Мастер-класс
«А вот и не подеретесь!»
Тема: Бесконфликтное общение по теории Эрика Берна о трех позициях человека.
Цель: Научить приемам бесконфликтного общения по теории Эрика Берна.
Задачи:
·
обучающая: дать понятия позиций
«ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ» по теории Эрика Берна;
·
развивающая: отработка навыков бесконфликтного
поведения, развитие навыков сотрудничества;
·
воспитательная: развитие доброжелательности,
эмпатии, толерантности, этических норм поведения.
Ход занятия.
1.
Вводная часть.
Всем привет! Зовусь
я Катя,
Предлагаю поиграть
я!
·
Приветствие.
«Приятное знакомство»
Все играющие встают
в два круга, один внутри другого. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются
направо, во внешнем кругу - налево. Двигаясь по кругу, участники произносят
следующие слова:
Мы с тобой идем по кругу,
Поглядим в глаза друг другу,
На минуту замираем -
Имена запоминаем:
На
словах "...на минуту замираем" участники останавливаются, а когда
речевка закончилась, здороваются за руку с тем, напротив кого они остановились,
называя при этом свое имя и т.д.
·
Тема занятия.
Очень приятно
общаться с доброжелательными людьми. Я надеюсь, что вы поможете мне создать
атмосферу доброго взаимодействия и сотрудничества, а я постараюсь поделиться с
вами своими знаниями и надеюсь они вам будут полезны в вашей дальнейшей жизни.
У меня друзья
проблема,
Я не знаю, как мне
быть?
Вот мои два близких
друга,
Мне их надо
померить.
(надевает на руки
перчаточных кукол, обыгрывает стихотворение Агнии Барто «Ссора»)
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки...
Мне б сказать спокойно надо:
Слушай, ты же не права!
Но взяла меня досада,
Те, что надо и не надо,
Я выкрикивал слова.
И теперь хожу по саду,
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова!
Как загладить те слова?
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки.
Сегодня мы поговорим о том, как люди общаются друг с другом. Обсудим, что
влияет на этот процесс. Я приглашаю вас на мастер-класс « А вот и не
подеретесь! Или бесконфликтное общение».
2.
Объяснение материала.
·
Вступительное
слово
Часто в общении, вы сталкиваетесь
с тем, что вызывает у вас недовольство, или вы слышите совершенно
возмутительные вещи. Нередко, вам трудно высказать свою точку зрения или трудно
услышать отказ. Проявить свои лучшие качества или добиться успеха в жизни порой
бывает очень сложно из-за ограничений способности в общении.
Умение урегулировать конфликты или налаживать сотрудничество необходимо нам
всем присутствующим для лидерского роста или в личной жизни.
Известный психолог Эрик Берн
утверждал, что
в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым
он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким
он сейчас является. Все наши взаимодействия
с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку,
мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь
или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям, мы порой относимся к
другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым
людям, мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед
лицом жизненных невзгод.
Когда два человека оказываются вместе,
каждый человек может находиться в состояниях
Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся
наедине в одной комнате, там в действительности присутствуют шесть лиц, каждое
из которых может внезапно проявиться. На основе данной структуры Э. Берн
разрабатывает один из подходов общения, который мы сейчас попробуем
рассмотреть.
·
Индивидуальная
работа
Давайте попробуем оценить, как сочетаются эти три
«Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0
до 10. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
·
Работа в группах
Вывешивается таблица РВД, все участники делятся на 3 группы, каждая группа
получает карту, которую надо заполнить. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
После заполнения карты, идет ее презентация и обсуждение. Затем вывешивается
для сравнения оригинал таблицы.
3. Закрепление
Упражнение «Интервью»
Действие: 3 минуты.
Выбираются: 1 участник (журналист), 3 участника
(опрашиваемые). Им предлагают дать интервью (на любую тему) в роли, написанной
на карточке (Родитель, Взрослый, Ребенок). Остальные участники являются
наблюдателями.
Обсуждение: 5 минут
- Ваши впечатления? (участники), (наблюдатели)
- У кого было легче брать интервью? (участники),
(наблюдатели)
- Какие можно дать рекомендации?
Чтобы избегать конфликтов и общение сделать
приятным и продуктивным, каждый должен выбирать позицию ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ.
Упражнение
«Договоритесь»
Задание:
проигрывая
вымышленную ситуацию, необходимо договориться, используя при этом все
полученные знания по теме занятия.
Ситуация:
общей
группе предлагается на выбор поездка в Москву или в Санкт-Петербург. Обе группы
должны договориться о том, куда они все вместе поедут. Принятое решение должно
устроить всех.
Выработка
стратегии: 3 минуты
Диалог: 5
минут
Обсуждение: 5 минуты
– Какие
стратегии вы выбирали?
– Какие
встречались барьеры?
– Что
получилось, не получилось?
4. Итоги
Цель:
рефлексия занятия.
Учащимся предлагается
поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Раздаются «подарки»:
Рецепт счастья
Возьмите
чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости,
посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все
это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и
предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Тэги:
Бесконфликтное общение