Взрывают банкоматы? Ищите
женщину!
Стремление обеспечить молодую
жену толкнуло мужа на преступление
Виктория Молодцова
С чем
у нас в стране хорошо, так это с непредсказуемостью. Это еще классик заметил:
нам-де не дано предугадать! Никто не знает, когда наступит зима, выпадет снег,
каким будет урожай картошки, хватит ли народу соли и сахара, а также гречки.
Непредсказуемости полно! Хочешь - бери ее в горсти, хочешь - кидай лопатой, а
хочешь - грузи в кузова автомашин и развози по свету. Если бы
непредсказуемостью можно было торговать, наша страна стала самой богатой в
мире, куда там нефти и газу бороться с тем, для чего вообще не нужно ни затрат
на добычу, ни головной боли с транспортировкой.
Послушайте,
как за границей говорят о России и россиянах: «Они непредсказуемы!» Но, кстати,
о выгодах непредсказуемости ни гугу: что для немцев, что для англичан, что для
американцев во всем важен порядок. Правда, им в голову не приходит, как на
самом деле российская непредсказуемость сочетается с предсказуемым расчетом.
Например, все считают, что валюта взлетела в цене стихийно, на самом деле все
было рассчитано загодя так точно, как никогда. Помню, летом прошлого года один
экономист сказал мне, что осенью и зимой доллар предсказуемо будет стоить 60
рублей, я не поверила, а зря. Стихийным повышение не было: санкции уменьшили
доходы бюджета, валютные поступления позволили их слегка скорректировать.
Словом, все непредсказуемое, что происходит в нашей жизни, на самом деле может
быть порой объяснимо с самых рациональных позиций, в том числе и преступления.
У нас уже
давно говорят, что выпускники педвузов чаще всего по специальности не работают.
И это понятно - проживи на малую зарплату так, чтобы все в семье были сыты и
обуты. Поэтому и ищут бывшие рыцари мела и калькулятора, а ныне компьютера и
интерактивной доски место побогаче школьного класса. Сколько их стало
депутатами, министрами, банкирами, общественными деятелями! Но не все, а те,
кто поверял непредсказуемость жизни строгими предсказуемыми расчетами. Только
вот некоторым гуманитариям с этими расчетами катастрофически не повезло.
Совсем недавно
в Москве, богатой деньгами, где на каждом шагу банки и банкоматы, вдруг
появились охотники за дармовыми доходами. Проще, конечно, было бы использовать
всем известные способы масштабного ограбления - ворваться в банк с пистолетом
или автоматом, уложить всех лицом в пол, отобрать наличность у кассира или установить
в банкомате накладку на клавиатуру, мини-видеокамеру, подсмотреть пин-код и
взять деньги тихо, скромно, без пыли и излишнего риска. Но охотники за большими
деньгами оказались людьми именно рискованными, сразу нацелились на Сбербанк и
ВТБ-24, которые, как нарочно, постоянно сообщают, будто поддразнивают: дескать,
хорошая прибыль у нас есть в любые времена, милости просим, господа хорошие, за
кредитами. Но беда-то в том, что кредиты надо потом отдавать, а охотникам,
которые были господами плохими, этого страсть как не хотелось.
Грабители
пошли другим путем - путем экспроприации - и стали взрывать банкоматы: сначала
банкоматы Сбербанка на Новоясеневском проспекте и улице Обручева, следом
банкомат ВТБ-24 на Нахимовском проспекте. На первый взгляд все было
предсказуемо: входят, закладывают взрывчатку, разрушают банкомат, берут кассету
с деньгами и поминай их как звали! Но тут вмешалась традиционная российская
непредсказуемость: все как-то неудачно у них получалось, по-дилетантски - в
одном случае сработала пожарная сигнализация, в другом взрыв повредил лишь
входную дверь и охотники за удачей в офис войти не смогли, в третьем вдруг
взрывчатка не сработала. Не зря говорят, что нынче у нас в стране не хватает
профессионалов. Странные такие взрыватели-грабители были, словно
ученики-двоечники, не выучившие очередной урок - лишь один раз им удалось-таки
вынести из банкомата 2,5 миллиона рублей, но следов оставили столько, что оперы
диву давались. Правоохранительным органам оставалось только найти, так сказать,
руководителя и наставника в одном лице. И самое интересное, что поиски длились
недолго.
Когда злодея
наконец вычислили, арестовали и вывели из дома на Севастопольском проспекте в
наручниках, изумления не могли скрыть ни родные, ни соседи - тихий, скромный
молодой человек в очках, который всегда со всеми здоровался, помогал старшим,
всем подносил тяжелые сумки, боготворил молодую жену, слыл в микрорайоне
человеком воистину интеллигентным. Словом, был он ровно таким, каким и нужно
быть педагогу, причем дипломированному и отработавшему в столичной школе
несколько лет. Теперь уже можно сказать, что встретились в личности этого
человека предсказуемость и непредсказуемость: с одной стороны, человек из
педагогической династии должен был быть предсказуемо законопослушным, исходя из
профессии учителя-историка, знающего, чем заканчиваются такие истории, с другой
стороны, он стал непредсказуемо правонарушителем, которому нынче грозят 10 лет
за совершенное.
Тайна
перерождения дипломированного учителя, имеющего несколько лет работы в
столичной школе, покрыта мраком. В Интернете на странице тайного
террориста-вора размещена информация разве что о высшем педагогическом
образовании, полученном на истфаке МПГУ. А еще есть фото с любимой женой и
автопортрет - пронзительный взгляд из-за очков да накачанные мускулы, которые
не может скрыть легкая рубашка. На традиционного педагога-хлюпика образ явно не
тянет. Как ни крути, внешне - просто герой нашего времени. Особенно на другой
фотографии в Сети - свадебной, сделанной, судя по всему, в прошлогоднем августе
в живописном местечке Пунта-Кана в Доминикане. Словом, мало того что герой, так
еще и крез - не всякому молодому человеку удастся оплатить такую дорогостоящую
поездку. (Откуда взял деньги, родственники-педагоги, которые в педвузах изучали
педагогику вкупе с психологией, об этом даже не догадывались. Или не хотели
догадаться? Или им удобно было не догадываться, откуда у безработного парня
такие средства? А еще селитра в баночках дома на письменном столе?)
Защита
экс-учителя тут же заявила, что в основе всего происшедшего любовь: чего не
сделаешь для симпатичной невесты с хитрым прищуром очей. Вообще другие люди
многое делают: поют песни под балконом, забрасывают любимых букетами, совершают
подвиги. Любовь творит чудеса, считали окружающие, однако тут ошибались: в этом
случае чудеса творила не столько любовь, сколько взрывчатая смесь, набитая в
металлическую коробку, снабженную детонатором.
История проста
до банальности. Учитель истории работал в столичной школе, где и повстречал свою
любовь. Теперь из протоколов народ узнает, что будущий взрывотехник влюбился в
свою ученицу (разница в 10 лет, видимо, его не смущала) и, похоже, уже собой не
владел. История умалчивает, что было настоящей причиной его ухода из школы: то
ли зарождавшийся роман, то ли мечты о богатстве, которое нужно было положить к
ногам любимой. Но факт остается фактом: педагог из школы уволился, устроился в
какую-то фирму, роман с белокурой красавицей ученицей продолжался. Когда
девочка подросла и можно было уже сыграть свадьбу, фирма неожиданно разорилась,
и Ромео оказался в очень трудном положении: денег не было катастрофически, в
школу он возвращаться не хотел (не знал или не смог предсказать, что к 2011
году зарплаты учителей в Москве будут доходить в среднем до семидесяти и даже
ста тысяч рублей в месяц), а найти другую фирму ему, видимо, не удавалось. Тут,
наверное, мозги у историка и заклинило.
Что уж он там
вообразил, сказать трудно, но, судя по всему, давняя идея всех отчаянных
анархистов об экспроприации (правда, неэкспроприированного) им овладела. Бывший
учитель для своей любимой всегда был и в самом деле героем: богат, все может,
на все средств хватает. А тут облом: денег нет, работы нет, перспектив нет, не
до рыцарских подвигов. А жена молодая, наверное, все же хотела жить красиво,
той жизнью, которую он ей, без сомнения, всегда обещал. И тогда безработный
учитель создал боевую группу, которой нынче предъявлены обвинения по статье
«кража в особо крупном размере, совершенная группой лиц по предварительному сговору».
Идея была
проста: берешь коробочку, взрываешь банкомат, получаешь деньги без всяких там
пин-кодов и пластиковых карточек и тратишь на любимую сколько душе угодно.
Планы же, видно, были грандиозные - дома у педагога-взрывника нашли несколько
коробочек для создания взрывных устройств и даже 200 граммов взрывчатой
смеси. Наверное, миллионы в глазах ему без дела оставаться не давали. Вот
только работа была дилетантская, ведь конструктор самодельных взрывных
устройств работал не по специальности. А может, привык к помощи методистов, а
таковых в этом трудном деле, естественно, не нашлось.
Про взрывы в
прошлом году пока информации не было. Видимо, какая-то заначка у героя все же
была - женился, свозил молодую жену в Доминикану, провел медовый месяц на высоком
уровне, а потом все и случилось. Поскольку информации об ОПГ мало, видимо,
оперативники пока не могут выяснить, кто же те Аники-взрыватели, что столько
раз никак не могли ограбить банки, даже имея шпаргалку-инструкцию. Не
исключено, что это тоже бывшие ученики (как и молодая жена), которых не смог
правильно выучить и воспитать учитель истории. Теперь бывшему учителю самому
придется учиться. 10 лет. В тюрьме. Тому, как быть честным и добропорядочным
человеком не только внешне, но и внутренне. Во всяком случае, если Гагаринский
суд в изумлении от былой профессии задержанного оставил его под домашним
арестом, то Нагатинский суд на всякий случай заключил под стражу, учтя, что
преступления были серийными и общественно опасными.
Если бы в
советское время такая информация о преступлении была обнародована в СМИ,
случился бы взрыв в обществе куда более мощный, чем в нынешних банкоматах.
Репутация у учителей тогда была такой, что даже помыслить о возможном
преступлении люди не смели. Они в глазах общества были просто ангелы - белые,
пушистые, замечательные. Что должно было произойти в голове дипломированного
педагога, выросшего в педагогической семье, чтобы он решил стать главой банды,
нацеленной на ограбление банкоматов? Куда ушли его жизненные принципы? Или их
вовсе не было? Куда смотрели педагоги в школе, которую окончил будущий
взрывник, в вузе, где его пять лет готовили к благородной деятельности на благо
будущего, как не смогли рассмотреть сущность учителя истории те коллеги в
московской школе, которые трудились с ним в соседних классах, заседали вместе
на педсоветах, наконец, семья, где все сплошь педагоги? Если все они всего
этого не смогли увидеть, то какова цена таких властителей человеческих дум? И
может быть, тогда вполне закономерно случилась эта история, если в трудные
моменты жизни учитель истории так и не смог найти опору в окружающих? И может
быть, не все так непредсказуемо в нашей жизни, если случаются такие истории?
Вот только очень хочется, чтобы такой непредсказуемости-предсказуемости в нашей
жизни было как можно меньше.
http://ug.ru/archive/59809