школьной литературы обсудили за круглым столом
Что такое подлинный патриотизм в произведениях отечественной литературы, нужна ли единая концепция преподавания и единый учебник по литературе, кого из авторов включать в школьную программу - эти вопросы обсуждали вчера участники круглого стола “Литература в школах: задачи преподавания". Перспектива создания единой концепции не вызвала противоречивых мнений среди присутствующих. В зависимости от того, какая идеологическая позиция будет выбрана, такая будет и концепция, считает руководитель коллектива авторов школьных и вузовских учебников Владимир Агеносов. А вот учебники, по его мнению, должны различаться: для тех, кто хочет стать филологом и тех, кто пойдет в математику и “кому не нужны ямбы и хореи”.
Подавляющее большинство школьных учителей также не принимают идею единого учебника, она вызывает у них профессиональное отторжение, заверил автор учебников для средней и старшей школы Виктор Журавлев. А вот к литературным текстам в учебниках стоит относиться избирательно, считает актер и режиссер Николай Бурляев.
Он высказал тревогу по этому поводу, приведя в пример стихотворение “Прощай, немытая Россия!”, объяснив ее тем, что во всех учебниках авторство стихотворения приписывается Лермонтову. По словам Бурляева, это чистый подлог: не мог поэт, любящий Россию, написать таких строк. «Это не лермонтовская строчка! Чья-то грязная рука перенесла ее в наследие поэта. А когда такие вещи есть в учебниках, становится очень тревожно по части преподавания литературы", подчеркнул он.
Иного мнения придерживается директор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов. По его словам, в русской литературе нет ничего такого, что отвращало бы от нее. Каждый автор - это наша история, наш путь, подчеркнул он, и чем больше разной литературы войдет в программу, тем лучше.
Что касается подлинного патриотизма, то это вопрос, в котором русская литература живет две сотни лет, считает профессор Московского государственно университета им. М. В. Ломоносова Михаил Голубков. Наследие Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского никак не обойти - иначе, по его мнению, не понять революционно-демократического направления в литературе.
Сам же вопрос о едином учебнике является вторичным. Учебник полезен лишь как свод биографических и других данных об авторах. Все зависит от учителя, считает Алексей Варламов. А он должен быть хорошим, заявила доцент филфака МГУ им. Ломоносова Елена Зубарева, в противном случае охота к чтению у школьников может пропасть навсегда, добавила она.