Педагогика Царскосельского лицея - Алла Петровна Казакова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ К вопросу о национальной идее
 ▫ образовательная политика
 ▫ Дом Человека
 ▫ МСОО `СУПЕР`
 ▫ Наша школа
 ▫ прошкольники в Белокаменной.
 ▫ физическая культура
 ▫ прошкольники в Крыму
 ▫ ЗОЖ
 ▫ интересные сайты для учителей
 ▫ воспитание
 ▫ Родная Речь
 ▫ Инициация самоуправления
 ▫ Воспитание и правоохранительные органы
 ▫ организация процесса управления
 ▫ семейное воспитание
 ▫ народное самоуправление
 ▫ мои подопечные дети
 ▫ Стихи
 ▫ Симфония чувств
 ▫ Управление
 ▫ Третья молодость
 ▫ Учебные стандарты школ России
 ▫ блок Нравственность
 ▫ литература
 ▫ Кто мы, русские?
 ▫ Стратегия и тактика развития
 ▫ Наука о глупости
 ▫ Научно-педагогич- еские кадры
 ▫ Реалии управления
 ▫ Профилактика туберкулёза
 ▫ манипуляции с законами
 ▫ Детские движения
 ▫ Человек - мера всех вещей
 ▫ Т.Д. Шубейкина
 ▫ Календари и время
 ▫ физическое обоснование торсионных излучений человека
 ▫ человек в социуме
 ▫ Плеяды
 ▫ Ключи Еноха
 ▫ самораскрытие
 ▫ Путь человека в ноосферной эпохе
 ▫ ноосферная идеология
 ▫ Ноосферная идеология
 ▫ Шестой ноосферный уклад
 ▫ Космос личностен. Личность космична.
 ▫ Ноосферная конституция
 ▫ Ноосферное сознание и личность.
 ▫ Развитие личности: условия и возможности.
 ▫ `Отбросив догмы роковые...`
 ▫ Проблемы развития территориальных образований
 ▫ `С чего начинается Родина...` круглый стол`
 ▫ Проект `Золотое кольцо`
 ▫ Через образование - к сбалансированному развитию.
 ▫ Политика администрации Краснознаменска
 ▫ Международные форумы: Право Жизни
 ▫ Образование граждан мира
 ▫ Самоуправление как механизм формирования
 ▫ А.С. Пушкин - мыслитель, учёный, пророк.
 ▫ фото
 ▫ Неужели из Гипербореи?










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Алла Петровна Казакова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алла Петровна Казакова / Блог / Педагогика Царскосельского лицея


ЗАПИСЬ #352

КОММЕНТАРИИ (9)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


20 декабря 2014, 18:06, автор - хозяйка блога
Алла Петровна Казакова

Педагогика Царскосельского лицея

Педагогика Царскосельского лицея

в 1811 – 1817 гг.

 

Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет

Сегодня ведутся активные поиски путей реорганизации образовательных систем,   обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.

Процесс обновления всюду происходит медленно, болезненно, зачастую с пустой тратой сил и средств.

Одна из причин усложнения процесса реформации и пока низких результатов реформ, на наш взгляд состоит в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление – это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.

Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим высокий уровень результативности своей деятельности.

Опыт Царскосельского лицея.

В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже двух веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.

В него принимались дети разных возрастов ( от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших дворянских фамилий. Программу деятельности Лицея разрабатывали блестящие умы России – Сперанский М.М., Малиновский В.Ф. и др., которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития.

Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А.С. Пушкин.

 Исследователи творчества А.С. Пушкина отмечают поражающее богатство тематики и мотивов его юношеской поэзии. Содержание многих его стихов свидетельствует о больших и разносторонних знаниях юного поэта в области всеобщей истории, в области русской и мировой литературы; об изумительном знании своего родного языка и т.д.

Где же источник такого высокого умственного и мировоззренческого развития юного Пушкина?

Что же обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения?

Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации.

История создания Лицея.

Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце 18 – начале 19 вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам.   В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.

 Отсутствовала единая система образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.

В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан Сперанским М.М., который считал, что это учебное заведение уже в ближайшем будущем принесет свои плоды.

В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.

Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

 

 Образовательные задачи Лицея

 Первостепенное значение в Лицее придавалась «облагораживанию сердца».

Обучение было рассчитано на шесть лет – начальный курс и окончательный курс, по три года каждый.

В начальный курс, кроме гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.

 Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного.

Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.

Изучение родного и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.

 

Соблюдался принцип последовательного изучения наук. Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий.

Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях»

Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.

Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2…худо – 0)

 

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».

В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения» списки книг для прочтения составлялись педагогами.

Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.

Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».

Основные факторы эффективности деятельности Лицея.

Суммируя опыт Лицея, можно выделить следующие основные факторы, способствующие эффективности его учебно-воспитательной деятельности

Первый фактор – искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника со стороны всех взрослых, работающих в Лицее.

Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.

Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея Малиновского В.Ф. и Энгельгарда Е.А. были чужды авторитаризм и формализм. «Только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца, - излагал свое кредо Энгельгард, - можно завоевать его любовь». Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановка, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе.

В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Без каких-либо тестов, путем педагогического наблюдения и интуиции ежегодно составлялись развернутые характеристики на всех учащихся, поражающие своей психологической корректностью.

Только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью воспитатели Лицея смогли совершить чудо – передать свои мысли идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно приняли их и сделали регулятором своего поведения.

Комфортный моральный климат рассматривается и современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов эффективности работы учебного заведения.

Второй фактор – разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики – интеллектуальная, физическая, сенсорная, художественно-эстетическая. Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов. Существовали самодеятельные группы по интересам, литературные объединения, издавалось несколько литературных журналов.

 Преподаватели руководствовались принципами, записанными в «Положении о Лицее», - «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не должны быть праздными». Причем подчеркивалось, что «праздность ума более вредна, чем праздность телесных сил».

Третий фактор – целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества, словесности и литературы, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, безграничную любовь к своему Отечеству.

Любовь к Отчизне, утверждал Ушинский, самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил.

 

 Четвертый фактор (ведущий) – профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Их знания и увлеченность предметом передавалась ученикам, развивая любознательность и творческие поиски.

 

Особое значение имел общественно-нравственный облик педагога. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружали, учили, с ними общались люди, в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающей идеи добра и справедливости.

Пушкин после окончания Лицея так писал об одном из своих учителей Куницине: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Им чистая лампада возжена…».

Заключение.

Самое главное в деятельности школы – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность.

 Первостепенную значимость учителя, воспитателя, взрослого в развитии личности ребенка сегодня подчеркивают не только педагоги.

В 80-е годы 20 века международной ассоциацией по оценке школьных успехов были проведены широкомасштабные исследования в сотнях школ разных стран мира. Цель исследования – выявить главные факторы, определяющие высокое качество работы школы.

Были выявлены несколько факторов, влияющих на эффективность школы, как социального института.

Важнейшим из них оказался профессионализм и личностные качества учителя. Важны не столько усовершенствованные программы и учебники, гласит заключение экспериментаторов, самое главное в деятельности школы – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность.

Глущенко Людмила Ивановна, Лингвистическая гимназия № 120, учитель высшей категории,

дипломант Республиканского конкурса программ   по духовно-нравственному развитию личности.

По материалам историко-педагогического очерка З.И. Равкина, Москва, изд. «Флинта», 1999 г.

Статья опубликована в журнале «Коллеги» №2 2006 г   Алматы, РК

 

   



Тэги: Россия, Школа, жизнь.



ОБСУЖДЕНИЕ


Ольга Яковлевна Ширяева2014-12-20 21:19:30 - Ольга Яковлевна Ширяева
Спасибо, Алла Петровна!
Николай Иванович Крюков2014-12-20 21:24:44 - Николай Иванович Крюков
А куда же идем мы сейчас? Реформы, реформы...
Николай Филиппович Леонов2014-12-20 21:31:05 - Николай Филиппович Леонов
Мы идём в зад, уважаемый Николай Мванович
Николай Иванович Крюков2014-12-20 21:38:58 - Николай Иванович Крюков
Николай Филиппович, мне это да-а-авно известно. И вопрос-то я поставил не затем, чтобы получить на него ответ, а затем, что вот, ребята, путь-то известен, вот к чему надо стремиться, вот что у нас было, и было неплохо! Какого же, пардон, хрена? Хотя и на этот вопрос мне ответ давно известен...
Фаина Афанасьевна Кафинькина2014-12-20 21:55:47 - Фаина Афанасьевна Кафинькина
Большой интерес представляла школа-санаторий на Погодинской улице в Москве, примерно в 1908 начала свою работу
Николай Филиппович Леонов2014-12-20 21:55:56 - Николай Филиппович Леонов
Николай Иванович! К сожалению, у нас в России откровенно тупое и профессионально непригодное министерство образования и ещё очень плохо, что оно ещё и заведует наукой.
Валентина Леонидовна Мерзлякова2014-12-20 22:00:46 - Валентина Леонидовна Мерзлякова
Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо.-этот принцип ФГОСов
А вот этих истин в современной педагогике не хватает `Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил`.Пример должны подавать власти.
Личность учителя сейсас не на первом месте. Жаль. Неуважение к педагогам ведёт к развалу школы.
Николай Иванович Крюков2014-12-20 22:06:15 - Николай Иванович Крюков
Я с Вами согласен, Николай Филиппович. Больше скажу, наше министерство напоминает `пятую колонну`. Ни больше ни меньше.
Алла Петровна Казакова2014-12-20 22:37:21 - Алла Петровна Казакова
Дорогие коллеги! Полностью разделяю ваши компетентные мнения. Мне думается, что в настояыщ0ее время надо создавать повсеместно территориальное самоуправление, потребительские общества как средство преодоления потребительского отношения к обществу, изменять денежные потоки, направляя их на создание своих школ с выборными учителями, а всех чиновников надо гнать поганой метлой, чтобы не мешали учителям работать. Сейчас опубликую презентацию Плана социально-экономического развития, разработанного мною с коллегами для села в Крыму, имеющего на 93% дотационный бюджет.

Опубликовала в папке `человек в социуме`.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Красивые стихи и фото! Спасибо, Бронислав Петрович! Весна набирает силу и ее мелодия из буйства цветения плодовых деревьев звучит особенно волшебно! 6764664-a151550 О, пусть ласточки обрадуют нас вестью о появлении первых роз. Пусть мотылек поцелуется с яблоневой ветвью и та приоткроет свой маленький рот. О, снова март, и снова это деленье на голубое с зеленым с примесью красок других. Цветы начинаются на земле, поднимаются на деревья, и март раскрывает их. Б. Ахмадулина
Спасибо, Бронислав Петрович! За эти дни в чьем только исполнении не прослушала этот романс, так засел в голову, что звучит без перерыва...В исполнении Гульнары Исмаевой услышала впервые. Мне и удивительно и отрадно, что современные молодые исполнители помнят и любят романсы и так верно его чувствуют. Понравился видеоряд . Сделала даже скриншоты. Размещу позже. Вас порадую картинами художников Alfredа Guillou (1844-1926) и Алана Мэйли (1931 - 1995)`Просмотрела много картин в тему, но эти больше всех `зацепили`. 💖6813665-a151550 Когда мы рассталися с вами совсем, Душа исстрадалась глубоко, Но в сердце больном кто-то радостно пел, Как счастья предвестник далекий. (из песни) 💖💖6813666-a151550
6137296-a151550 В подтверждение твоих слов , Дима! Обе версии имеют место быть. https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post498245511/ Что уж теперь нам остается? Помнить! Любить! Восхищаться!
Понравилось упоминание о жимолости 1558794-a269643 (жимолость) И еще узнала, что магнолия и магония разные растения, а сначала подумала, что опечатка. Спасибо, Марина Осиповна!
Большое спасибо! Очень помогли!
6145610-a151550 Ждем новые проекты, Валюша!Удачного решения! МО-ЛО-ДЕЦ!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/