«Брак – добровольное мученичество».
15:13 17/04/2015
Олеся Томашова
Накануне Красной горки – праздника свадеб,
священнослужитель рассказал SMOL.AIF.RU об отношении церкви к детям,
рожденным в «гражданских» браках, повторных венчаниях и веских причинах
для развода.
В народе говорят: кто на Красную Горку женится - тот во век не
разженится. Те, кто верит в приметы и надеется на «высокое»
покровительство, стремятся зарегистрировать свой брак именно на
следующей неделе после Пасхи.
Кто-то после церемонии в ЗАГСе отправляется в церковь, чтобы получить
божье благословление. О том, обязательно ли венчаться, в каких случаях
допустимо повторное венчание, как относится церковь к детям, родившимся в
так называемых гражданских браках, и почему не одобряет добрачные
отношения,
SMOL.AIF.RU рассказывает
отец Георгий (Свитцов), настоятель храма Иоанна Лествичника, руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии.
«Венчание в угоду моде не имеет смысла»
Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Отец Георгий, итак, венчание – ритуал обязательный или желательный?
Отец Георгий: Для христианина – обязательный. Но
если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде,
таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей
неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об
этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет». Придя на
официальную светскую брачную церемонию, человек тем самым говорит
окружающим – это - мой муж (моя жена) и я за него (нее) отвечаю пред
обществом и законом. При венчании человек как бы обращается к богу:
«Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение
на наш брак».
Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от будущих
проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят
жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет.
- Согласно православному вероучению, изначально Господь
указал на одну единственную причину, которая может стать поводом для
расторжения церковного брака – прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской
Православной Церковью были перечислены уже несколько мотивов для
церковного разрешения для повторного вступления в брак, среди которых -
отвлечение одного из супругов от православной веры, некоторые
заболевания, осуждение. Этот список был пересмотрен и 15 лет назад
дополнен новыми пунктами. Почему это стало возможным?
По словам отца Георгия, в ЗАГСе молодожены заявляют о своих намерениях перед обществом, а на венчании - перед Богом. Фото:
http://gov.cap.ru/
- Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного
вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к
повторному браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи
человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей
приходят к сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок,
в том числе и в семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных
корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций. Вспомните
деревенскую общину. Детей в семье было столько, сколько давал Бог. Никто
и ничто не препятствовало этому. Контрацепции как таковой не
существовало, а аборт считался вообще форсмажорной ситуацией. В семейных
отношениях все было гораздо чище.
Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых раньше
просто не знали. И церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в
частности, одним из основания для повторного венчания является нежелания
бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не
является истинно христианским. Также в числе оснований – серьезная
болезнь супруга. Однако нужно понимать, что согласно христианским
канонам, все же, если кто-то из супругов заболел, оба должны нести этот
крест вместе до конца. А не бежать за разводом.
Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать
истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и
выносит свое суждение - можно повторно венчаться или нет.
- А суд может не разрешить повторное венчание?
- Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех - идти
наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто-то
может придти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет
отвечать за свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания
наперекор разрешения Церковного суда истинного благословления он не
получит.
Сегодня РПЦ допускает повторный брак. Фото:
www.russianlook.com
«Не сошлись характерами» - не аргумент
- Сколько раз можно развенчиваться?
- Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем
обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется
по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся
прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд
проводится второй раз - большую часть обряда венчания составляют
покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили
благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых
«второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы
есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их
венчают по чину для новобрачных.
- А третий церковный брак возможен?
- Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а
четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя
Василия Великого «Томос единения»).
- Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?
- Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти
навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить
любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись
характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг
другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того –
добровольное мученичество.
По мнению священника, в браке люди должны идти на жертвы ради друг друга. Фото:
Shutterstock.com/ gpointstudio
Но, как правило, «развенчаться» или разводиться приходят, когда брака
и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден признать это как
факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме сказать –
вернись к ней (или к нему), тоже неправильно – насильно мил не будешь.
Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить
ситуацию, призвать человека к раскаянию, и не повторению своих ошибок,
тем самым заставить его задуматься.
- Может, следует запретить венчаться в слишком юном возрасте?
- Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает, что в 60
лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в 18 мудры и
нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь
призывает – не венчать случайных людей, а только тех, кого священники
знают исключительно как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по
крещению, формально - христиане, а на самом деле – нет.
«Настоящая любовь не прекращается»
- Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так называемым «гражданским» бракам, которых сегодня становится все больше?
- Отрицательно. Такой союз - это безответственные отношения между
людьми. На юридическом языке он называется сожительством. «Гражданский
брак» - выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком
можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.
Люди говорят «Зачем жениться официально? Штамп в паспорте ничего не
значит». Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл – а если так, в
чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое-то
препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга
определенную ответственность. Церковь однозначно трактует такое
сожительство как блуд. Это считается грехом, за который согрешившие
будут нести наказание. Однако детей, родившихся в таких союзах, крестят,
и у Церкви к ним такое же отношение, как и к тем, кто родился в
законном браке. Господь детей за родителей не карает.
- Все больше молодых людей начинают «пробовать» жить вместе до вступления в брак. Это допустимо?
- Жениху и невесте время ухаживания даётся для того, чтобы они вместе
прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и
вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые
партнёры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны - увидели в
человеке напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не
сексуальный объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло
разочарование и осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее
сексуальное влечение, которое, как известно, очень быстро проходит.
- Но ведь бывает, что и любовь проходит?
- У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не прекращается.
То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит, что
кому-то и когда-то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть
всегда. Если люди говорят, любовь прошла, означает только одно – они
по-настоящему никогда не любили.
http://
www.smol.aif.ru/society/people/1492613
Удивила картинка тем, что у мужа и жены абсолютно одинаковые лица.