На
официальном сайте празднования 70-летия Победы в разделе «Фильмы о
войне» http://may9.ru/films
выложены
для свободного доступа
70
советских кинокартин о непростых для страны временах, о героизме наших дедов и
прадедов, которые отстояли Родину от немецко-фашистских захватчиков. Как воспользоваться
этим богатым материалом для
разговора с
детьми о Великой Отечественной войне? Что посоветовать
школьникам
посмотреть в первую очередь?
На мой
взгляд, ученикам всех возрастов будет интересен фильм «Иваново детство» ,снятый
А.Тарковским
в 1962г. по мотивам
рассказа Богомолова «Иван» и
принесший
режиссеру
всемирную известность.Фильм о маленьком
разведчике, настоящем ассе , который только во сне остается ребенком .Взрослые пытаются
его
спасти , отправляя
в суворовское училище . Но
ненависть Ивана
к врагу так сильна, что
он уже не представляет своей жизни без войны
. При обсуждении
этой картины можно опираться на рассказ
«Маленький солдат» Платонова и
повесть
Катаева
«Сын полка». Одинаковость
сюжетов подчеркивает типичность ситуации :у детей были свои счеты с войной . От
этих произведений
логично перейти к
беседе о пионерах-героях.
Ужасная несовместимость войны и детей показана
и
в зарубежной
драме «Выживая с волками» 2008г. , фильм совместного производства Бельгии, Франции
, Германии по книге
Миши Дефонсеке
«Миша: воспоминание о годах Холокоста»( легко найти в интернете). Эта
душераздирающая история
пятилетней девочки
, ищущей своих родителей , депортированных
на восток, не оставит равнодушными
современных школьников. Занимательность
сюжета (дружба девочки с волками , благодаря которым
она
выживет
в нечеловеческих
условиях
) спровоцирует дискуссию , могло ли это быть
на самом деле . Некоторые натуралистические подробности ,
вызывая физическое отвращение к увиденному , ,заставляют отводить
взгляд от экрана , наглядно
показывая , что такое война.
За четыре года
скитаний по охваченной огнем и залитой кровью Европе Миша
открывает для себя звериную жестокость
людей и доброту диких животных.
Стоит
посмотреть детям и фильм «Воровка книг»(2014г.), литературным источником для
него стал роман австралийского писателя
Маркуса Зузака «Книжный вор». О мрачных и кровавых страницах
человеческой истории рассказано от лица смерти,
перед которой все нации равны . Представляя
эту киноленту ,
можно
показать памятник сожженным книгам в Берлине (
не сразу скажут , что это такое, уже проверено )
и
спросить , что за книги и почему , по их
мнению,
были брошены в костер нацистами 10мая 1933
года. Перед
просмотром
ученики пусть выполнят задание : расспросить близких
и родных , переживших
военные годы
, как жилось в ту пору
и что придавало им силы и мужество . Пусть
запишут
эти воспоминания , морально
подготовятся таким образом к просмотру. Из фильма дети поймут , что не все
немцы были фанатичными фашистами и убедятся в силе книги .
Ученикам
младших
и средних классов , по-моему, обязательно
нужно посмотреть
и обсудить фильм
«Повесть о настоящем
человеке» А.Столпера (1949г.) , снятый по одноименной повести Б.Полевого, в
основе которой
реальные
факты биографии летчика-истребителя Алексея Мересьева .Сбитый
в бою над оккупированной территорией, он три
недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе
ноги, герой находит в себе силы вернуться в боевой строй и пополняет счет
воздушных побед над врагом. Очень мотивирующая книга!
Разговор о героях
Великой Отечественной войны
можно
продолжить , посмотрев
такие классические
произведения
советского кинематографа ,как «Бессмертный
гарнизон» , « Молодая гвардия», , «Битва за
Москву», «А зори здесь тихие»….
А какие фильмы о войне выбираете для обсуждения с детьми вы?
Тэги:
фильмы,
Великая Отечественная война,
Вторая Мировая война