О том, что сталось со школой - Ирина Фёдоровна Сарапулова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Words to inspire
 ▫ Интересно почитать
 ▫ Страноведение
 ▫ Интервью с интересными людьми
 ▫ Чтение для души
 ▫ СТИХИ
 ▫ История создания книг
 ▫ Пауло Коэльо
 ▫ С.Русаков
 ▫ Тимур и его команда
 ▫ Цитаты из книг Эдуарда Успенского
 ▫ Картинки к блогу
 ▫ ПСИХОЛОГИЯ для УРОКОВ и ПОСЛЕ НИХ
 ▫ САМОРАЗВИТИЕ
 ▫ Сетевой этикет
 ▫ Укрепление ПАМЯТИ
 ▫ Эзотерика
 ▫ Православие
 ▫ Всякая всячина
 ▫ О зарплате и не только...
 ▫ ИНТЕРЕСНОЕ О СТРАНАХ,ЛЮДЯХ И ЯЗЫКАХ
 ▫ Это Китай!
 ▫ 15 секретных мест на земле
 ▫ ИНОСТРАНЦЫ о РОССИИ
 ▫ СТЕРЕОТИПЫ РОССИЯН
 ▫ Переводы и переводчики
 ▫ Красивые животные
 ▫ Что бы это значило?
 ▫ Позитивчики
 ▫ Талантливые люди
 ▫ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ
 ▫ Сказка на ночь
 ▫ Бабушки!))
 ▫ Амонашвили в Чебоксарах -
 ▫ Образование
 ▫ Приятного аппетита!
 ▫ C Днём Рождения и именинами!
 ▫ БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
 ▫ Голливудская улыбка
 ▫ ВКУСНО И ПОЛЕЗНО!
 ▫ Компьютеры и мы
 ▫ Этот опасный САХАР...
 ▫ Про сон
 ▫ ВИРУСЫ....
 ▫ МОЯ МУЗЫКА
 ▫ Песни военных лет
 ▫ Песни о Родине
 ▫ Песни о любви
 ▫ Православные праздники
 ▫ Для души...
 ▫ ЧАСТУШКИ и НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
 ▫ МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ
 ▫ Шансон
 ▫ English music
 ▫ АФИШИ
 ▫ ПЕСНИ О ВЕСНЕ
 ▫ КЛАССИКА
 ▫ ХИТ-парад 2015
 ▫ Павел Пиковский и группа `Хьюго`
 ▫ Ваша песня!
 ▫ САКСОФОН
 ▫ С днём рождения!
 ▫ Новый год и Рождество
 ▫ Борис Гордон
 ▫ Колыбельные
 ▫ Ностальгия...
 ▫ УРОКИ ИСТОРИИ...
 ▫ ВОВ!
 ▫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
 ▫ Наши права
 ▫ ЖЕНЩИНЫ!!!
 ▫ МУЖЧИНЫ!
 ▫ ЧЕЛОВЕК и ЗАКОН
 ▫ Культура поведения
 ▫ ОЛИМПИАДА-2018
 ▫ Пенсионная реформа
 ▫ THANK YOU!!!
 ▫ ЛЮДИ и СУДЬБЫ
 ▫ ЗАКОН и ПОРЯДОК
 ▫ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
 ▫ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
 ▫ Алиса Уэлч
 ▫ СВОЯ КРОВЬ
 ▫ Одежда
 ▫ Хотите верьте, хотите нет...
 ▫ 10 мировых сокровищ, которые вскоре могут исчезнуть навсегда
 ▫ ПОБЕДИТЕЛЮ!!!
 ▫ MOTIVATORS FOR YOU!
 ▫ YOU ARE WELCOME!
 ▫ Chicken Soup for the Soul
 ▫ Необычные фото
 ▫ МОТИВАТОРЫ
 ▫ ДЕМОТИВАТОРЫ
 ▫ Дружба
 ▫ Quotes and posters
 ▫ Учёба
 ▫ Философское
 ▫ MOTIVATORS FOR YOU!
 ▫ КРАСОТА...
 ▫ ЛЮБОВЬ...
 ▫ АПЛОДИСМЕНТЫ
 ▫ Путешествия
 ▫ ПОЗИТИВЧИКИ
 ▫ РАБОТА и зарплата...
 ▫ ПРО НАС...
 ▫ Жизнь
 ▫ РАССКАЗЫ...
 ▫ ПОДАРКИ
 ▫ ХУДЕЕМ с улыбкой!
 ▫ ЛОХОТРОН!
 ▫ Красота-страшная сила...
 ▫ ШКОЛА!
 ▫ ГОРОСКОП-2016
 ▫ М.БУЛГАКОВ
 ▫ СПОРТ!!!
 ▫ Новогодние идеи
 ▫ Времена года
 ▫ ЗИМА
 ▫ ВЕСНА
 ▫ ЛЕТО
 ▫ ОСЕНЬ
 ▫ ЦВЕТЫ
 ▫ Комменты
 ▫ С Новым Годом , Рождеством и Крещением!
 ▫ ИДЕИ ДЛЯ НОВОГО ГОДА
 ▫ NEW YEAR`s RESOLUTIONS
 ▫ НУМЕРОЛОГИЯ
 ▫ Моя новогодняя Москва ...2015 г.
 ▫ ГОРОСКОПЫ И ПРЕДСКАЗАНИЯ
 ▫ С УТРА и до НОЧИ..,
 ▫ СПА-СИ-БО!!!
 ▫ ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ
 ▫ СТРАННЫЕ НАЗВАНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕРЕВЕНЬ
 ▫ Как НЕ НАДО писать тексты
 ▫ 10 ошибок в произношении известных брендов
 ▫ Рассказ на букву П
 ▫ Переведите на русский!
 ▫ Переведите с древнерусского на русский!
 ▫ ИДИОМЫ
 ▫ Полиция грамотности
 ▫ Правила с улыбкой
 ▫ Поэты и стихи...
 ▫ Перлы
 ▫  ВИДЕО
 ▫ Английский язык
 ▫ Красивая музыка
 ▫ Хорошие мультфильмы и сказки
 ▫ Для души...
 ▫ Психология
 ▫ ОБЖ
 ▫ Страноведение
 ▫ ПРАВОСЛАВИЕ
 ▫ Художественное слово
 ▫ ПОЛИТИКА и ПОЛИТИКИ
 ▫ Юмор
 ▫ Семья и семейные ценности
 ▫ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
 ▫ Разное...
 ▫ Право
 ▫ МОЯ РОССИЯ
 ▫ Лучшие рецепты
 ▫ О войне...и не только.
 ▫ Интересно почитать
 ▫ Детские песни
 ▫ Художники и картины
 ▫ ПОЗИТИВЧИКИ
 ▫ Колыбельные
 ▫ ЗДОРОВЬЕ
 ▫ Фильм,фильм,филь- м....
 ▫ ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ...
 ▫ КАРАОКЕ
 ▫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 ▫ ТРЮКИ,ФОКУСЫ,ВСЁ НЕОБЫЧНОЕ....
 ▫ SCHOOL ,TEACHERS and STUDENTS
 ▫ ИГРЫ
 ▫ РЕКЛАМА
 ▫ МИХАИЛ КАЗИНИК
 ▫ Органная музыка
 ▫ МАМА...
 ▫ МОШЕННИКИ!!!
 ▫ Полезные навыки
 ▫ Новый Год и Рождество
 ▫ СЮРПРИЗ!
 ▫ ВИДЕОПРОЕКТЫ!
 ▫ МУЗЫКА В ДЕНЬ ВАШЕГО РОЖДЕНИЯ
 ▫ ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ
 ▫ ВРЕМЕНА ГОДА
 ▫ ДЕТИ
 ▫ ТАНЦЫ!
 ▫ РОМАНСЫ
 ▫ Народные инструменты и исполнители
 ▫ ВАША ПЕСНЯ!
 ▫ МЮЗИКЛЫ
 ▫ БОРИС ДРАГИЛЁВ
 ▫ ИНОСТРАНЦЫ о РОССИИ
 ▫ Звёзды кино
 ▫ СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
 ▫ ЛЮБОВЬ...
 ▫ ГОРОДА!
 ▫ БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ
 ▫ NOSTALGIE
 ▫ Фигуристы!
 ▫ КЛИПЫ
 ▫ Национальные гимны стран
 ▫ СтопХам
 ▫ ВИРТУОЗЫ
 ▫ ВИДЕОРЕЦЕПТЫ
 ▫ ТЕХНОЛОГИИ
 ▫ Воспитание девочек и мальчиков
 ▫ РОБЕРТ БЁРНС
 ▫ FAMOUS SPEECHES
 ▫ Училка vs TV
 ▫ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...
 ▫ САМЫЕ КРАСИВЫЕ МЕСТА НА ЗЕМЛЕ
 ▫ ИСЛАНДИЯ
 ▫ КРЫМ
 ▫ ДАГЕСТАН
 ▫ КОМАРОВО. Питер
 ▫ ИТАЛИЯ
 ▫ МОСКВА и москвичи
 ▫ ЧЕБОКСАРЫ
 ▫ ГОА
 ▫ СЕРВИС как в ЕВРОПЕ!
 ▫ ЯПОНИЯ
 ▫ БОЛДИНО
 ▫ Село Вятское Некрасовского района Ярославской области
 ▫ КАЗАНЬ
 ▫ ИНДИЯ-2017
 ▫ США
 ▫ Чувашия
 ▫ ГРУЗИЯ
 ▫ ПОЗИТИВЧИКИ...))
 ▫ Креативно!
 ▫ Смешно...
 ▫ ЦВЕТЫ!
 ▫ Поздравления!
 ▫ Приятности и сюрпризы...))
 ▫  ОРИГИНАЛЬНО...))
 ▫ ENGLISH HUMOUR
 ▫ МОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ...
 ▫ ПОДАРКИ
 ▫ ГОРОСКОПЫ И ПРОРОЧЕСТВА
 ▫ СЧАСТЬЕ-это...
 ▫ Утренний позитивчик
 ▫ Как мы видим родителей в разном возрасте
 ▫ Пятничный позитивчик
 ▫ Говорят дети...
 ▫ Шедевры перевода...))
 ▫ get well soon
 ▫ Без кота и жизнь не та...
 ▫ Переводческие перлы
 ▫ ФОТО
 ▫ ВКУСНО!!!
 ▫ ЧАЙ!
 ▫ ПЕЛЬМЕНИ!
 ▫ КОФЕ
 ▫ ОКРОШКА!
 ▫ ПЛОВ
 ▫ КОКТЕЙЛИ
 ▫ Борщ
 ▫ Сарказмы в картинках
 ▫ АТКРЫТКИ...))
 ▫ Интересные вывески
 ▫ С НОВОРОЖДЕННЫМ!!!
 ▫ ХУДОЖНИКИ И КАРТИНЫ
 ▫ ЭЗОТЕРИКА
 ▫ Танец в картинах аргентинского художника Фабиана Переса
 ▫ ЛЕТО в картинах художников
 ▫ Известные люди
 ▫ Сны и сновидения
 ▫ Пьеретта Диаз
 ▫ СОВРЕМЕНОЕ ИСКУССТВО
 ▫ АГРОКАРТИНЫ
 ▫ Вячеслав Курсеев
 ▫ ВИДЕО О ХУДОЖНИКАХ
 ▫ Сандро Ботичелли
 ▫ Осень в картинах художников
 ▫ Война...
 ▫ ШКОЛА
 ▫ ВИКТОРИЯ КИРДИЙ
 ▫ Женщины и...
 ▫ Кустодиев
 ▫ Интересные фотографии
 ▫ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
 ▫ Фотопроект `Падшие принцессы`
 ▫ Карлос Наваль
 ▫ FOLLOW ME!
 ▫ Фотохудожница Маргарита Карева
 ▫ Филип Трейси. Шляпы.
 ▫ ФОТОВЫСТАВКИ В МОСКВЕ Зима-2015
 ▫ ФОТОПРОЕКТ ФОТО разных эпох
 ▫ ЗАТМЕНИЕ 20 марта 2015 год
 ▫ Чёрно-белые фото
 ▫ ОпРедели возраст по фотографии!
 ▫ Неизвестные фотографии Майи Плисецкой
 ▫ Обратная сторона материнской любви в фотопроекте Анны Радченко
 ▫ Фотопроект REFLECTIONS
 ▫ С днём ФОТОГРАФА!
 ▫ ФОТОШЕДЕВРЫ
 ▫ Фотопроект `Маленькая девочка и кот Том`
 ▫ ФОТО ДНЯ
 ▫ ХОББИ-ФОТОГРАФИЯ!
 ▫ Москва и москвичи
 ▫ НОСТАЛЬГИЯ
 ▫ На недельку до второго...
 ▫ УГАДАЙТЕ!
 ▫ Назовите картинку!
 ▫ Узнаёте?
 ▫ Что бы это значило?
 ▫ Старинные открытки
 ▫ Правда или фотошоп?
 ▫ Что спрятано в картинке?
 ▫ Что это?
 ▫ ЗДОРОВО!
 ▫ Кто это?
 ▫ ПРИЗЫ!!!
 ▫ ТЕСТЫ!
 ▫ ЭТО ИНТЕРЕСНО...
 ▫ Верите ли вы?
 ▫ ИГРЫ!!!
 ▫ РЕКЛАМА!
 ▫ 28.03.15.
 ▫ Детективные истории
 ▫ Викторина о ВОВ!
 ▫ Угадайте писателей!
 ▫ 02.06.15
 ▫ РЕТРОФОТО
 ▫ ЛОХОТРОН...
 ▫ Задачки на смекалку
 ▫ Угадайте, что на фото
 ▫ Отгадайте книгу по краткому юмористическому описанию... ) )
 ▫ РОЗЫГРЫШИ
 ▫ Оптические иллюзии
 ▫ Угадайте год!
 ▫ Заморские спонсоры
 ▫ Решите задачку!))
 ▫ Найди различия!
 ▫ Назовите фото!
 ▫ 23 APRIL
 ▫ Продолжите фразу!
 ▫ Где это?
 ▫ ТЕХНОЛОГИИ
 ▫ Сказочные `гаджеты`
 ▫ ШАНТАЖ
 ▫ ЭТИКЕТ
 ▫ ДЕТИ
 ▫ Животные
 ▫ ПТИЦЫ
 ▫ НАСЕКОМЫЕ
 ▫ Кошки-это кошки...))
 ▫ СОБАКИ
 ▫ Дикие животные
 ▫ ЛОШАДИ
 ▫ К зиме готовы!))
 ▫ ПРИЮТЫ!
 ▫ Домашние животные
 ▫ Волки
 ▫ ПОЛИТИКА и ПОЛИТИКИ
 ▫  АХ, ВОЙНА, ЧТО Ж ТЫ, ПОДЛАЯ, СДЕЛАЛА...
 ▫ ЭКОНОМИКА
 ▫ КРИЗИС...
 ▫ СКРИНШОТЫ
 ▫ ЕВРОВИДЕНИЕ-2016
 ▫ Обратная сторона спорта
 ▫ Пенсионная реформа
 ▫ Кризис
 ▫ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
 ▫ Reading is cool!
 ▫ ЧАС ЗЕМЛИ
 ▫ Здоровый образ жизни
 ▫ КОРРУПЦИЯ...
 ▫ РЕКЛАМА ЛОГОТИПЫ
 ▫ Подари ЖИЗНЬ!
 ▫ ЭКОЛОГИЯ
 ▫ Мой город
 ▫ ВОСПИТАНИЕ
 ▫ Профессии...
 ▫ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
 ▫ 2015-ГОД ЛИТЕРАТУРЫ
 ▫ На английском
 ▫ КРИМИНАЛ
 ▫ 2016 год -ГОД ШЕКСПИРА!
 ▫ Время понтов
 ▫ Если бы поэты Серебряного века работали рекламщиками
 ▫ Тайская социальная реклама
 ▫ Счастливого Нового года и Рождества!!!
 ▫ Опасность-соцсети
 ▫ IT
 ▫ Голливудская улыбка
 ▫ 10 заповедей неженатым
 ▫ УЧИТЕЛЬ...
 ▫ ФЛЕШМОБЫ
 ▫ Право на смерть
 ▫ АМИШИ
 ▫ БЕСПРЕДЕЛ...
 ▫ АНТИРЕКЛАМА
 ▫ Сделано в СССР
 ▫ Живые письма
 ▫ Гимн велосипеду
 ▫ Это стоит посмотреть!
 ▫ Юрий Быков
 ▫ ФИЛЬМЫ О ШКОЛЕ И УЧИТЕЛЯХ





























Ирина Фёдоровна Сарапулова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ирина Фёдоровна Сарапулова / Блог / О том, что сталось со школой


ЗАПИСЬ #4652

КОММЕНТАРИИ (45)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 апреля 2015, 11:00, автор - хозяйка блога
Ирина Фёдоровна Сарапулова

О том, что сталось со школой


Школы в России больше нет

Разумеется, по инерции остались ещё отдельно стоящие хорошие школы — покуда их даже и немало, — ну так какие-то островки жизни уцелели бы и после ядерной зимы. Школы как института формирования нации — нет, и осколки его рассыпаются на глазах прямо сейчас. Совсем скоро явное большинство школ в стране будет конторами по дневной передержке детей: чтобы по подвалам клей не нюхали; типовой выпускник будет неучем, не умеющим учиться, — то есть неучем пожизненным.

Глупо говорить, что время для решения проблем школы упущено (хотя оно, конечно же, упущено): никто не проиграл, пока никто не выиграл. Наша страна не может существовать без сильной системы образования; на глобусе мы есть; стало быть, захотим жить — волей-неволей создадим школу заново. Но процесс этот не сможет и начаться, пока не признана открыто трагичность положения, не названы вслух причины случившейся со школой и с нацией беды.

Причин этих много — в том числе, очевидно, и внеположных образованию, но пока вожди образования твёрдо стоят на позиции «в школе всё очень хорошо, а завтра мы опять усовершенствуем ЕГЭ и всё станет просто отлично», а педагоги (порой и родители) боятся высказывать несогласие с происходящим, серьёзный разговор затруднён.

Итоги дискуссий с участием начальства всегда подводит само начальство, и всегда одинаково: мол, всё, что вы тут наговорили, либо чушь, либо провокация, либо мы и без вас уже давно учли (обычно последнее — такая же ложь, как первое и второе). Разговоров же без своего участия начальство в расчёт не принимает.

 Но разговоры эти всё слышнее, что естественно: в кризис нечиновные речи всегда становятся жёстче и громче — и по крайней мере про две тяжёлые беды нашей школы уже сказано вполне достаточно, чтобы можно было начинать действовать. Одна из них — невыносимое чиновничье давление на школу: груды никчёмных бумаг, которые обязан строчить каждый педагог; непрестанные проверки (в основном на соответствие этих бумаг друг другу и представлениям очередного чинуши об идеале), всякий раз грозящие учителя прихлопнуть; право начальства в любую минуту без объяснения причин уволить директора школы и т. д. Впрочем, эта беда у школы общая с другими сферами, курируемыми Минобром (и, боюсь, не только им), и при всей её тяжести главная для школы не она.

Исток главной беды в том, что школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; весь смысл её свёлся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕГЭ; недаром реформаторы образования видят своё главное свершение именно в едином экзамене — он и впрямь оказался фатальным. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах — выпускника «школы — ступеньки в вуз» проверяют на ЕГЭ, экзаменах одновременно выпускных и вступительных. Как эта новация сказалась на вузах, вопрос отдельный, но школу она просто убила.

(Оговорюсь: сама по себе идея независимой от школы аттестации её выпускников вовсе не дурна — ужасной оказалась реализация этой идеи здесь и сейчас. Но об этом уже много раз писано.)

Принято говорить о  егэизации  школы — о том, как гиперзначимость ЕГЭ (от его результатов и только от них зависит и судьба ученика — и доход и репутация учителя) неостановимо уплощает обучение, превращая его в натаскивание. Это чистая правда, но не в том «таилась погибель» школы. И не в том, что логика такого натаскивания львиную долю усилий многих учителей и большинства мотивированных учеников неизбежно уводит из школы в репетиторство. Со всеми этими радостями школа могла бы уцелеть — стать хуже, но уцелеть.

Погибель таилась в полной отмене выпускных экзаменов. То есть поначалу-то могло показаться, что они отменены частично: как же! ведь ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны, и ещё что-то надо выбрать — и это тоже обязательно. Но очень скоро стало понятно, что это отговорки — во всяком случае, для всех предметов, кроме двух. Их все: что физику, что английский, что историю — если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего — если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику, да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый.

Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут. Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников — всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют. Исключения, конечно, возможны — и наблюдаются; но как правило,  где можно невозбранно не учить и не учиться — там и учить, и учиться постепенно перестают.

И не надо себя утешать тем, что хоть по двум-то стержневым предметам итоговое испытание осталось обязательным. Увы, с русским языком и с математикой происходит практически то же, что с какой-нибудь химией, — только выяснилось это чуть позже.

Окончательно — прошлым летом, по итогам знаменитого «наконец-то честного ЕГЭ». Тогда, если помните, властям пришлось задним числом сдвигать вниз минимально допустимые баллы обоих обязательных экзаменов — без такой подтасовки аттестатов не получила бы чуть не четверть выпускников. Тот скандал заставил публику впервые поинтересоваться: так что же считается удовлетворительным уровнем знаний?

А вот что. По математике хватало решения трёх первых, то есть простейших, задач теста: «Шкаф стоит 3300 руб., а его сборка 10% цены. Сколько стоит шкаф со сборкой?»; «Сколько сырков по 16 руб. можно купить на 100 руб.?» Для верного подсчёта сырков за глаза хватит смутных воспоминаний о начальной школе, но аттестат-то дают за среднюю! Столь же элементарных знаний, никак не исчерпывающих школьную программу, хватит и для тройки по русскому. И хуже всего, что от силы пятая часть школьников получает по той же математике больше  вот такой тройки . То есть явное большинство выпускников и по формально обязательному предмету имели возможность практически не учиться.

 

Для маскировки столь катастрофических результатов решено сделать новый шаг в развитии ЕГЭ: разделить экзамен по математике на базовый и профильный уровни. Тест базового уровня будет уже целиком состоять из задач, доступных смышлёному третьекласснику, но это вроде даже и не будет стыдно: да, мы считаем, что решения этой тривиальщины довольно для получения аттестата, так ведь уровень-то —  базовый!

 А на средний балл (теперь уже  профильного уровня) абстиненты от математики влиять перестанут, и он перестанет от года к году пикировать. Смотреть на всё это горько.

 Адепты образовательной реформы любят укорять её критиков, будто те бранят нынешний Минобр более всего потому, что идеализируют школу советского периода: та-де была лучшая в мире, а нынешняя… Мне нечасто встречаются люди, называющие советскую школу лучшей в мире, — слишком уж памятны её слабые стороны. Но школьная система математического образования, вне всякого сомнения, была тогда лучшей в мире, и то, до чего она сейчас докатилась — за какие-то двадцать лет! — национальный позор.

Уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой: одарённым). Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей.

А теперь сопоставьте эти шуточки со свежей информацией: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили.

Есть две международные программы: PIRLS, в которой оценивают учебные достижения школьников начальных классов, и PISA, где оценивают пятнадцатилетних ребят. Малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг — второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый.

 А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников; так что в последний раз Россия и участвовать не стала. Увы, всё ведёт к печальному выводу: наша школа понижает интеллектуальный уровень детей — не говоря о том, что развращает их безнаказанностью безделья.

Если уж вспоминать про советскую, не лучшую в мире школу, то её абитуриент за месяц сдавал то ли семь, то ли восемь устных и письменных выпускных экзаменов; на каждом он должен был показать минимальную осведомлённость в пределах школьного курса очередной дисциплины.

Конечно, средний школьник никак не уподоблялся Пико делла Мирандола, но такой минимальной осведомлённостью в разных науках он на момент выпуска худо-бедно располагал, а на устных экзаменах ещё и доказывал, что в некоторой степени обучен излагать какие-то мысли. Собственно, это всё и называлось полученным средним образованием. Сегодня средним образованием мы готовы называть натасканность на прохождение тестов конкретного типа по трём-четырём предметам — и это в благоприятном случае; в случае менее благоприятном аттестат о среднем образовании выдаётся, как мы видели, за умение с горем пополам читать и считать в пределах первой сотни. О навыках связной речи лучше не вспоминать.

Почему отчаянность ситуации до сих пор так мало осознана в обществе? Да потому, что кто хочет учиться, тот — во всяком случае, в крупных городах — учиться пока может. Ключевое слово тут, к сожалению, «пока».

Если оставить в стороне репетиторство всех родов, к обсуждаемой теме почти не имеющее отношения, то число школ, пригодных для получения настоящего образования, с неизбежностью будет сокращаться. Потому, например, что проводимая в последние годы политика прямо враждебна к сколько-нибудь выдающимся школам. Подушевое финансирование и так бы их погубило, но на помощь ему поспело и бредовое убеждение многих начальников, будто само существование элитных школ противоречит священному (и неисполнимому) принципу равнодоступности качественного образования.

 Пришибить хорошую школу не проблема, а создать новую труднее с каждым годом — прежде всего потому, что беда с учителями. В любой сколько-нибудь серьёзной дискуссии о проблемах школы можно услышать, что учителя (не все, конечно, — многие) плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее. Система педагогического образования в стране практически разрушена. Многие десятки педвузов чуть не во всех регионах страны за последние годы просто закрыты, выжившие либо ждут своей очереди, либо странным образом переформатируются. Теперь они будут готовить не специалистов, как прежде, а бакалавров; иными словами, из педвузов превращаются в педтехникумы — прекрасная основа для школы XXI века, что и толковать.

Что нужно делать? Не помню, сколько лет я не видел связных выступлений о том, что нужно делать, а за последние недели прочёл уже три разных текста, написанных весьма квалифицированными людьми. 

Тексты различаются во многих деталях, но едины в главном: отмена ЕГЭ в нынешнем виде, то есть выпускного и вступительного экзамена вместе; возврат выпускных экзаменов по всем основным предметам, то есть возвращение школе субъектности, а с ней — права на жизнь. Но как раз на это нынешние вожди образования не пойдут никогда и ни за что. Тут их кащеева игла: если ЕГЭ оказался хуже чем преступлением, ошибкой, то кто они такие?

Поэтому любой разговор об отмене ЕГЭ они сводят и будут сводить к его «совершенствованию» — занятию с точки зрения школы вполне бессмысленному. И ведь по сути-то ЕГЭ уже скончался: и выпускное сочинение, возвращённое в школу по прямому приказу свыше, и устные экзамены по некоторым дисциплинам поставили крест на хвалёном «единстве» теста. Но Минобр этого не желает признавать. Выпускное сочинение он превратил в какой-то невнятный зачёт, а устные экзамены, весь смысл которых в диалоге с экзаменатором, говорят, хочет свести к монологам, записываемым в звуковые файлы, — чтобы потом их «объективно оценивать»…

Торопиться нужно ещё и потому, что ЕГЭ укореняется. С каждым годом всё больше учителей с изрядным облегчением привыкают к нынешнему положению вещей. Они понимают, что натаскивать, да притом не всех учеников класса, куда легче, чем учить, да притом всех; что система, при которой детей не надо учить думать, говорить и писать, весьма удобна тому, кто сам всего этого не умеет.

Возвращать выпускные будет поэтому всё сложнее: учителя будут всё более массово к ним не готовы — выяснилось же в этом году, что большая часть словесников не знает, как работать с возвращённым вдруг сочинением. Промедлить ещё совсем немного — не знаю, год или два — и может статься, что школу придётся восстанавливать не по живым воспоминаниям, а по книгам. Если кто-нибудь сумеет такие книги написать.

Александр Привалов, 20 апр 2015

 

http://expert.ru/expert/2015/17/o-tom-chto-stalos-so-shkoloj/?44





ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Алексеевна Машинистова2015-04-26 14:05:56 - Ирина Алексеевна Машинистова
Если честно, то слышу стенания вроде `школа умирает`, `образование неправильное` столько, сколько работаю.
Лидия Васильевна Шитикова2015-04-26 14:07:40 - Лидия Васильевна Шитикова
А я последние лет 20.
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-26 14:08:08 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Подтверждение достаточно убедительное на примере математики и задачек на уровне `3 класса` для выпускников школы...((
Лариса Геннадьевна Белякова2015-04-26 14:11:11 - Лариса Геннадьевна Белякова
и сколько работаю впервые за последние три года возникает мысль о том , что мне равнодушно все равно и на учеников и особенно их родителей!!!
Галина Ивановна Волченкова2015-04-26 14:11:30 - Галина Ивановна Волченкова
Проблем много, но ведь есть и хорошее. Талантливые учителя есть и среди молодёжи...
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-26 14:17:09 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Галина Ивановна,есть,конечно! Но речь о негативных тенденциях в системе нашего образования.
Инна Викторовна Полякова2015-04-26 14:29:51 - Инна Викторовна Полякова
Все негативные тенденции проистекают из-за желания властей совместить несовместимое: и денег на школах сэкономить, и качественное образование обеспечить, да ещё и среднюю зарплату учительству повысить. Невозможно требовать от того, кто работает на 1,5-2 ставки, качественных уроков, да ещё и ФГОСовских. А такими желают сделать всех учителей, дабы средняя оплата труда учительства стала вровень со средней по экономике. Ещё бы 100 часов каждому вручили. Лучше бы не обещали нам высоких зарплат, боком они учительству выходят...((
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-26 14:35:10 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
` Многие десятки педвузов чуть не во всех регионах страны за последние годы просто закрыты, выжившие либо ждут своей очереди, либо странным образом переформатируются. Теперь они будут готовить не специалистов, как прежде, а бакалавров; иными словами, из педвузов превращаются в педтехникумы прекрасная основа для школы XXI века, что и толковать.`

Кто придёт нам на смену? И захочет ли молодёжь работать по новой `потогонной системе?
Вопрос мне представляется риторическим...
Марина Викторовна Саломатина2015-04-26 14:36:49 - Марина Викторовна Саломатина
Как все сложно... Хотели как лучше. Ребенку нужна математика и физика - все силы на эти предметы, химия и биология - на эти.. А получилось как-то правда поганенько. То на каждом углу вопят - как выпускники перегружены, а на деле получается.. И ведь все равно перегружены. Чтобы 3 предмета, а кое-где и 4, на конкурентоспособные баллы сдать - огого как попотеть нужно.
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-26 14:43:20 - Наталья Валентиновна Мадигожина
`В любой сколько-нибудь серьёзной дискуссии о проблемах школы можно услышать, что учителя плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее.` Еще хуже то, что система средней школы буквально выдавливает из себя талантливых учителей. За последние два года четыре одаренных учительницы в не самой плохой Московской области ушли из школы, потому что администрация создала им невыносимые условия. Вот, например, в нашей школе самый худший класс и классное руководство в нем были отданы заслуженному учителю МО, кандидату исторических наук. Она хотела хлопнуть дверью, но удержалась. Хотя, естественно, ее знания гораздо больше пригодились бы при работе с одаренными детьми... Молодежь в школы не берут! Все часы распределяют между пожилыми учителями, а при этом стенают, что молодые в школы не идут. Сплошное вранье везде!!!
Инна Викторовна Полякова2015-04-26 15:18:15 - Инна Викторовна Полякова
Насчёт молодых, которых не берут, - возможно, что в Московской области и так. У нас берут с удовольствием, да только остаются в школе далеко не все.
Марина Викторовна Саломатина2015-04-26 15:27:47 - Марина Викторовна Саломатина
У нас берут... только ситуация просто мрачная.. В прошлом году ( друг поступившего студента рассказал) ученик сдавал математику, русский, обществознание - и близко не прошел на бюджет.. его пригласили на физмат - на физику... `Здравствуй племя младое, незнакомое..`
Когда такие учителя - троечники школу заполонят... вот тогда наступит полный капец..
Инна Викторовна Полякова2015-04-26 16:14:07 - Инна Викторовна Полякова
Согласна, Марина.
Алевтина Петровна Монастырская2015-04-26 17:02:58 - Алевтина Петровна Монастырская
`Забила` я на все ЭТИ завывания. Просто некогда. Экзамены по математике никто и никогда не отменит. Задачки, приведённые в статье, ничего не решают. Считаю, что такие задачи даются выпускникам для `разогрева` мозгов. Чтобы набрать достаточных на `четвёрку` баллов, надо хорошо потрудиться. И учителю, и ученику.
Нынче готовлю к ОГЭ `подкидышей`. Когда взяла в сентябре, поначалу, схватившись за голову, чуть вообще не ушла с работы. Никто не умел решать простейшие линейные уравнения, не знали твёрдо таблицу умножения. А уж про действия с числами - отдельная песня.(((
Угрюмые лица. Интерес, разумеется, на нуле. Если ничего не знаешь и не можешь, о каком интересе может идти речь?!
Постаралась убедить, что ещё НИЧЕГО не потеряно, при большом желании в сотрудничестве с учителем можно `догнать`. Тем более, что их только пятеро в классе, с каждым до урока можно поработать индивидуально. Никогда ещё за свою долгую школьную жизнь так, как нынче, не уставала.
На первом пробнике одна девочка набрала один(!!!) балл. Последний раз на прошлой неделе класс справился без `троек`. Юля набрала 17 баллов. Такой динамики даже и не ожидала. Стало получаться, глаза уже загорелись, на варианты КИМов набрасываются, как тигры на парное мясо.
А в пятницу нонсенс. Мальчик попросил хотя бы поверхностно дать материал тригонометрии, которую сейчас исключили из программы 9 класса. Собрался в технический колледж, решил `подковаться`. Так что не так и плохо, как изображают в различных статьях. Надо просто гнуть свою индивидуальную траекторию обучения своему предмету, чтобы и свои глаза горели.))) Как там Мелешко говорит `Чтобы зажечь, надо гореть самому`? Редко с ним соглашаюсь, но с ЭТИМ согласна. Правда, сильно устала нынче. Пора, видно, угомониться и идти `вязать носки` - осваивать новую профессию:-)))
Людмила Марковна Решетова2015-04-26 17:10:08 - Людмила Марковна Решетова
Все верно, Алевтина Петровна! `Ученик - это не СОСУД, который надо заполнить, а ФАКЕЛ, который надо зажечь!`
Не помню точно чьи слова...
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-26 17:16:06 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Зажигаем,как можем,но это работа на износ,согласна с Вами,Алевтина Петровна!
При малой наполняемости классов ещё можно что-то сделать,а если `нулевых` треть класса и более?
В таких случаях волей-неволей делаешь ставку на сильных учеников-тех,кому сдавать предмет на ЕГЭ.
Надежда Анатольевна Селютина2015-04-26 17:26:26 - Надежда Анатольевна Селютина
`... Погибель таилась в полной отмене выпускных экзаменов. То есть поначалу-то могло показаться, что они отменены частично: как же! ведь ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны, и ещё что-то надо выбрать и это тоже обязательно. Но очень скоро стало понятно, что это отговорки во всяком случае, для всех предметов, кроме двух. Их все: что физику, что английский, что историю если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику, да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый.
Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут. Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют. Исключения, конечно, возможны и наблюдаются; но как правило, где можно невозбранно не учить и не учиться там и учить, и учиться постепенно перестают...`

ПОЛНОСТЬЮ ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К АВТОРУ СТАТЬИ!!!
Елена Михайловна Топчиева2015-04-26 17:40:28 - Елена Михайловна Топчиева
Алевтина Петровна!Скорее не носки, а методички по подготовке слабых учащихся (ой, что это я? ОБУЧАЮЩИХСЯ) в условиях средней школы. Я вот новичок в этих делах, хоть и самой уже скоро на пенсию. Хочется знать хоть немного о том, как Вы это делаете.

Конечно, ЕГЭ виновато. НО и то, что оценки поставит не можем такие, какие заслужены, я считаю, более важный фактор.
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-26 21:39:06 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Некоторые дети имеют привычку мыслить...
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Saidbeg Magomedovich Mutailov2015-04-26 22:58:53 - Saidbeg Magomedovich Mutailov
Не сыпь мне соль на рану,,,,
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-27 17:03:14 - Наталья Валентиновна Мадигожина
`Конечно, ЕГЭ виновато. Но и то, что оценки поставить не можем такие, какие заслужены` - полное безобразие. Мне на след год дают пятый класс, в котором половина детей не умеет читать! Я решила, что буду ставить двойки, надоело!
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-27 17:28:43 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Наталья Валентиновна,вы смелая женщина!)
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-27 21:48:43 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Да уж. Несколько лет назад я поставила одной девочке `два` за четверть, моя красотка сразу исправилась, стала учиться на `четверки`, но с тех пор меня администрация возненавидела... Так что мне все равно нечего терять!:)Да и возраст у меня такой, что уже пора о душе думать, а не о `шапке`)))
Юлия Владимировна Певгонен2015-04-27 21:55:42 - Юлия Владимировна Певгонен
Сегодня с коллегой выясняли, когда всё это началось. Дату не помню, но это был вызов из учебного отпуска для исправления в журнале двоек на тройки. Никуда не делась, исправила. А интересно, если бы нет?
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-27 21:57:57 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Встал бы вопрос о вашей `профпригодности`!((
Татьяна Викторовна Носова2015-04-27 21:58:37 - Татьяна Викторовна Носова
А если бы нет, Юлия Владимировна, без Вас бы исправили... но потом долго помнили...
Александр Геннадьевич Покаевский2015-04-27 21:59:43 - Александр Геннадьевич Покаевский
дилемма....
Юлия Владимировна Певгонен2015-04-27 22:55:32 - Юлия Владимировна Певгонен
Коллега в такой же ситуации отказалась. (Правда, на тот момент была уже вдвое старше). И действительно, всё исправили без неё. Она ещё возмущалась, а я утешала, что ведь не сама.

Александр Геннадьевич, с тех пор - никаких дилемм. Стою очень дёшево - три копейки.
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-28 14:13:23 - Наталья Валентиновна Мадигожина
`... всё исправили без неё. Она ещё возмущалась, а я утешала, что ведь не сама.`
А я фотографирую свои отметки, а потом скандалю и взываю к педагогической совести!))) Представляете, какую это вызывает бурю эмоций?!
Инна Викторовна Полякова2015-04-28 14:20:24 - Инна Викторовна Полякова
Нет, ну бывают конечно неуспешные ученики, но вот когда к примеру вырисовываются четвертные двойки по предмету, который ведёт только в этом году пришедший педагог, у нескольких стабильных хорошистов, как к этому отнестись администрации? С пониманием? Или ещё ситуация: на 2 класса, каждый в 24 человека, у учительницы в сумме получилось 24 четвертные двойки. Это точно дети такие никчемные?
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-28 14:26:39 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
24 двойки в двух классах? Это уже от бессилия...
И от злости на себя?
Инна Викторовна Полякова2015-04-28 14:29:56 - Инна Викторовна Полякова
Именно, Ирина Фёдоровна.
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-28 14:34:43 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Человек не на своём месте...((
Инна Викторовна Полякова2015-04-28 14:37:13 - Инна Викторовна Полякова
Это та ситуация, Ирина Фёдоровна, когда годы взяли своё. Педагог же замечательный. Был...
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-29 10:03:47 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Инна Викторовна! Вы рассказываете небылицы!)))
Дайте адресочек учительницы, которая ставит СТОЛЬКО двоек! Конечно, множество `неудов` - это уже безобразие. Если это класс, где собраны очень слабые ученики, то к ним и подход нужен другой, планку отметок нужно понижать. Любой опытный учитель это понимает. А Вы про каких-то злобных старушек поминаете... Точнее, выдумываете...
Инна Викторовна Полякова2015-04-29 11:27:53 - Инна Викторовна Полякова
Ещё чего не хватало. Позорить человека на всю страну.
Ваше право, думайте, что хотите, Наталья Валентиновна.
Ирина Фёдоровна Сарапулова2015-04-29 11:56:41 - Ирина Фёдоровна Сарапулова
Наталья Валентиновна,с чего бы это Инне Викторовне выдумывать? Она рассуждает с позиции администратора.
Попробуйте себя поставить на место завуча,который отвечает за качество успеваемости в школе!
Ирина Валентиновна Ермакова2015-04-29 12:21:58 - Ирина Валентиновна Ермакова
`как обычно, рассказываете небылицы` -
Наталья Валентиновна, Вы можете привести конкретные примеры
небылиц, рассказанных Инной Викторовной?
Инна Викторовна Полякова2015-04-29 12:45:24 - Инна Викторовна Полякова
Ирина Фёдоровна и Ирочка, спасибо.)
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-29 16:16:19 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Зачем на всю страну?!
Дайте по внутренней почте ее электронный адрес, я и обменяюсь с ней опытом. Интересно же!
Инна Викторовна Полякова2015-04-29 19:40:33 - Инна Викторовна Полякова
С электронным адресом Вы погорячились, Наталья Валентиновна. Этот человек не умеет пользоваться компьютером вообще. А если бы и был у неё эл.адрес, я и тогда не посчитала бы Ваше предложение разумным.
Ирина Валентиновна Ермакова2015-04-29 19:43:16 - Ирина Валентиновна Ермакова
Ну так что там с небылицами, Наталья Валентиновна?)))
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-04-30 09:45:34 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Зачем же позорить Инну Викторовну на всю страну?!)))
Инна Викторовна Полякова2015-04-30 10:15:02 - Инна Викторовна Полякова
Наталья Валентиновна, Вам позавидует любой пропагандистский гуру, ведущий информационную войну. Используете принцип: `Я прокукарекаю, а там хоть не рассветай!`
И коммент свой подправили. Вместо `Вы как обычно рассказываете небылицы` оставили более корректное: `вы рассказываете небылицы`.
Комок навоза в меня кинули, прокричали: `За дело!`, а за какое - `скромно` умалчиваете, мол, почто позорить-то? Цель же Ваша была испачкать. Причина - Ваша личная ко мне неприязнь и только, а не мои мифические небылицы. Я уж и на страницу вашу не захожу и комментировать себе Вас более не позволяю, но всё не впрок...
Вот только имейте в виду: навоз-то до меня не долетел, а на Ваших руках остался.
Наталья Валентиновна Мадигожина2015-05-12 17:24:51 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Инна Викторовна, что за истерика из-за пустяков?
Я тоже не захожу к Вам лично, хотя и не испытываю неприязни, я Вас просто не знаю. А Ваши высказывния и утверждения обычно так противоречивы, словно принадлежат разным людям. Возможно, кто-то пользуется Вашим аккаунтом. Я знаю, что так бывает, поэтому у меня нет уже на этом сайте ни симпатий , ни антипатий. Меня заинтересовала тема школы, свой коммент я исправила, чтобы не поднимать историю наших взаимоотношений, которая, повторюсь, возможно возникла без Вашего ведома. Вы мне не просто рассказывали небылицы по внутренней почте, но даже почему-то грязно ругались в мой адрес. Поэтому я и предполагаю, что Вашей страничкой иногда пользуются `недоброжелатели`, которые в отличие от меня, наверное, ведут информационную войну. Причем, похоже, что против всех учителей. Возможно, это школота.






Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Добрый день! Замечательная песня. Спасибо большое!
тоже наскороту подсмотрела - Заяц был обязательным спутником англосаксонской языческой богини весны и плодородия Эостре. Своей необыкновенной плодовитостью он символизировал продолжение жизни и ее обновление (зайчик линяет весной). Есть и такое толкование: праздник Пасхи приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, а заяц как раз считается лунным животным. Спасибо Нина! Обнимаю моя родная!
Расчувствовалась... нахлынули воспоминания о `рубашке цвета неба` и обязательно с коротким рукавом... Спасибо за вашу поэзию, Людмила Александровна! И вам, девочки за сопереживания с автором. Обнимаю вас всех душой!
для чего делать ссылку на скачивание, если скачать нельзя
Спасибо, Нина Николаевна, за содержательный комментарий. Ссылка ваша многое поясняет. Сдвиги - вещь коварная, случаются редко, но бывают. Иногда и слух не помогает, как в песне `Лучше нету того цвету` или в стихотворении про пятнадцать дочерей, то есть союзных республик.
К сожалению, провокаторы войн тоже на всех углах кричат, что уж они-то, и именно они, и хотят мира, а не те, кто ... Так что мир миру рознь в мире людей.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/