Центр
педагогического мастерства (ЦПМ) представил вчера научно-методический
проект - безотметочную систему оценивания обучающихся, апробация которой
проходит в ряде московских школ. По словам директора ЦПМ Ивана Ященко,
тема оценивания без отметок не нова, но чрезвычайно актуальна. Она
регулируется законом “Об образовании” - каждая образовательная
организация сама выбирает формы, периодичность текущего и рубежного
контроля знаний. Школы традиционно пользуются пятибалльной системой. При
этом, согласно приведенным ЦПМ данным, 98 процентов учителей используют
собственную систему оценки, из них половина пользуется ею постоянно.
По
мнению Ященко, традиционная система оценивания строится “от наказания” -
учителя привыкли снижать ученику оценки за ошибки, а не стимулировать к
обучению. Отметки учитывают знания учащегося, отношение учителя к
ученику, его прилежанию, но никак не учитывают разнообразие
образовательных целей ученика, особенно на старшей ступени. Проект ЦПМ
призван решить проблему отсутствия связи оценивания знаний учащегося с
целями образования, в том числе и индивидуальными для конкретного
ребенка, заявил директор учреждения.
Главным посылом разработки проекта явилась идея принципиального изменения отношений между учителем, учеником и родителем.
По
словам одного из разработчиков проекта, Константина Зискина, учитель
должен сообщить ребенку оценку его достижений или неудач таким образом,
чтобы ребенок смотивировался для дальнейшего собственного эффективного
роста. Традиционная отметка такого результата не дает: как только ученик
перестает получать хорошие отметки, его интерес к предмету пропадает.
По новой системе оцениваться будет содержательная сторона работ
учеников, при которой учитель сможет рассказать ученику, в чем его
сильные стороны, на чем нужно заострить внимание и над чем поработать.
Никаких “корабликов”, “звездочек”, “снежинок” или “ромашек” в системе
нет, подчеркнул научный сотрудник центра. Все значки - на усмотрение
самого учителя, но от обратной связи ребенок должен получить только
положительную информацию. Причем, как пояснил Зискин, она должна
выдаваться маленькими порциями в процессе обучения. В результате у
ребенка сохранится интерес к изучению предмета.