Окружающий мир – это один из курсов, который более
всего подходит для реализации принципов проектного метода обучения.
Поэтому на каждом уроке старюсь построить работу так, чтобы дети в
сотрудничестве познавали окружающий мир, проявляли творческие
способности, согласовывали свои действия в паре или группе для
достижения общей цели и общего результата.
Не
так давно мы с первоклассниками изучили большой раздел «Разнообразие
растений». На уроках, во время прогулок дети учились наблюдать
растения в природе, характеризовать условия, необходимые для их жизни,
описывать внешний вид растений, группировать их по заданным основаниям
(деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).
На завершающих уроках мы приступили к реализации проекта «Деревья и кустарники», который состоял из нескольких этапов:
1.
Работа с бумажным носителем (моделирование дерева или кустарника,
выявление его принадлежности к группе лиственных или хвойных деревьев,
соотнесение дерева и его ветки/листа, определение вида листа (простой
или сложный), развитие мелкой моторики рук, сотрудничество в группе при
выполнении задания).
2. Работа с электронным
носителем (знакомство с приложением «Создатель газеты» интерактивного
стола
ActivTable и его инструментами, определение обязанностей
"писателя", " дизайнера" и "исследователя" при совместной работе на
столе, анализ различных источников информации с помощью учителя,
развитие мелкой моторики рук, сотрудничество в группе при выполнении
задания).
Первый этап занял 1 урок. Второй этап, ввиду своей сложности, был реализован с каждой группой отдельно после уроков.
На
первом этапе каждая из пяти групп получила задание собрать из частей
модель (рисунок) определённого дерева или кустарника и принадлежащие ему
листья или ветки. Деревья выбрала такие, чтобы лист был простой
(берёза) и сложный (рябина), чтобы проявили умение различать по хвоинкам
и шишкам ель и сосну.
Дети обсудили в группах, как выглядит заданное дерево/кустарник, выбрали того, кто пойдёт к столу за деталями.
Сначала разложили, а затем наклеили части растения на ватман.