ТЫСЯЧА И ОДИН СПОСОБ ПОДРУЖИТЬ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР
- давать детям возможность заботиться друг о друге (не
заставлять, а приветствовать инициативу). Например, если один ребёнок обидел
другого, можно дать некоторое время, чтобы он попробовал его утешить, а не
бросаться самим успокаивать. Обижающий при этом поймёт, что в его силах не
только испортить атмосферу, но и наладить её тоже.
- подсказывать детям,
как они могут друг другу помочь, делать что-то вместе.
- не говорить, что вы любите всех одинаково, а подчёркивать
индивидуальность и важность каждого ребёнка в отдельности.
- не давать (времени, сладостей и т.д.) одинаково, а каждому
по потребности.
- (самое главное) не
сравнивать детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для
обоих, это может подтолкнуть их к дальнейшему соревнованию. Лучше сравнивать
каждого ребёнка с его прошлыми достижениями.
- нельзя навешивать ярлыки и давать детям фиксированные роли
в семье. Если одного ребёнка называют "наш танцор" или
"певец", то это обесценивает эту область развития для других детей, а
сам ребёнок будет вынужден застрять в этом звании, даже если захочет поменять
свои интересы.
- каждому ребёнку
нужно стараться уделять время наедине, без других детей.
- если оба ребёнка требуют внимания одновременно, нужно
периодически отвлекаться вперёд на старшего, даже если младший совсем младенец
и кажется, что его нужды важнее.
- не подавлять
конфликты, а признавать право детей на негативные чувства друг к другу, учить
их правильно выражать свои эмоции.
- не стараться постоянно вмешиваться и выносить свой вердикт,
иногда достаточно просто выслушать обе стороны и признать их право на злость и
обиду. Когда они выскажут свои претензии родителю, их накал по отношению друг к
другу спадёт.
- озвучивать невысказанные чувства при конфликте, когда сами
дети их не осознают.
- не принимать ничью сторону в конфликте, т.к. даже ребёнок,
вроде бы инициирующий агрессию, изначально сам чувствует фрустрацию от невозможности
сделать что-то по-своему.
- напоминать о позитивных моментах, которые недавно
случались, как один ребёнок позаботился о другом, помог ему, рассмешил, сделал
комплимент. Подчёркивать, что они это делают, потому что любят друг друга.
- говорить, что семья - это самое главное, что брат или
сестра всегда будут рядом, как бы они не ссорились.
- не забывать, что старшие дети тоже всегда остаются детьми,
они тоже маленькие, нельзя требовать от них чего-то только потому, что они
"уже большие" и должны терпеть, помогать, подождать и т.д.
- не заставлять
старших заботиться о младших, не вменять им в обязанность какие-то рутинные
дела. Если ребёнок хочет помочь, делает это постоянно - это можно принимать и
поощрять. Но у него всегда должно быть право передумать и перестать вам
помогать.
- выстраивать
привязанность в соответствии с возрастными уровнями, то есть, начинать с уровня
чувств, давать детям прикасаться друг к другу, учить их делать это осторожно,
не исключать физический контакт с младенцами, даже если вам страшно. Потом
подключать приёмы, укрепляющие привязанность на следующих уровнях.
- заранее не давать старшему ребёнку ложных надежд, что малыш
родится и будет с ним играть, будет его любить. Лучше описывать будущее как
можно более реалистично, что играть он сможет ещё нескоро, а сначала будет
плакать, кушать и спать, часто лежать у мамы на ручках.
- можно устраивать
"кукольный спектакль" с младшим ребёнком, пока он ещё не говорит,
произносить фразы за него, бегать с ним за старшим в догонялки, озвучивать, что
это они вместе "играют" друг с другом.
- поощрять интерес и заботу старшего о младшем,
контролировать и учить, как это нужно делать (водить его ручки своими руками,
например), не ограничивать их контакты в моменты, когда старший искренне хочет
сблизиться с младшим, даже если у него поначалу плохо получается. Это очень
хрупкое желание, которое можно легко разрушить запретами или своей бурной
реакцией.
- (важно ) не разделять детей после рождения младшего, не
отдавать старших няне, бабушкам. Чем больше времени дети проводят порознь, тем
меньше у них возможностей научиться мирному сосуществованию, узнать друг друга,
сонастроиться.
- поставить рядом
кровати, чтобы они были физически ближе друг к другу. Если дети не против,
можно организовать им совместный сон.
- давать старшему побыть малышом, если ему хочется (разрешать
полежать в детской кроватке, носить его на ручках, заворачивать в пелёнку,
помогать одеваться, кормить с ложечки или из бутылочки и т.д.).
- выдать старшему персональную "ляльку" - куклу,
чтобы он мог с ней проделывать те же мероприятия, что и мама со своим
младенцем. Сшить/купить кукольный слинг, одежду, пожертвовать памперс, пелёнку
и т.д.
- устраивать
совместные купания, валяния, сидения на коленках у родителей, ношения в
слинге/на руках двоих одновременно, если хватает сил.
- при просмотре фото и видео подчёркивать похожесть детей и
отмечать их индивидуальность в одном и том же возрасте.
- выделить каждому ребенку зону только для его вещей, не
разрешать другим детям брать их без спроса у хозяина.
- учитывать индивидуальные интересы каждого ребёнка (не
выбирать между танцами для дочки и борьбой для сына и тем более не отдавать
дочку на борьбу за компанию).
- организовывать совместные семейные дела в отрыве от
ровесников (особенно хороши походы и поездки).
- одевать детей похоже, хотя бы в одной цветовой гамме или в
один идентичный предмет (шапки, шарфы, сумки).
- если оба ходят в один садик, можно попросить воспитателей
разрешить им видеться в течение дня.
- выбирать с одним ребёнком подарки для других, заодно можно
обсудить, чем они увлекаются, что любят.
- призывать одного
ребенка разделить ваше восхищение другим: - Какой же он (она) у нас умный
(-ая)! (красивый, добрый, сообразительный...); - У тебя очень заботливый
брат/сестра, тебе повезло!
- называть одного ребёнка в присутствии другого "наш
Саша, наша Анечка".
- учить старшего, чем он может занять младшего, чтобы
совместная игра была продуктивной - выдать ему какую-то игрушку, научить
несложным действиям в общей игре, отвлечь. Таким образом у младшего будет
меньше соблазна влезть на территорию старшего и что-то ему испортить, вызвав у
того недовольство.