Несмотря на расхождения
с текстом и порой его вольную трактовку фильм никак не проигрывает. Выручает
этот, на первый взгляд, экзотический проект, игра актеров. Такое ощущение, что
пьеса была прочитана «под Ефремова», потому как концовка хороша, с точки зрения
современности, объяснима: бомжи Котта песен не поют, они, как все потребители
21 века, смотрят телевизор и смеются над несмешными шутками. Уход Актера
(Ефремова) здесь совершенно
предсказуем
.
Жизнь
человека-потребителя более чем
бессмысленна, с точки зрения Человека, и таким, как Актер, здесь действительно
места не найдется. Проблемы Лира и иже с ним уже никому не интересны. Отдых, развлечения, комфорт. Ну как тут не вспомнить Бодрийяра!
Удивительно, когда вместо Луки-старика появляется в кадре
Лука-ребенок. Все же такая трактовка имеет место быть. Если сравнить прочтение Достоевского Романом Качановым («Даун Хаус»),
то вольное чтение Владимира Котта выглядит на этом фоне вполне невинной забавой.
С режиссером нельзя не согласиться: старик советской закалки со словами Луки на устах выглядел бы среди
бомжей более чем нелепо, беспомощно. Чем может воодушевить брошенных, никому не
нужных людей человек, который и сам оказался осколком ушедшей эпохи? Лука 21
века –это ребенок, который , очевидно, хлебнул лиха, увидел изнанку времени
рубля и доллара и потянулся к Человеку. Показательно, что Лука в фильме Котта погибает. Всего лишь хроники бандитских разборок (сериалы о любви и о ментах - какого
мыла не видел
современный зритель!): случайный зритель бытовой ссоры на почве ревности. Казалось бы, после гибели
мальчика должно бы что-то произойти в этом мире. Но нравственного спасения не
происходит, смерть обесценивается. Луку забрасывают мусором (сцены похорон мы
не видим), Пепел и Коростылев расходятся до новой стычки, Наташа смотрит шоу
вместе с бомжами, Василиса расточает ласки ненавистному мужу, Пепел «работает»,
Актер раскачивается на ближайшем дереве… Никто не замечает, что песня
испорчена. Никто не поет.
И только высоко, у царских врат,
Причастный Тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Почему-то вспомнилось.