Что такое экология?
Воспитатель МДОУ «Колосок"(Серпуховский р-н)
Карцева Екатерина Викторовна.
Сегодня
мы постоянно слышим и читаем об
экологии, и этому есть много причин.
Хотя экология — одна из самых молодых наук, она
имеет большое значение для будущего
человечества.
Экология
- это наука, изучающая отношения живых
организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Назвать
так эту науку в 1886 году предложил немецкий биолог Эрнст Геккель. А само
название происходит от греческих слов: “экое” - дом, жилище, место обитания, и
знакомого нам “логос” - слово, учение.
Существует множество
направлений экологии.
В
связи с тем, что с середины 20 века многократно усилилось воздействие человека
на природу, экология обрела особое значение и стала научной основой
рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а сам
термин «экология» получил более широкий смысл. Основным постулатом экологии
является то, что любые изменения в природе влияют на остальные ее элементы.
Например, из-за загрязнения грунта может вымереть какой-либо вид насекомых,
заболеют представители флоры и фауны, которые живут на загрязненной территории.
А иногда это даже может
стать
причиной уничтожения популяции в регионах, находящихся далеко от места, где
случилась биологическая катастрофа.
По всему миру люди проводят кампании, посвященные
охране окружающей среды. Что же означает это выражение?
Некоторые люди под охраной окружающей среды, понимают,
прежде всего, сохранение в неприкосновенности не столь многочисленных
оставшихся на Земле уголков девственной, не тронутой человеком природы.
Другие понимают, как
сохранение различных видов животных и растений. Охрана окружающей среды
включает в себя и защиту лесов от
вырубки, и разумное использование вообще всех природных ресурсов.
Проблема охраны окружающей среды стала жизненно важной
в наши дни, потому что именно теперь человечеству требуется больше
разнообразных природных ресурсов, чем когда-либо прежде. По мере того, как
растет численность людей на нашей планете и повышается уровень их жизни, они
все глубже запускают руку в кладовую природы. Ресурсы следует «охранять» во имя
сохранения, как самой планеты, так и будущего человечества.
Экологическое воспитание в наше время становится
важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически
грамотное поведение человека - залог выживания человечества, в общем, для всех нас доме - на планете Земля. Во-
вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить
ребенка к красоте, гуманности и здоровому смыслу... Малыш ближе нас к природе в
прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно
по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного
дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают
над головой...
Воспитание экологической культуры - долгий путь
формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше
начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому важно начинать его уже с первых шагов ребенка по
родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство
сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие
красоты природы, понимание само ценности здоровья, бережное отношение к
предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры,
формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького
ребенка.
Большинство изменений в мире природы человек может
заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в
непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в
природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые
должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный
мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и
все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы,
раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к
природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в
освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир
природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий
для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко
всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка
любоваться, всматриваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы,
воспитывать любознательность и
наблюдательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир
природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет.
Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно,
если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых в
первую очередь родителей - помочь детям накопить багаж
ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
В
настоящее время по
ряду определенных причин
родители не уделяют
должного значения экологическому воспитанию. Поэтому первостепенно
значима работа педагогов
детского сада. Они, опираясь на помощь родителей, с самого
нежного возраста знакомят детей с природой, воспитывают бережное к ней
отношение, организуют труд в уголке природы, на огороде и на участке детского
сада. Круглый год проводятся наблюдения в природе, целевые прогулки, занятия по
ознакомлению с растительным и животным миром, с неживой природой, экологические
праздники. У детей формируют также основы здорового образа жизни, поскольку
человек - это часть природы, и забота о собственном здоровье также является
частью экологического воспитания. Воспитатель по физкультуре регулярно проводит
дни здоровья, следит за соблюдением двигательного режима. Организация занятий,
игр, досугов и других форм работы с детьми оценивается с точки зрения
экологического подхода.
На современном этапе актуальной является проблема
повышения качества образования, в том числе и экологического. Одним из условий
решения этой проблемы является преемственность формирования экологического
мировоззрения ребенка на всех этапах его взросления. Задачи экологического
воспитания - воспитание экологических ценностей, экологического сознания,
экологической культуры - могут быть решены только при его непрерывности и
преемственности от младенчества до старшего дошкольного возраста, от старшего
дошкольного возраста до окончания школы.
Библиография
1.
Николаева С.Н., Эколог в детском саду: Программа
повышения квалификации дошкольных работников. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. -
120с.
Тэги:
ЭКОЛОГИЯ,
охрана окружающей среды,
экологическое воспитание