общего образования по
предметной области МХК,истории культуры России.
Программа рассчитана на 34 часа: 17 чссов в 10 классе и 17
часов в 11 классе.
В результате изучения курса ученик должен знать:
- основные эпохи в
развитии русской художественной культуры.
- основные стили в
направлении русской культуры.
- роль древнерусского
искусства для современности.
- выдающиеся
памятники русского искусства и культуры
- основные
понятия,определения,термины,связанные с историей русской художественной
культуры.
Ученик должен уметь:
- отличать и
анализировать произведения русской художественной культуры
- давать
самостоятельную оценку различным произведениям искусства
- объяснять роль и
значение русской художественной культуры для духовного развития современного
человека
- пользоваться
словарной и справочной литературой по искусству.
Использовать полученные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для собственной позиции по отношению
определения места культуры России в современном мире .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
10 класс---17часов
Введение-1час
Раздел 1- Русская
старина—6 часов. Искусство восточных славян.Принятие христианства.Искусство
Киевской Руси. Искусство Владимиро-Суздальской Руси.Искусство Новгорода.
Русская икона Великие русские иконописцы.
Раздел 2. -2 часа. Русские народные праздники,обычаи,
обряды,традиции.Русские народные праздники, традиции в наши дни.
Раздел—3.-2 часа. Русские народные промыслы: дымковская
игрушка,хохломская и городецкая росписи,роспись по металлу(жостовские подносы),
искусство Гжели. Искусство Палеха.
Раздел-4—5часов.
Искусство и культура эпохи Просвещения: Искусство Петровской
эпохи. Русский классицизм в архитектуре
Санкт-Петербурга. Выдающиеся русские портретисты: Никитин, Рокотов,
Аргунов, Левицкий, Боровиковский.
Итоговое занятие—1час
11 класс—17 часов.
Введение—1час.
Раздел 1-10часов.
«Золотой век» надежды и пробуждения в русской культуре.
Великие русские художники 19 века. Художники-передвижники. Жанровое
разнообразие изобразительного искусства 19века.Русское музыкальное искусство:
«Могучая кучка». Музыка второй половины
19 века. История русского театра «Три века русской сцены». Традиции русского
театра в Европе. Великие русские актеры.
Раздел 2- 5 часов.
Искусство 20 века. Искусство Серебряного века: литература.
Влияние модернизма в русской живописи- в импрессионизме Серова, Коровина.
Символизм Врубеля. Художественные объединения начала 20 века. Отход от старых
традиций в музыке: творчество Скрябина, Рахманинова, Стравинского. Модернизм в
ахитектуре.Русские сезоны С. Дягилева в Париже.Искусство в период ВОВ.
Итоговое занятие-1 час.
Преобладающие формы контроля: устные сообщения по теме,
презентации,подготовка рефератов, зачет.
Учебно-методическое обеспечение курса
1 Видеофильмы: Русские соборы, русская иконопись,Московский
Кремль,Русские хадожники.
2 Иллюстративный материал: «Малая Третьяковка» (выпуски альбомов) Русский
музей(альбомы)
3
CD: “Мировая художественная культура»
4 Фонотека: Шедевры
русской музыки.
Календарно- тематическое планирование элективного курса.
10 класс
№ур.
|
Кол-во
|
час
|
Тема занятия
|
Форма
контроля
|
план
|
факт
|
Теор.
|
прак
|
|
|
1
|
1
|
|
Введение
|
Беседа
|
|
|
2
|
1
|
|
Искусство восточных славян
|
Лекция
|
|
|
3
|
1
|
|
Принятие христианства и его влияние на Русь
|
Круглый стол
|
|
|
4
|
|
1
|
Икусство Киевской Руси:храмовое стороительство,
Византийские традиции и русская иконопись
|
Сообщ.
|
|
|
5
|
|
1
|
Искусство Владимиро-Суздальской Руси
|
Сооб.щ.
|
|
|
6
|
|
1
|
Искусство Новгорода и Москвы
|
Сообщ.
|
|
|
7
|
|
1
|
Великие иконописцы: Феофан Грек,Рублев,Дионисий
|
Презент.
|
|
|
8
|
1
|
|
Русские народные праздники, традиции обряды
|
Лекция-беседа
|
|
|
9
|
1
|
|
Русские народные праздники,традиции в наши дни
|
Лекция
беседа
|
|
|
10
|
|
1
|
Русские народные промыслы:дымковская игрушка,хохломская и
Городецкая роспись
|
Презент.
|
|
|
11
|
|
1
|
Икусство Гжели, Палеха,загорская матрешка
|
Презент.
|
|
|
12
|
1
|
|
Искусство Петровской эпохи:архитектура,скульптура,живопись
|
лекция
|
|
|
13
|
1
|
|
Русский классицизм в архитектуре Санк-Петербурга
|
беседа
|
|
|
14
|
|
1
|
Великие русские портретисты:Иван и Роман
Никитины,Антропов,Аргунов
|
Доклад
|
|
|
15
|
|
1
|
Творчество Рокотова,Левицкого
|
Доклад
|
|
|
16
|
1
|
|
Искусство переходного периода: творчество
Боровиковского
|
беседа
|
|
|
17
|
|
1
|
Итоговое занятие.
Зачет
|
Круглый стол
|
|
|
|
8
|
9
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ур
|
Кол-во час
|
Тема занятия
|
Форма
|
план
|
Факт
|
теор
|
прак
|
|
контроля
|
1
|
1
|
|
Введение
|
Лекция
|
|
|
2
|
1
|
|
Переход от классицизма к романтизму :творчество
К.Брюллова, Э.Кипренского
|
Беседа-лекция
|
|
|
3,4
|
|
2
|
Художники – передвижники:жанровое разнообразие
|
Доклады
|
|
|
5
|
|
1
|
Великие русские художники: Суриков,Репин
|
Презентация
|
|
|
6
|
1
|
|
«Могучая кучка», Русский музыкальный язык: М.Глинка
|
Лекция-беседа
|
|
|
7
|
|
1
|
Музыка второй пол.
19 века:творчествоП.И.Чайковского
|
Презентация
|
|
|
8
|
1
|
|
«Три века русской сцены»
|
Лекция
|
|
|
9
|
1
|
|
Реформаторы русской сцены: Станиславский,
Немирович-Данченко.Традиции русского театра в Европе
|
Лекция-беседа
|
|
|
10
|
|
1
|
Великие русские актеры:Садовские,Щепкин,МочаловЮМ.Ермолова
|
Сообщения
|
|
|
11
|
|
1
|
Искусство Серебряного века: литература
|
Беседа
Доклады
|
|
|
12
|
|
1
|
Импрессионизм и модернизм р русской живописи: Серов,Шагал,
Кандинский Малевич
|
презентации
|
|
|
13
|
|
1
|
Символизм Врубеля
|
Реферат
|
|
|
14
|
1
|
|
Художественные объединения в начале 20 века:»Мир
искусства», «Союз Русских художников»
|
Лекция-беседа
|
|
|
15
|
1
|
|
Модернизм в музыке,архитектуре
|
Лекция
|
|
|
16
|
|
1
|
Русское искусство в период ВОВ.Героизм русского народа в
искусстве
|
Рефераты
|
|
|
17
|
1
|
|
Итоговое занятие
Зачет
|
Круглый стол
|
|
|
|
8
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|