Учебник - ничто! - Алевтина Петровна Монастырская
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алевтина Петровна Монастырская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алевтина Петровна Монастырская / Блог / Учебник - ничто!


ЗАПИСЬ #4877

КОММЕНТАРИИ (18)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


23 мая 2015, 13:05, автор - хозяйка блога
Алевтина Петровна Монастырская

Учебник - ничто!

 

Учебник – ничто. Учитель – все!

Представления о том, что можно написать единые для страны учебники и тем самым создать единое образовательное пространство, равенство возможностей, поднять образовательную планку, устарели не одно десятилетие назад. Сергей Волков
Сергей Волков

От редакции сайта «Учительской газеты».

Вчера на нашем сайте было опубликовано заявление Общественного совета при Минобрнауки РФ, который выступил с резкой критикой законопроекта, внесенного недавно на рассмотрение в Госдуму Ириной Яровой и другими депутатами. Документ предполагает кардинальные изменения ФГОС и введение "общих линеек базовых учебников". Сегодня Ирина Яровая выступила с ответным заявлением. Свою позицию сегодня обозначил и Сергей Рукшин, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, не поддержавший заявление большинства членов (12 из 17) Общественного совета при Минобрнауки.

Публикацией комментария Сергея Волкова, наряду с другими членами Общественного совета (А.Л. Асеевым, В.А. Болотовым, А.А. Венедиктовым, М.С. Гельфандом, М.Г. Ивановым, А.М. Карачинским, А.В. Леонтовичем, В.Г. Лошаком, М.Б. Пильдес, С.К. Смирновым и Е.А. Ямбургом) высказавшегося против принятия законопроекта в предложенной редакции, мы открываем дискуссию по этому важнейшему для профессионального сообщества вопросу.


Сергей Волков, Москва: Учебник – ничто. Учитель – все!

Собственно, от депутата Яровой странно было бы ожидать какой-то иной реакции на заявление Общественного совета. Ни она, ни другие авторы законопроекта о единых учебниках никогда не работали в школе и понятия не имеют, как в ней течет жизнь и от чего зависит. Я бы посоветовал им внимательно перечитать роман Толстого «Война и мир», а точнее, те главы, где идет речь о Наполеоне, Растопчине, Александре Первом и всей той бесконечной армии трутней (слово Л.Н.Толстого), которым кажется, что они управляют событиями, в которых задействованы тысячи и тысячи людей. Им кажется, что можно написать распоряжение, составить диспозицию – и жизнь потечет в соответствии с ней, назначенная заново. Это самоослепление. Толстой сравнивает Наполеона с маленьким мальчиком, которому внутри кареты сделали игрушечные вожжи – и он знай дергает ими, думая, что правит лошадьми. Тогда как у них совсем другой возница…

Авторы законопроекта, видимо, не знают о том, что роль учебника в процессе обучения сегодня совсем не та, что во времена их школьной юности. Да и сам процесс обучения встроен в такой широкий информационный контекст, что учебником не определяется ни в коей мере. Представления о том, что можно написать единые для страны учебники и тем самым создать единое образовательное пространство, равенство возможностей, поднять образовательную планку, устарели не одно десятилетие назад.

Единство образовательного пространства в нашей стране создается целым рядом факторов – и это не миф, а реальность. У нас есть Конституция, федеральный закон об образовании, есть ФГОСы и продолжающий действовать стандарт 2004 года, написаны примерные программы, есть ОГЭ и ЕГЭ с их кодификаторами, которые задают единую планку требований. У нас есть историко-культурный стандарт и концепция математического образования. У нас есть проверенные временем и прошедшие две экспертизы РАН и РАО линии учебников, зафиксированные в федеральном перечне. У нас есть аттестация и лицензирование школ и аттестация педагогических работников. Методические службы разных рангов не устают давать срезовые работы, проводить пробные экзамены и сочинения, проверять учительские программы и планирования. По правде говоря, иногда кажется, что это единство крепится как-то уж слишком туго, так, что не вздохнуть – но нет, оказывается, его недостаточно. Оказывается, у нас нет единства.

«Безобразие! – возмущается мой коллега по Общественному совету математик Сергей Рукшин, не подписавший наше обращение. – У нас несколько учебников по математике! Ребенок, перейдя в другую школу, может пропустить темы! А учителя и студенты таковы, что научить их работать с разными учебниками не представляется возможным! Единый учебник – единственный выход».

Ну, хорошо, предположим, что удастся создать единый учебник по математике или литературе… Хотя, наблюдая борьбу тех же математиков вокруг примерной программы для 5-9 классов, переходившую иногда в форму настоящей войны, я сомневаюсь, что можно поженить несколько разных подходов к преподаванию этого предмета. Скорее всего, просто определенная группа, желающая написать такие учебники за государственные средства, использует лоббистские возможности депутатов и пробивает себе гарантированную и безальтернативную дорогу к педагогическому всевластию и неплохим постоянным отчислениям за учебники. Так вот, предположим, что удастся создать единый учебник по математике или литературе. И всю страну обяжут работать по нему. И тот самый ребенок, о котором печется Сергей Рукшин, перейдет из одной школы в другую. И даже попадет на ту же тему, которую оставил в предыдущей школе. Можно ли сказать, что мы достигли равенства образовательных возможностей? Нет и нет. Потому что гораздо важнее учебника человек – тот учитель, пред чьи очи ребенок сел за парту. С новым учителем могут не сложиться отношения, он может не понять или не принять ребенка, он может не так объяснять, пришепетывать или быть рыжим (реальная история: один мой ученик, уйдя в другую школу, через полгода вернулся: «Я не могу там быть – во-первых, она рыжая, а во-вторых, считает, что слово «акмеизм» произошло от «звучного латинского слова акмэ». Но оно греческое, а не латинское!»). Если вы заботитесь о комфортном переходе ребенка из школы в школу, то вы должны быть последовательными и перевести вместе с ним и всех его учителей.

Учебник – ничто. Учитель – все. Особенно в гуманитарных предметах, которые попали в один законопроект с математикой. Особенно в литературе. На уроках литературы мы читаем художественные тексты. Учебник вторичен. Или даже не нужен. Хороший учебник по литературе – это или объективный справочник-хрестоматия с текстами, датами и терминами, или остро-субъективный, спорный, авторский, яркий текст, написанный умным и тонким знатоком (таков, например, учебник И.Сухих). Можно обращаться к такому учебнику за точкой зрения – и устраивать дискуссию.

Зачем же меня, учителя литературы, обрекать на единую и единственную последовательность изучения произведений, на единственную их трактовку? Зачем лишать меня права работать без учебника – а именно это написано в законопроекте? Зачем заставлять талдычить из года в год одно и то же, без необходимости развиваться – в том числе и за счет освоения новых линий учебников? Зачем решать за меня, что и когда мне изучать? Зачем синхронизировать историю и литературу – и что изучать по литературе в пятом классе, когда у детей античность, и в шестом – когда Древняя Русь?

Сергей Рукшин убеждает меня: «Ну что ты, ты же яркий учитель, и я яркий учитель, тебе и мне не нужны учебники. Работай как хочешь. А вот массовая школа в провинции должна работать по единому учебнику». Видимо, разработчики закона и те, кто его поддерживает, будут выдавать таким, как я, отдельные справки, позволяющие быть над законом (или вне его). А массовую школу обрекут на массовое подчинение. (Где-то я похожее слышал: «Девять десятых обращают в рабов… Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза…») Я на такое не согласен, даже если окажусь не в девяти десятых. «Ну хорошо, - продолжает убеждать меня Сергей Рукшин, - положим, литературе и правда учебники не нужны. Но математике и физике – очень. Как ты этого не понимаешь?» Позвольте, но, если нужны математике и физике, пишите законопроект про математику и физику. А зачем вы замесили в одну кучу с математикой русский, историю и литературу?

С Сергеем Рукшиным тем не менее я готов вести диалог – он преподаватель, работает в школе и вузе и разбирается в предмете. Хотя идеологически его позиция мне не близка, я готов с ним спорить.

А о чем можно говорить с Ириной Яровой, которая вводит закон о единых учебниках и невозможности работать без них - и в своем ответе на наше заявление говорит одновременно, что не лишает учителя свободы выбора, творчества и преподавания? Которая обвиняет Минобр в трате денег – и готова уничтожить и ФГОСы, и учебники, чтобы писать новые, идя на новые колоссальные траты? Которая мне, школьному учителю, рассказывает, что есть эксперты «от земли», от самой школы – и они поддерживают ее законопроект? Тут полный коммуникативный провал будет.

О чем говорить с Евгением Спицыным, автором учебников по истории, если он, вступая в полемику, даже не трудится проверять факты? Зачем говорить, что я учил победителей олимпиады по литературе, если их учил не я, что легко проверяется в школе? Зачем называть профессорами Вышки тех людей, кто ими не является? Зачем воздевать руки к небу с вопросом: «Да кто назначил этот Общественный совет, который смеет быть несогласным с депутатами?», если у Совета есть сайт, на котором изложена история его избрания открытым голосованием?

О чем говорить с председателем ассоциации учителей русского языка и литературы Людмилой Дудовой, которая вместо внятного ответа на вопрос, который словесники ждут и не могут дождаться от ассоциации – вы за единые учебники или нет? Да или нет? – говорит такое (цитирую по статье в газете «Известия» от 21 мая): «Что касается претензий совета якобы о нарушении права на вариативность учебников. Дело в том, что вариативность обучения не зависит от количества учебников. Она зависит от содержания, изучения темы. Относительно «базового содержания». Оно никаким образом не связано с осуществлением контроля» и дальше в том же духе. Я бы давал подобные образчики текстов детям при подготовке к ЕГЭ – попытайся найти позицию автора, подчеркни логические ошибки… Позиции нет, она глубоко замаскирована под скачущей без всякой логики мыслью, подменяющий один предмет разговора другим в каждом предложении.

Я очень рад, что Общественный совет Минобрнауки большинством голосов (12 из 17) поддержал заявление, в котором серьезно критикуется законопроект о единых учебниках. В заявлении не место развернутой аргументации, и тем не менее нам удалось перечислить там существенные вещи, на которые мы не получили содержательных ответов от наших оппонентов. Надеемся продолжить обсуждение на своей площадке, а также повлиять на ход иных дискуссий и на процесс экспертирования законопроекта. Специалисты уже высказали ряд дополнительных замечаний к нему, обнаруживающий все то же незнание реалий школьной жизни его разработчиками.

И последнее: мы все когда-то учились в школе, у многих в школу ходили дети и внуки – и как-то так кажется, что дело педагогики известно всем и каждому. Между тем, педагогика – это серьезная профессиональная отрасль, куда не стоит въезжать вот так вот запросто на белом коне. Не приходит же в голову иным депутатам, занимающимся вопросами безопасности, принимать законы, в которых, например, хирургам расскажут, как и когда резать аппендицит или проводить аорто-коронарное шунтирование. Все-таки боязно как-то, это ж целое дело – медицина. Ляпнешь не то – засмеют. Но почему, почему этим же депутатам кажется, что в педагогике что ни ляпни, все будет умно?

Об авторе

Сергей Владимирович Волков, учитель литературы московского Центра образования №57, главный редактор журнала "Литература", доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы-Студии МХАТ, почетный работник общего образования РФ, член Общественного совета при Минобрнауки России



http://www.ug.ru/insight/509

Скорее соглашусь с Рукшиным, но не с Волковым. И не потому, что Сергей Рукшин - учитель математики, а потому, что он разумно сочетает учебник с учителем. У детей должны быть равные возможности - в первую очередь, это УЧЕБНИК. Волков - доцент НИУ ВШЭ. И ЭТО очень настораживает.



ОБСУЖДЕНИЕ


Лариса Алексеевна Тюлина2015-05-23 16:31:17 - Лариса Алексеевна Тюлина
Если учитель талантлив, то без разницы, есть или нет учебник по предмету, а если нет, то толковый учебник может как-то компенсировать эту трагедию для умных детей.
Алевтина Петровна Монастырская2015-05-23 16:37:11 - Алевтина Петровна Монастырская
Лариса Алексеевна, Вы же прекрасно знаете, кто сейчас (да и раньше тоже в большинстве своём!) идёт в пед. Поэтому. талантливых учителей не так и много. Так хотя бы учебник надо сделать ЕДИНЫМ и ХОРОШИМ, чтобы нормальный ученик не зависел от того, кто его учит.
Светлана Сергеевна Лизунова2015-05-23 16:38:01 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором
Лариса Алексеевна Тюлина2015-05-23 16:42:37 - Лариса Алексеевна Тюлина
Алевтина Петровна, единый и хороший учебник - это идеал, который, как известно, не достижим(. Во-первых, потому что у каждого учителя свое видение этого `единого и хорошего`, во-вторых, потому что не может быть в принципе единого учебника. по которому учатся в гуманитарных и математических школах. В-третьих потому, что каждый учитель уже привык к тому или иному учебнику, оброс так сказать наработками и материалами к нему и просто не захочет все начинать с нуля (в-третьих, это я о себе)
Алевтина Петровна Монастырская2015-05-23 16:44:28 - Алевтина Петровна Монастырская
В математике был идеальный учебник. Автор Киселёв Андрей Петрович. У меня сегодня о нём был пост.
Лариса Алексеевна Тюлина2015-05-23 16:49:41 - Лариса Алексеевна Тюлина
Алевтина Петровна, я читала Ваш пост. Видимо, историкам повезло меньше, я такого учебника не могу назвать по своим предметам
Светлана Алексеевна Сомова2015-05-23 16:57:49 - Светлана Алексеевна Сомова
````Между тем, педагогика это серьезная профессиональная отрасль, куда не стоит въезжать вот так вот запросто на белом коне. Не приходит же в голову иным депутатам, занимающимся вопросами безопасности, принимать законы, в которых, например, хирургам расскажут, как и когда резать аппендицит или проводить аорто-коронарное шунтирование. Все-таки боязно как-то, это ж целое дело медицина. Ляпнешь не то засмеют. Но почему, почему этим же депутатам кажется, что в педагогике что ни ляпни, все будет умно?`````
Да уж.... все (типа) умеют учить, советовать. А работать в школе не хотят.
Есть выражение: ``дают рекомендации по воспитанию детей те, у кого их никогда не было`, вот так и с педагогикой получается.... Кто никогда не был в школе, тот и старается изо всех сил ````научить ``` учителя....
Сколько же НАМ ещё пережить-то придётся! ! ! !
Надежда Борисовна Арефьева2015-05-23 17:00:03 - Надежда Борисовна Арефьева
Я учебник даю на парту почитать, а работаю без него. Учебники для СПО ни о чём(((
Владимир Александрович Бакутов2015-05-23 17:03:39 - Владимир Александрович Бакутов
Конечно, полностью отрицатьучебник нельзя. Мой предмет география и весь урок работаем с атласом, картой, в учебник заглядываем изредкка. А вот самостоятельная работа - тут уж, извините, без учебника никак!
Венера Ильдаровна Гиниатуллина2015-05-23 20:17:14 - Венера Ильдаровна Гиниатуллина
Согласна с коллегами, по обществознанию нет, практически ни одного учебника, который бы соответствовал программе и стандартам, работаем под запись, а отдельные проблемы только на семинарах и обсуждаем, но, к сожалению, времени на это остается все меньше и меньше
Людмила Петровна Михайлова2015-05-23 20:22:18 - Людмила Петровна Михайлова
Учебники должны помогать не только детям, но и учителю! Результаты были бы лучше! А так, что получается: авторы учебников получают деньги, а учитель только должен отвечать за знания и за результаты!

Андрей Николаевич Харитонов2015-05-23 20:41:50 - Андрей Николаевич Харитонов
На литературе учебник не нужен,особенно в 9-11 классах.А вот по русскому нет нормальных учебников,был один(Бунеевский)-и тот убрали из перечня.
Алевтина Петровна ,пусть Вас не очень настораживает,что Сергей Волков преподаёт в ВШЭ.Талантливый человек талантлив во всём.Если интересно-посмотрите:
Алевтина Петровна Монастырская2015-05-23 21:04:25 - Алевтина Петровна Монастырская
Посмотрела. Талантлив. Но как оппонент к Рукшину не понравился - нельзя быть таким резким с коллегами. Получается, что другое мнение для него несущественно. Рукшина вообще-то тоже не на помойке нашли.
Андрей Николаевич Харитонов2015-05-23 21:22:35 - Андрей Николаевич Харитонов
Согласен полностью с Вами.Единственное,что в моих глазах оправдывает некоторую его резкость,-так это то,что он филолог.Эмоции зашкаливают.
Алевтина Петровна Монастырская2015-05-23 21:25:06 - Алевтина Петровна Монастырская
Спасибо, Андрей Николаевич, за комментарий. Вы очень интересный и разносторонний человек.
Андрей Николаевич Харитонов2015-05-23 21:28:37 - Андрей Николаевич Харитонов
И Вам,Алевтина Петровна,спасибо за комплимент,правда,не совсем заслуженный!Но всё равно приятно!
Алевтина Петровна Монастырская2015-05-23 21:31:35 - Алевтина Петровна Монастырская
Ну вот! Ещё и скромный к тому же.)))

В тему поста.

В Удмуртии прокуроры засомневались в патриотичности учебников гимназииКомментарии: 1
И выявили другие нарушение в этой сфере

Прокуроры и Рособрнадзор выявили ряд нарушений, связанных с обеспечением учебников.

Например, как сообщили в прокуратуре Удмуртии, в гимназии имени Кузебая Герда использовались учебники по финскому языку, которые выпущены издательствами, не входящими в перечень организацией с государственной аккредитацией.

В связи с этим, говорят в надзорном ведомстве, невозможно дать оценку учебников с точки зрения формирования патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, краю, толерантного отношения к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп.

Прокуратура, чтобы устранить нарушения закона, решила направить информацию в правительство республики.
пользователь отключен2015-05-24 04:57:57 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Галина Ивановна,ь спасибо большое за материал!!!
Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I
Какие же лапочки!)))
Спасибо!
спасибо,Галина Владимировна! мне урок понравился!
https://vokrug-knig.livejournal.com/120686.html?ysclid=lu9yemchyj129496662 В тему К дню рождения Вероники Тушновой Стихи о весне.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/