Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 2 Московского района
Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
на заседании МО
|
Заместитель директора по УВР
|
Директор ГБОУ ЦО №2
|
Протокол №__
|
__________________________
|
__________Д.В. Орлов
|
от «___» _____ 201_ г.
|
«_____» _______ 201_ г.
|
Приказ от __________. № __
|
Рабочая
программа
по предмету «Мировая художественная культура»
для 10 класса
1 час в неделю
(всего 34 часа)
Автор – составитель:
Учитель Фёдорова Зоя Васильевна
2015/2016 учебный год
Санкт-Петербург
Пояснительная
записка.
Рабочая программа по МХК составлена
на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного
плана, примерной программы основного общего образования по предмету «Мировая
художественная культура»
с учетом авторской программы по МХК, под
редакцией Л.А.Рапацкой, Москва, «Владос», 2014 год (2 части).
Рабочая программа ориентирована на
использование учебника (учебно- методический комплекта): «Мировая
художественная культура», Л.А. Рапацкая, Москва, «Владос», 2014 год.
Выбор данной авторской программы и УМК
комплекта обусловлен ФГОСом.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1
час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
1. Контрольных работ - нет;
2. Практических работ - 13;
3. Лабораторных работ - нет;
Рабочая
программа имеет цель:
·
на
основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества
сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении
русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
и способствует решению следующих задач
изучения:
·
развивать умение раскрыть мировую художественную
культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения
искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них
собственное суждение;
·
формировать у учащихся представление и знания об
истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить
закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной
художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной
культуры современности.
·
воспитывать
художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный
ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной на
ступени основного общего образования.
Данная программа составлена для
реализации курса эстетического образования, который является частью
гуманитарного образования. Ключевая идея
курса в том, чтобы учащиеся имели представление и понимание:
·
об основных видах и
жанрах искусства;
·
об изученных
направлениях и стилях мировой художественной культуры;
-
о шедеврах мировой художественной культуры.
Специфика курса
«Мировая художественная культура»
требует особой организации учебной деятельности школьников в форме
комбинированного урока, урока-лекции,
урока-беседы,
урока-экскурсии, урока-путешествия.
Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений
и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических
заданий и написания сочинений
(эссе).
Практическая сторона данного предмета
связана с формированием:
-
духовного мира
человека, учит быть добрым, заставляет задуматься об окружающем мире;
-
выбора путей своего
культурного развития;
-
организации личного и
коллективного досуга;
-
выражения собственного
суждения о произведениях классики и современного искусства;
-
попыток самостоятельного художественного творчества.
Обучение предмету «МХК»
дает возможность развивать у учащихся
навыки
соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры, а
МХК вносит свой вклад в формирование всесторонне-развитой личности.
Новизна данной программы определяется
формированием художественно-творческой и личностной
позиции.
При организации процесса обучения в
рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических
технологий обучения: ИКТ, презентаций.
Внеурочная деятельность по предмету
предусматривается в формах: экскурсии, деловых игр.
Промежуточная
аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ и локальным актом в форме
творческо-практических, контрольных работ, презентаций, экскурсий.
Входной, промежуточный
и итоговый контроль запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные
проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов, творческих
работ. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение учебного процесса по предмету «Мировая
художественная культура», 10 класс.
Методические
и учебные пособия:
1. Мировая
художественная культура», Л.А. Рапацкая, Москва, «Владос», 2014 год.
2. Сборник: «Программы для
общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-10 классы.
3.
MULTIMEDIA
– поддержка курса:
4.
Интернет
-
ресурсы
:
- world art and culture
-единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –
Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Информационно – техническая оснащенность
учебного кабинета: ПК; проектор.
6. Наглядные пособия:
·
Портреты композиторов
и художников.
·
Альбомы с
демонстрационным материалом.
·
Фотографии и
репродукции картин художников и крупнейших центров мировой культуры.
Оформление
тематического планирования
№
п.п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего часов на
тему
|
В том числе:
|
Основное
содержание темы
|
Виды учебной
деятельности
|
практика
|
контроль
|
1
|
Раздел I.
Художественная
культура древнего и средневекового Востока.
|
5
|
2
|
Устный опрос.
|
Уметь давать
характеристику художествен
ной культуры
Древнего и средневекового Востока. Владеть навыком анализа и синтеза
полученных знаний по данному разделу.Уметь оперировать историко-культурными
понятиями.
|
Урок-беседа,
устный опрос, презентации, интерарктив-
ный урок,
худ.-творческие задания. Написание сочинений (эссе).
Урок-экскурсия.
Фронталь
ный опрос.
Презентации.
Выполнение
художествен
но-практичес
ких заданий. Написания сочинений (эссе).
|
2
|
Раздел II.
Художественная культура Европы: становление
христианской традиции.
|
7
|
3
|
Презентации.
|
Становление
новых средств художествен
ной
выразительности, жанров и форм искусства.
Христианские
основы средневекового европейского искусства.
|
3
|
Раздел II
I
.
Духовно-нравственные основы русской художественной
культуры: у истоков национальной традиции (Х-Х
VIII
вв.)
|
6
|
3
|
Худ.-творческое задание.
|
Крещение Руси. Черты
древнерусского искусства: отсутствие авторства, каноничность, символичность.
Древние обряды. Роль песни. Каменные соборы. Мозаики и фрески.
|
4
|
Раздел
IV
.
От языческой к православной
художественной культуре.
Художественное наследие древнерусских
княжеств.
|
2
|
1
|
Худ.-творческое задание.
|
Основные этапы
развития художествен
ной культуры Древней
Руси. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его
«Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития.
Образы первых русских святых Бориса и Глеба.
|
5
|
Раздел
V
Художественная культура Московской Руси.
|
3
|
1
|
Презентация.
|
Расцвет художествен
ной культуры
средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль
Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий
Радонежский. Литература Московской Руси.
|
6
|
Раздел
VI
Художественная культура «бунташного века».
|
3
|
1
|
Урок-диспут.
|
Искусство «переходного
периода» — «бунташного века»: противоречии
вое сочетание «старины и
новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения.
(С. Полоцкий).
Церковная
реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового партесного
многоголосия.
|
7
|
Раздел
VII
Русская художественная культура Х
VIII
в.
Художественно-эстетические традиции
Российского Военно-морского Флота.
|
8
|
3
|
Урок обобщения и систематизации полученных
знаний.
|
Европейские формы
культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые
установки светского государства. Сохранение традиционных национальных
ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства.
|
Всего
|
34
|
1
3
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование
№п.п.
|
Тема
урока (основные элементы содержания)
|
Виды
деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
Планируемые
результаты
|
Кол-во
часов
|
Планиру-емые
сроки проведения урока
|
I
полугодие
Часть1
|
Раздел I.
Художественная культура древнего и средневекового
Востока.
|
1
|
Художественная
культура Древнего Египта.
|
Урок
изучения нового материала.
|
Знать: самобытная культура Древнего Египта ("страны
Большого Хапи”). Быт Древнег Египта. Пирамиды.
|
1
|
Сентябрь
|
2
|
Художественная
культура Древнего и средневекового Китая.
|
Мультимедиа
- урок.
Презентация.
|
Знать: значение и уникальный
характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Храм Неба в
Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.
|
1
|
Сентябрь
|
3
|
Архитектура
страны фараонов.
|
Интерактивная
экскурсия.
|
Знать: особенности архитектуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, сфинксы, настенные росписи
и скульптура в Древнем Египте.
Монументальность
и стремление к вечному существованию храмовых комплексов.
|
1
|
Сентябрь
|
4
|
Художественная
культура Японии.
|
Урок-путешествие.
|
Знать: становление культуры средневековой Японии;
живопись кайга. Японская живопись - самый древний вид живописи страны. Природа
- божественное начало.
|
1
|
Сентябрь
|
5
|
Художественная
культура мусульманского Востока.
|
Урок-экскурсия.
|
Знать и
понимать:
специфику нравственных законов ислама; особенности архитектуры
мечети, её ориентацию на Мекку; имена поэтов, названия сказок из «Тысячи и
одной ночи».
Уметь: пользоваться различными источниками информации
о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания.
|
1
|
Октябрь
|
Раздел II.
Художественная культура Европы: становление
христианской традиции.
|
6
|
Античность: колыбель европейской художественной
культуры.
|
Урок
изучения нового материала.
|
Знать:
высшие ценности античной культуры
(
земная красота и гармония: природы, искусства,
человеческого тела). Античность воспела культ нравственности, благородства,
правильного поведения, которые ведут человека к гармонии физического и
духовного совершенства.
|
1
|
Октябрь
|
7
|
От мудрости Востока к европейской
культуре: Библия.
|
Урок-лекция.
|
Знать:
Библия. Интересные факты о Библии. Библия – величайшая сокровищница культуры.
|
1
|
Октябрь
|
8
|
Художественная культура европейского
Средневековья.
|
Устная и
письменная
формы проверки (фронтальный,
индивидуальный и групповой опрос).
|
Особенности развития
культуры эпохи Средневековья.
Художественная
культура Средневековья.
|
1
|
Октябрь
|
9
|
Художественная культура итальянского
возрождения.
|
Просмотр
иллюстраций, художественный анализ картин.
|
Хронологически
выстроенные этапы итальянского
Возрождения.
|
1
|
Октябрь
|
10
|
Северное Возрождение: в поисках правды
о человеке.
|
Урок
изучения нового материала.
|
Знать и понимать:
специфику
развития Возрождения в Германии, Нидерландах, Франции и Испании; имена
мастеров искусств и их основные произведения.
|
1
|
Ноябрь
|
11
|
Художественная культура Х
VII
в.:многоголосие школ и стилей.
|
Презентации.
|
Знать:
имена
великих художников и их произведения.
Уметь: излагать необходимый
фактический материал в рамках данного раздела.
|
1
|
Ноябрь
|
1
2
|
Художественная культура европейского
Просвещения.
|
Урок с
использованием учебного кинофильма.
|
Знать:
особенности становления новых средств
художественной выразительности.
У
меть: излагать необходимый
фактический материал в рамках данного раздела.
|
1
|
Ноябрь
|
Раздел II
I
.
Духовно-нравственные основы русской художественной
культуры: у истоков национальной традиции (Х-Х
VIII
вв.)
|
13
|
Художественная культура Киевской Руси.
|
Просмотр
иллюстраций, художественный анализ картин.
|
Знать:
особенности становления новых средств
художественной выразительности.
Уметь:
охарактеризовать культуру Киевской Руси, Новгородской Руси, Московской
Руси.
|
1
|
Декабрь
|
14
|
Новгородская Русь: утверждение
самобытной красоты.
|
Урок с
использованием учебного кинофильма.
|
1
|
Декабрь
|
1
5
|
Художественная
культура Х
VII
в.: смена духовных ориентиров.
|
Интегрированный урок с использованием межпредметных связей.
|
Знать:
особенности литературы эпохи
Просвещения.
Уметь
:
выявить специфику художественной культуры XVII века на
основе смены духовных ориентиров. Раскрыть особенности восприятия и развития
идей эпохи Просвещения в России, ее гуманистических идеалов.
|
1
|
Декабрь
|
1
6
|
Русская художественная
культура в эпоху Просвещения. Обобщающий урок.
|
Урок
обобщения и систематизации полученных знаний.
|
1
|
Декабрь
|
II
полугодие
Часть 2
|
1
7
|
Народное творчество - самобытная
красота.
|
Интерактивный
урок.
|
Знать:
основы народного творчества, что такое «самобытная красота».
|
1
|
Январь
|
1
8
|
Рождение храмового синтеза искусств.
|
Просмотр
иллюстраций, художественный анализ картин.
|
·
Уровни осуществления синтеза искусств
,
·
соотношение между участвующими в синтезе
искусствами
,
·
формы синтеза искусств
.
|
1
|
Январь
|
Раздел
IV
. От языческой к православной художественной
культуре.
Художественное наследие древнерусских княжеств.
|
19
|
Художественная культура Древнего
Киева.
|
Урок с
использованием учебного кинофильма.
|
Уметь:
охарактеризовать
культуру Киевской Руси.
|
1
|
Январь
|
20
|
Расцвет художественных школ
Владимиро-Суздальской и Псковской земель.
|
Презентация.
|
Архитектура
Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской.
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик
Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.
|
1
|
Февраль
|
Раздел
V
Художественная
культура Московской Руси.
|
21
|
Сердце Святой Руси.
С.Радонежский-жизнь как житие.
|
Урок
изучения нового материала.
|
О жизни и творчестве русского писателя и
монаха. Мотивация к познавательной деятельности.
|
1
|
Февраль
|
22
|
Творчество А.Рублева и Дионисия.
|
Мультимедиа
- урок.
|
Понимать: Андрей Рублев и Дионисий это духовность мировой художественной культуры.
|
1
|
Февраль
|
23
|
Москва
- Третий Рим: от идеи до художественных образов.
|
Урок с
использованием учебного кинофильма.
|
Отличать:
храмовое искусство Московской Руси.
|
1
|
Февраль
|
Раздел
VI
Художественная
культура «бунташного века».
|
24
|
Диалог
«старины и новизны».
|
Урок -
диспут.
|
Ознакомление с произведением протопопа Аввакума. Формирование эмоционального отношения к
изучаемому прошлому.
|
1
|
Март
|
25
|
От
иконы к парсуне.
|
Урок
изучения нового материала.
|
Русская иконопись до 17 в. Процесс обмирщения в
иконописи. Основные представители русской иконописи
17 в.
|
|
Март
|
26
|
Барокко в зодчестве и музыке.
|
Презентация.
|
Формирование представления о
религиозно-символическом характере русской культуры и архитектуре XVII века.
|
1
|
Март
|
Раздел
VII
Русская художественная культура Х
VIII
в.
|
27
|
Идеалы «осьмнадцатаго столетия»: по
пути «русской европейскости».
|
Урок с
использованием учебного кинофильма.
|
Знать:
феномен "русской европейскости",
место и роль в его структуре идеологии Просвещения. Общая оценка русской
культуры XVIII века, ее яркие представители.
|
1
|
Апрель
|
28
|
«Россия молодая мужала гением Петра».
|
Урок-диспут.
|
Формирование
представления о начале строительства города на Неве. Иллюстративный материал
для рассказа, презентации или проекта.
|
|
Апрель
|
29
|
Середина века: от «высокого барокко» к
классицизму.
|
Урок
изучения нового материала.
|
Выделять и объяснять художественные особенности
классицизма.
|
1
|
Апрель
|
30
|
«Строгий стройный вид».
Художественно-эстетические
традиции Российского Военно-морского Флота.
|
Итерактивная
экскурсия.
|
Знать: создание регулярного военного флота в России -
историческая закономерность. Потребность страны в преодолении
территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже
XVII
-
XVIII
вв. главным препятствием для экономического и социального
развития русского государства.
|
1
|
Апрель
|
31
|
Рождение Санкт-Петербургской
композиторской школы.
|
Урок-диспут.
|
Понимать
и объяснять стилистическое многообразие
Петербургской композиторской школы.
|
1
|
Май
|
32
|
«Пристанище
художникам всякого рода..» кружок Н.А.Львова.
|
Устная
формы проверки (фронтальный, индивидуальный и
групповой опрос).
|
Знать: творчество
Боровиковского, Левицкого и др.художников. Способствовать
повышению интереса к истории культуры и мотивации к познавательной
деятельности.
|
1
|
Май
|
33
|
Итоги «
осьмнадцатаго
века»: На Олимпе мастерства.
|
Урок
обобщения и систематизации полученных знаний.
|
Ознакомление с биографией и
деятельностью деятелей культуры XVIII века. Актуализация знаний.
|
1
|
Май
|
34
|
Итоговое
занятие.
|
1
|
Май
|
Тэги:
календарно-тематическое планирование