Учителям года - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Учителям года


ЗАПИСЬ #4293

КОММЕНТАРИИ (14)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


19 декабря 2014, 12:15, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Учителям года

Чтобы сразу отсечь немотивированных и отмести разочарованных, предупреждаю, что этот материал будет интересен, пожалуй, лишь тем, кто как-то связан с конкурсом "Учитель года", потому что рассказывает о главном испытании этого состязания - конкурсном уроке. А точнее - о том, кто и с чем на него пришёл. (Но это лишь четвёртая часть от всех участников, других смотрели и описывали мои коллеги.)

5311678-977092625f08a9bc.jpg

Конкурсный урок – лучший способ показать, на что ты способен

Вадим МЕЛЕШКО

В 4 группе учителя-предметники были распределены следующим образом: ИКТ – 1 человек, история – 2 человека, математика – 1 человек, литература – 3 человека, обществознание – 1 человек, иностранный язык – 3 человека, физика – 2 человека, ОРКСЭ – 1 человек, биология – 1 человек, русский язык – 3 человека, начальные классы – 1 человек.

Такое распределение отражает общие тенденции, сложившиеся на протяжении многих лет, суть который в том, что представители определённых предметов принимают участие в испытаниях заметно охотнее других. Например, преподавателей русского языка и литературы традиционно больше преподавателей географии, историков больше, чем математиков. Данный факт не зависит от самого конкурса, а связан, скорее всего, с количественным распределением учителей в самих школах, что, в свою очередь, зависит от количества часов, нагрузки и пр.

Все, без исключения, учителя постарались использовать в том или ином варианте информационно-коммуникационные технологии, разнообразить виды работ и методики преподавания. Благодаря тому, что с каждым из учителей на предварительном этапе подготовки была проведена очень большая работа на уровне школы и региона, они постарались учесть опыт прошлых лет и спланировать свои действия, исходя из новых требований конкурса. Кроме того, конкурсанты были приглашены в июне 2014 года на установочный семинар в Москву, где также могли прослушать выступления учителей года прошлых лет, изучить конкурсные задания. В итоге каждый из представленных в период с 28 по 30 сентября в школе №31 Мытищ уроков стал результатом этого труда.

Но при том, что существуют чётко заданные параметры, по которым будут оценены уроки, есть целая подборка рекомендаций от бывших лауреатов и победителей конкурса, каждый из участников испытаний этого года сумел показать свой собственный урок, не похожий на все остальные.

Многие конкурсные уроки по ИКТ в разные годы начинались с того, что у учеников на столах были компьютеры, но отсутствовали мышки, и учитель подводил их к тому, что курсором можно научиться управлять и с клавиатуры. Но преподаватель информатики и технологии средней школы села Ягодное Ставропольского района Самарской области Алексей Фоломкин решил действовать иначе. На его уроке всё было наоборот: у учеников на столах лежали компьютерные мышки, но единственный компьютер стоял на столе учителя. Как выяснилось, преподаватель решил использовать эти манипуляторы в качестве устройств для голосования – каждый ученик смог решать по ходу урока тесты, авторизованные результаты которых появлялись на мультимедийном экране.

Тема урока Алексея Фоломкина – “Кодирование информации”. Он подготовил для ребят подборку листков бумаги с различными символами. Опираясь на полученные ранее знания, ученики смогли узнать в них азбуку Морзе, QR-код и шрифт Брайля. Остальные – шифр Цезаря и Семафор Шаппа – они изучили в ходе урока. Интересно, что изучаемый QR-код вёл ребят на страницу сайта преподавателя с этой темой урока.

На занятии Фоломкин активно использовал так называемые “хелпики” – листы бумаги с кратким описанием основной информации по уроку (своего рода опорные конспекты) и домашним заданием. При этом детям была представлена возможность выполнить ДЗ в конце занятия, но при условии, что они полностью выполнят материал самого урока.  

Учитель продемонстрировал великолепное владение техникой, материалом урока, он блестяще организовал работу в группах, а также дал возможность каждому из учеников ответить не только письменно, но и устно. “Голосование мышками”, благодаря использованию специальной программы, тут же показало каждому ученику количество правильных ответов, процент ошибок, степень усвоения материала и прочие закономерности.

На самоанализе Алексей Фоломкин объяснил, что отказался от компьютеров и Интернета в пользу мышек в целях перестраховки, чтобы меньше зависеть от каприз электроники и Сети. Благодаря особо подобранным заданиям, удалось связать учебный материал по ИКТ с другими предметами, темами и проблемами (шрифт Брайля – инклюзивное образование слепых, азбука Морзе – зарубежная история, QR-код – актуализация и привлечение тех знаний, которыми дети уже пользуются, и т.д.). Творческий подход на уроке помогает лучше усвоить любые темы, даже самые сложные.  

Урок учителя истории, обществознания и истории родного края гимназии №14 Улан-Удэ, Республика Бурятия, Алексея Тихонова отличался от урока своего коллеги не меньше, чем сами педагоги друг от друга. Алексей Леонидович изучал с детьми тему “Правление Ярослава Мудрого”. С первых же минут урока стало понятно, что проблемы Средневековой Руси актуальны и для современной России. Учитель продемонстрировал на экране портрет Анны ярославны, королевы Франции, и процитировал её письмо своему отцу, в котором она описывала быт другой страны. Затем ученикам была предоставлена возможность вспомнить главные факты из истории нашей страны того времени, вспомнить о политических, экономических, социальных и прочих особенностях Руси, а также сделать вывод, насколько её можно было считать развитым государством и почему.

Патриотическое воспитание в этом ключе Тихонов реализовал блестяще, так как дети сами пришли к выводу: русских царей в те времена очень уважали, наша культура была не в пример более развитой, чем в последующие времена, экономика – достаточно сильной и т.д. Следовательно, Ярослава называли Мудрым вполне заслуженно.

Постепенный переход от прошлого к современному помог лучше понять проблемы нынешних дней. Но уникальность урока в том, что это понимание было совершенно явным, хотя и не всегда озвученным. Здесь учитель проявил педагогическую деликатность и сумел уйти от обсуждения весьма неприятных моментов современной жизни, ведь в противном случае он рисковал бы навлечь на себя гнев присутствующих, вскрывая недостатки нашего строя и рассказывая о тех достоинствах, которые были у наших предков, но нами потеряны.

Логическим завершением урока стал вопрос, на который не требовалось сиюминутного ответа, поскольку дети должны были отвечать на него в течение всей жизни: а что вы сделали для того, чтобы наша страна была сильной и достойной?

Таким образом урок Тихонова совмещал в себе несколько тем, предметов, подходов и технологий. Здесь была и география, и обществоведение, и экономика, и собственно история, плюс классный час патриотической направленности. Примечательно, что занятие прошло в довольно размеренном темпе, а общение выло выстроено в форме диалога, в котором каждый ученик мог смело высказывать свою точку зрения.

Учитель русского языка и литературы школы № 60 Грозного, Чеченская Республика, Залина Тепсуркаева посвятила конкурсный урок жизни и творчеству, а также основным темам и мотивам лирики М.Ю.Лермонтова. Причём ученики сами сформулировали тему занятия, опираясь на стихотворение, которое прочла Залина Вахаевна, а также на фотографии и рисунки, которые она продемонстрировала.

Чтобы понять причины тех настроений, которые пронизывают произведения поэта, ребята проследили его жизненный путь с самого детства. Этим педагог дала понять, что корни всех наших проблем берут начало в детские годы, что очень многое, если не всё, зависит от того, кто и как нас воспитывает с младенчества. А поскольку маленький Миша Лермонтов был воспитан без отца и при минимальном участии матери, под огромным влиянием бабушки, это наложило отпечаток на его творчество.

Залина Тепсуркаева продемонстрировала великолепное владение материалом. На уроке в её исполнении прозвучало несколько стихотворений Лермонтова, однако и ученикам также была предоставлена возможность прочесть некоторые из его коротких произведений. Главное достоинство тщательно выстроенного занятия в том, что дети смогли выявить и проследить взаимосвязь между теми или иными периодами жизни поэта, его настроением и строками стихотворений. Они поняли, что буквально каждое слово играет в поэзии огромную роль, и что по нему можно получить представление о характере и мыслях его творца.

Урок проходил в диалоге, небольшие задания, которые дети выполняли по ходу занятия, были творческими, побуждали высказывать свою точку зрения, излагать свою версию и своё понимание прочитанного. Ребята работали в группах, у доски, в парах и индивидуально, пользовались литературными источниками и работали с мультимедийной доской. Благодаря тщательной режиссуре урока, они сделали самостоятельный вывод: лирика прошлых лет и даже столетий, на самом деле, очень современна, просто нужно уметь её правильно воспринимать, анализировать и чувствовать. Именно такая поэзия считается классической, поскольку она – на века.

Единственным недостатком урока, если так можно выразиться, следовало бы назвать ряд нереализованных возможностей. Например, учитель на протяжении всего занятия обсуждала с детьми причины, по которым лирику Лермонтова многие считают депрессивной, меланхоличной, пессимистичной. При этом не было сказано, что именно творчество помогало поэту бороться с жизненными неурядицами и одиночеством, именно в стихах, а не в наркотиках или алкоголе, он искал спасение. По сути, это великолепная профилактика суицида в молодёжной среде, ведь в творчестве человек обретает смысл жизни и любовь.

Но, вполне возможно, что ученики самостоятельно пришли к этой мысли, даже не озвученной на уроке.

Урок учителя математики школы № 27 имени А. А. Дейнеки города Курска Светланы Сергеевой назывался коротко и ясно – “Трапеция”. С первых же минут детям было предложено вспомнить, где и в каком виде они могли встретить трапецию в технике, архитектуре, культуре, спорте и т.д. Оказалось, что примеров больше, чем можно было предположить. Затем дети сформулировали задачи и цели урока, решив, что для изучения трапеции необходимо изучить её свойства, признаки, определение, а также закрепить полученные знания решением задач. Попутно был повторён материал предыдущих уроков, в частности, ребята вспомнили, что такое параллелограмм, и сравнили его с трапецией.

На столе у каждого ученика лежали конверты с бумажными многоугольниками, из которых надо было отобрать только те, которые подходили под описание трапеции. Оказалось, что всё-таки дети пока ещё не совсем точно понимают новую тему, однако учителя это не смутило, наоборот, Светлана Сергеева сказала, что сейчас они имеют право ошибаться, потому что самостоятельное исправление ошибки помогает ещё лучше усвоить материал.

Математические сюжеты плавно перетекали в лингвистические (перевод греческого слова trapezion), литературные (фрагмент произведения Л.Н.Толстого, где упоминается это слово), научно-популярные (книги Я.Перельмана), исторические и т.д.

Весьма интересным был ход с классической головоломкой “разрежь квадрат и получи прямоугольник”, при котором образуются несколько трапеций, но откуда-то появляется “лишняя” площадь. Ученики наглядно убедились, что суть задачи – в оптическом обмане, поскольку полученные трапеции в прямоугольнике, на самом деле, стыковались не совсем плотно, и площадь щели между ними была равна площади “лишней” клеточки.

От занимательного материала плавно перешли к решению задач – в тетрадях и у доски. Учитель разрешила высказывать версии ответов с места, но обязательно аргументировать их. После нескольких таких задач-разминок дети выполнили индивидуальное задание, которое у каждого было в конверте. При этом было сказано, что если кто-то найдёт в задании ошибку и исправит её, получит дополнительные баллы.

Урок прошёл очень динамично, насыщенно, и завершился за несколько минут до звонка. В оставшееся время ребятам было предложено заполнить анкеты и отметить, какие источники информации ими сегодня были использованы – учебник, конверт, энциклопедия, учитель, одноклассники и т.д. В завершение Светлана Анатольевна продемонстрировала красивые слайды архитектурных сооружений и пожелала, чтобы теперь, когда дети будут гулять по городу, они обращали внимание на трапеции во всех их видах и вариантах. Это и есть – “живая математика” в лучшем её исполнении.

Учитель гимназии №4 Великого Новгорода Елена Шилова стала первой, кто постарался очень продуктивно использовать не только время урока, но и перемену до его начала. Пока дети готовились, Елена Александровна успела рассказать им о себе, познакомиться с некоторыми из ребят, создать позитивный настрой, снять стресс. Поэтому само занятие с первых секунд стало очень насыщенным и продуктивным. На протяжении всего урока и учитель и ученики очень активно пользовались не только современной мультимедийной доской, но и вполне себе стандартными линейками, ручками, карандашами, ластиками и пр. Причём использовали их не только по прямому назначению. Например, детям предлагали картинку с изображением этих принадлежностей, а сами ребята должны были назвать их по-английски. Затем надо было найти эти предметы у себя на парте и показать их. Потом задания коснулись названий цветов, при этом также надо было не только правильно назвать цвет на картинке, но и найти этот цвет у себя на одежде, в книге или классном интерьере. Следом за цветом прошлись по геометрическим фигурам – с тем же успехом. Такой интенсивный способ запоминания был настолько эффективен, что многие иностранные слова смогли усвоить сидящие в классе члены жюри.

Задания перемежались “музыкальными паузами” – песнями, в которых упоминали названные только что фигуры, цвета или предметы. Дети подпевали вместе с учителем.

На русском языке за весь урок учитель произнёс только несколько слов, и то, лишь однажды. Как потом отметила в самоанализе урока Елена Шилова, такой подход помогает погрузить ребят в атмосферу чужого языка, сделав его более привычным, а заодно показать, что абсолютно все, что их окружает, имеет не только русские, но и английские эквиваленты названий, и запоминать их в сочетании с эмоциональным воздействием довольно просто.

Несмотря на наличие мультимедийной доски, ребята очень эффективно пользовались обычными бумажными листками, на которых были изображены задания и куда учитель по ходу урока наклеивала цветовые метки-“оценки”.

Весьма эмоциональным и энергичным был эпизод урока, в котором дети играли в игру: надо было выйти к доске, вскрыть конверт, прочесть на английском языке название тех или иных цифр и найти новый конверт с этой цифрой, который мог находиться где угодно – на стене, на доске, на двери, на шкафу, на парте. Первый, кто находил, открывал его, читал новое название и всё повторялось. В игру были включены все, без исключения, школьники.

По словам Шиловой, её урок выстроен в концепции “ Lifelong Learning” - обучение на протяжении всей жизни, и она в своей профессиональной деятельности старается сделать так, чтобы ребята изучали язык в непринуждённой обстановке не только на уроке, но и везде, где находятся. При этом учитель считает, что нужно приучать детей не бояться сделать ошибку в произношении или названии, ведь его всегда можно поправить, а ошибаться в процессе обучения – явление совершенно нормальное. Очень важно ощущение успешности, отсутствие страха, что тебя осудят или высмеют за корявый почерк или неправильное произношение, ведь с этим можно бороться иными способами, более гуманными.

Свой урок учитель обществознания школы № 23 Димитровграда, Ульяновская область, Екатерина Федотова решила связать с городом, в котором этот урок проходил – с Мытищами. Занятие началось с галереи фотографий, на которых были отражены наиболее яркие достопримечательности города, его памятники, заводы, архитектурные сооружения. Тему, конечно же, дети сумели сформулировать самостоятельно – “Человек и его деятельность”, но после этого педагог попросила их дать определение, что же такое – “деятельность”. Версии ответов были самыми разными, но наименее ценные не отметались сразу, а замещались более обоснованными. Общими усилиями дети выяснили, что деятельность обязательно должна подразумевать мотив, цель, средства, совокупность действий и результат. Попутно они закрепили в памяти, что на данном уроке весь этот перечень присутствует обязательно. Постепенно ребята пришли к выводу, что не всё, что делает человек, можно назвать деятельностью. Однако то, чем они сами занимаются в данным момент – учебная деятельность – может стать таковой только при соблюдении всех перечисленных требований.

Очень скоро работа из фронтального опроса перешла в группы, причём каждой группе было дано собственное задание. Но предварительно ученики напомнили друг другу правила работы в группах. Задания были написаны на карточках, разложенных по столам.

Затем на доске было продемонстрировано изображение акведука, из чего дети сделали вывод, что этот кадр имеет прямое отношение к Мытищам, так как Москва ещё со времён императрицы берёт воду именно отсюда. Фотографий было показано несколько, и каждый снимок имел отношение к какому-либо определённому виду деятельности, дети выясняли, к какому именно.

От средних веков перешли к современности. Ученики узнали расположенный на городском перекрёстке самолёт, однако только с помощью педагога выяснили, какое отношение он имеет к фотографии женщины. Оказалось, что это легендарная жительница Мытищ, лётчица Распопова.

В ходе обсуждения и дискуссии ученики попытались найти ответ на главный вопрос урока – может ли шестиклассник изменить мир. По мнению большинства – может, но важно знать, как именно.

На занятии детей ждал сюрприз, “рояль в кустах”: Екатерина Фёдорова пригласила в класс чиновника городской мэрии, который курирует работу с инвалидами. Чиновник в двух словах рассказал о том, чем занимается его департамент, после чего понятие “деятельности” для детей приобрело ещё один смысл, практический. Заодно ученикам была представлена возможность за короткий срок сформулировать вопросы чиновнику по роду его деятельности. Как оказалось, что именно этот человек было именно сегодня приглашён сюда не случайно, так как всё это происходило накануне Международного дня пожилого человека.

Лирический колорит придал уроку вопрос учителя – почему этот день отмечают именно осенью. По версии детей, старость – осень жизни. И надо помочь этим людям сделать эту осень комфортной и приятной. За оставшееся время урока они подготовили из привезённых учителем запасов платков, авторучек и блокнотов подарки для жителей мытищинского дома престарелых, чтобы не грустили.

Оценку за урок дети ставили себе сами, но им было предложено обосновать, за что именно они её поставили.

Главным минусом урока было то, что учитель не уложилась во время, и часть заданий были даны уже после звонка.

“Агрегатные состояния вещества” – такова была тема урока учителя физики школы №3 Твери Татьяны Сочковой. Занятие проходило под девизом Эсхила: “Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны”. Чтобы выяснить степень полезности знаний учащихся, им было предложено множество вопросов на повторение базового материала: каково расстояние между молекулами, в чём суть диффузии, где она проявляется и т.д. Правильные ответы школьники записывали на разных досках маркером и мелом.

Часть урока дети заполняли таблицу, вписывая то, что характерно для жидких, твёрдых и газообразных тел. Работа шла по группам с последующим обменом информации. Помимо речи учителя прозвучали фрагменты компьютерного урока, где диктор давал чёткие определения, проиллюстрированные на мультимедийной доске.

Возможно, когда ученикам был задан вопрос, имеют ли жидкости форму, и они ответили, что нет, это было частичной ошибкой, потому что Я.Перельман в “Занимательной физике” доказал, что всё-таки имеют. Но, как отметила на самоанализе учитель, этот вариант она опустила специально, чтобы не загромождать урок.

По ходу урока ребята установили, что скорость движения молекул и агрегатное состояние вещества связаны с температурой. Опираясь на это, они смогли дать обоснование молекулярно-кинетической теории, которую должны проходить гораздо позже. Однако этот пример опережающего обучения здесь был весьма изящен и вполне оправдан.

Актуализация знаний прошла в виде ответов на вопрос – насколько полезной, по мнению учеников, была полученная на уроке информация. Чтобы помочь им, учитель использовала тест, единый для всех, сказав, что вопросы и ответы можно и нужно обсуждать, поскольку тема новая.

После занятия учитель рассказала, что хотя физика – наука экспериментальная, она специально отказалась от экспериментов, поскольку тему урока узнала лишь накануне, и у неё не было время хорошо подготовиться. При этом даже в этом виде занятие получилось весьма интересным и зрелищным.

Весьма необычным для конкурсных испытаний был урок учителя литературы, основ религиозных культур и светской этики школы № 5 с углублённым изучением математики Магнитогорска, Челябинская область, Анны Стельмахович. Необычным потому, что проходил он в классе, в котором было немало детей, хорошо подготовленных по предмету Основы православной культуры. Поэтому со стороны всё выглядело не вполне светски, тем более, что тема урока была заявлена так: “Библия и Евангелие”. Тем не менее, учителю удалось провести блестящее занятие, пройдя по тонкой грани между религиозным и светским образованием.

На протяжении всего урока, который проходил в исключительно доброжелательной атмосфере, ребята вели диалог с учителем и между собой. При этом они не только отвечали на вопросы, но и задавали педагогу свои, на основе которых и был составлен план занятия, определено то, что хотелось бы получить на выходе. Зачем люди общаются? C кем они общаются? К кому обращаются за помощь? Откуда получают ответы на свои вопросы? И так далее.

Постепенно дети подошли к мысли, что ответы на самые важные вопросы жизни сосредоточены в священных книгах, одной из которых является Библия. Но ответить на более сложные вопросы – кто и когда её написал, ребятам было довольно сложно, в этом им помогала Анна Стельмахович. Дети записали на доске ряд своих вопросов, а потом оказалось, что эти вопросы почти совпадают с теми, которые уже были написаны учителем заранее там же. Вывод: это значит, что у всех людей примерно одни и те же вопросы к Библии и Богу.

Параллельно были затронуты сопредельные области знаний – история, иностранные языки, литература, психология и пр. Очень важными оказались проблемы, актуальные для самих детей – что такое грех, что такое наказание, как можно избежать наказания и получить прощение. Попутно учитель привёл множество интересных притч, которые иллюстрировали, что формальное исполнение каких-либо заповедей и заветов, очень далеко от истинного желания сделать людям добро, а значит, важны не форма, а содержание.

В завершение урока все дети письменно ответили на вопрос, который сами же и задали в начале урока: “Нужна ли нам Библия”. Как оказалось, почти все сошлись во мнении, что нужна, ибо в этой книге есть все ответы на вопросы. Только один мальчик написал, что не нужна, потому что у нас теперь есть Интернет, в котором тоже можно найти все ответы на все вопросы.  

Проводя самоанализ, Анна Стельмахович напомнила слова Ш.Амонашвили: “Урок принадлежит детям”. Ей блестяще удалось реализовать этот завет великого педагога на практике. При этом она показала всем присутствующим здесь взрослым, что у детей существует реальный интерес к религии, и школе нельзя от этого отмахиваться, сваливая всё на семью, поскольку далеко не в каждой семье ребята могут найти ответы на волнующие их вопросы, а отсылать всех в храмы тоже было бы не совсем правильно.

На уроке учителя английского языка школы № 2 Нарьян-Мара, Ненецкий автономный округ, Ирины Морокко также широко использовались числительные, однако в несколько ином ключе, в теме “Соревнование подростков”. Занятие началось с просмотра и обсуждения видеофрагмента из жизни тинейджеров. Затем была работа с текстом, чтение вслух с мест, ответы на вопросы учителя. После того, как смысл тексты был усвоен всеми, ребята выполнили по нему тест, но уже по памяти, без текста.

Работа в группах по 3 человека заключалась в выполнении задания на компьютерах (ноутбуках). Задание заключалось в следующем: каждой группе было необходимо создать презентацию, в которую входило бы не менее 6 кадров по вопросам, распределённым между всеми. Пока шла работа, в классе звучали песни Стива Уандера.

Затем каждая группа получила возможность показать результат своего труда. Полученные презентации, правда, были далеки от совершенства, во многих не хватало либо текста, либо фото, однако дети компенсировали это устными выступлениями.

Ирина Николаевна на самоанализе также отметила, что она не считает нужным исправлять ошибки детей, поскольку на это тратится драгоценное время, а главное – вырабатывается комплекс неполноценности который очень мешает проявлять инициативу и быть открытым. По её мнению, занятие было не очень плодотворным потому, что её подходы заметно отличаются от тех, к которым привыкли эти дети, а всё потому, что они работают по разным УМК. При этом, однако, учителю удалось мотивировать их с энтузиазмом выполнять проекты и выступать как у доски, так и с мест.

Очень ярким было выступление учителя математики гимназии им. Н. Г. Басова при Воронежском государственном университете, Воронежская область, Ирины Каминской. На традиционные серии вопросов в начале занятия она разрешила ученикам отвечать молча, поднимая вверх пальцы. Сколько точек пересечения имеет прямая и плоскость? Сколько точек пересечения имеют параллельные прямые? А перпендикулярные? И т.д. Из этих вопросов дети затем должны были дать определение – какие прямые называются пересекающимися, а какие – скрещивающимися. Попутно было дано задание найти в помещении примеры тех и других прямых.

В итоге вышли на тему урока – “Угол между скрещивающимися прямыми”. Сразу же возник вопрос: как его измерить? Версий ответа было множество, но, как выяснилось, большинство из них оказалось математически несостоятельными. И школьники нашли верное определение, обобщив ответы друг друга.

Для наглядности учитель использовал изображение куба на мультимедийном экране, а также самодельную модель, выполненную из кусочков пластилина и палочек. К сожалению, модель оказалась непрочной, в итоге параллельность линий куба была нарушена, что исказило впечатление жюри.

Как и везде, тут также была организована работа по группам. Полученные задания ребята передавали друг другу по мере их выполнения. Разбор ответов каждого из заданий шёл на экране, комментировал процесс представитель от группы.

В итоге детям удалось не только выполнить всё, что было запланировано учителем, но и успеть ответить на вопросы – что удалось, что понравилось, чем не довольны, на какие вопросы они так и не получили ответа.

Учитель физики, алгебры и геометрии школы №1 посёлка Голышманово Тюменской области Александр Смолин посвятил урок теме “Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости”. Но начал он совсем с другого – с вопроса: “Есть ли у вас мечта?” Ребята живо отреагировали самыми разными версиями ответов. Как оказалось, мечтой самого педагога очень долго был прыжок с парашютом. В итоге ему удалось не только эту мечту осуществить, но и стать мастером парашютного спорта. Этим учитель подвёл детей к тому, что сегодня они будут изучать поведение тела в полёте.

На видео ребятам показали процесс прыжка с парашютом, после чего им предложили разобрать этот процесс по этапам с физической точки зрения: полёт на самолёте, свободное падение, спуск на парашюте, приземление. Разобравшись по группам, ребята составили графики по каждому из этих этапов, а затем перевести язык слов в язык формул и обратно. В итоге, объединив труд всех групп, они составили единую формулу.

Попутно учитель задавал ребятам необычные вопросы: почему кирпич падает разу, а кирпичная пыль очень долго парит в воздухе, почему пёрышко может летать часами, не опускаясь на землю, и т.д.

Далее следовал экскурс в историю. Кто придумал парашют? Котельников. А ещё раньше? Леонардо Да Винчи. Продемонстрировав средневековую схему этого изобретения на доске, Смолин дал задание по группам смастерить нечто подобное самим, используя подручные материалы. После этого ребята с готовыми изделиями вышли к доске и показали, как работают их самодельные парашюты.

Разбор полётов этих изделий породил целый ворох новых вопросов: почему эти парашюты падают по-разному, что необходимо исправить, можно ли изменить скорость падения и как, и т.д. Затем было дано задание на дом: выполнить исследовательский проект “Истрия Мытищинского аэроклуба”. А особо заинтересовавшимся – соорудить свою собственную модель парашюта и апробировать её.

Время, оставшееся до звонка, Смолин решил использовать максимально эффективно: он надел настоящий парашют на одного из добровольцев, показал, как закрепляются лямки, где находится кольцо, куда крепится запасной парашют, после чего совершил эмуляцию прыжка, в замедленном виде продемонстрировав процесс раскрывания куполов. Дети были в восторге.

Учитель истории и обществознания гимназии №157 Санкт-Петербурга имени принцессы Е. М. Ольденбургской Анна Щукина также начала урок с вопроса о мечтах. Версии учеников этого класса не сильно отличались от всех прочих – дети мечтали о счастье, богатстве, семьи и пр. Педагог плавно подвела их к мысли о том, что о мечтах человека можно судить по вещам, которые его окружают. И предложила выяснить, о чём мечтали люди, вещи которых находятся в стоящем на столе чемодане.

По ходу дела ученики пришли к выводу, что вещи эти принадлежат не одному, а трём разным гражданам, поскольку связаны с разными мечтами: одни любят новое, другие старое, третьим всё равно, лишь бы не соглашаться с властями. То есть, это были консерваторы, социалисты и либералы (параллельно вспомнили этимологию этих слов, использовав словари и энциклопедии). Учитель предложила разделиться на 3 большие группы, три лагеря, в зависимости от того, какая точка зрения им ближе.

Каждая группа начала готовить свою подборку особенностей, характеризующих консерваторов, либералов и социалистов по отношению к государству, личности, развитию общества и т.д.

Выслушав выступления друг друга, некоторые ребята пришли к выводу что ошиблись группами, и что им ближе другие идеалы. Но чтобы не допустить развала класса, педагог решила их всех объединить, создав совместную таблицу.

Затем перешли к изучению исторических личностей – Бисмарка, Гладстона, Фурье. По безымянным цитатам надо было определить, к какой группе относятся эти люди. Выяснилось, что судить людей можно не только по вещам, но и по словам, выражающих отношение к другим людям, буржуазии, дворянству, рабочим, крестьянам.

В итоге оказалось, что все эти три группы имеют много общего, но при этом у них есть ряд принципиальных расхождений во взглядах. Из этого следовал вывод: в обществе могут мирно сосуществовать люди разных взглядов, если упор делать на том, что их сближает. Но если на первое место ставить то, в чём они не понимают друг друга, это приведёт к развалу общества.

Урок учителя калмыцкого языка и литературы Троицкой гимназии им. Б.Б.Городовикова, Республика Калмыкия, Эвелины Эрендженовой был выстроен в духе диалога культур. Однако потребовалось выяснить у детей, что они вкладывают в это понятие. Варианты были ожидаемы: диалог культур – это взаимообмен, взаимообогащение. Исходя из этого стало понятно, что предстоит изучить, если тема урока звучала так: “Пушкин в диалоге культур” (в контексте его взаимосвязи с Калмыкией).

Прежде, чем начать анализировать творчество Пушкина, педагог задала ряд вопросов, спросив ребят, что они знают о Республике Калмыкия. Обобщив услышанное, Эвелина Аркадьевна дала краткую характеристику своего края, рассказала о столице Калмыкии – Элисте, а также привела примеры того, что об этом городе писали известные люди – Дюма, Высоцкий, Пушкин. У Александра Сергеевича, как оказалось, во многих произведениях упоминаются образы калмыков, а одно из стихотворений так и называется – “Калмычка”. Тут же был показал фрагмент кинофильма, посвящённого великому поэту, точнее, его “калмыцкому” путешествию.   

Для погружения в тему Эвелина Эренджанова пустила аудиозапись стихотворения “У лукоморья дуб зелёный…” на калмыцком языке. Причём дети узнали его, даже не понимая смысла слов, только по ритму. Это также послужило подтверждением того, что диалог культур и взаимопонимание возможны и на фонетическом уровне.

На протяжении урока ребята читали вслух фрагменты из лирики Пушкина, делали разбор стихотворения “Калмычка”, а также узнали о существовании калмыцкого поэта Давида Кугультинова, который переводил Пушкина.

В конце занятия детям даже удалось сочинить стихотворение на калмыцком, используя специальную форму, куда они вставляли знакомые слова. Диалог культур прошёл в тёплой дружественной обстановке.

Тема урока учителя начальных классов школы № 7 Петропавловска-Камчатского, Камчатский край, Натальи Таракановой – “Лексическое значение слова”. Информационно и эмоционально весьма насыщенное занятие началось с видеофрагмента, суть которого ребята должны были определить сами. О чём он? О семье. Но понятие “семья” бывает разным: семья людей, семья грибов, семья пчёл. Из этого ребята сделали вывод, что слова и словосочетания могут иметь разный смысл. Отсюда они вышли на название темы урока. Точно так же самостоятельно они попытались найти и цели урока – определить значение слова, расширить словарный запас. Попутно выяснили, что запас бывает не только словарный.

Затем, учитывая то, что этот урок по счёту был седьмой на дню, учитель предложил поиграть: дети встали и отвечали на его вопросы движением рук влево (НЕТ) и вправо (ДА).

Следующим этапом была работа со словарями и энциклопедиями. Учитель мог бы просто рассказать, как устроена словарная статья. Но он предпочёл спросить об этом у детей, и они сами ему всё поведали. После этого от словарей перешли к учебнику, выполнив задание в нём.

Чтобы закрепить материал, учитель применил новый метод: дети встали, педагог читает определения предметов, ребята указывают рукой на этот предмет. Таким образом, укрепляется взаимосвязь между словом, значением и объектом.

У каждого на столе лежит листок с текстом. Задание – прочесть его, незнакомые слова выписать и найти в словаре. Оказалось, что многие дети не нашли незнакомых слов, потому что всё знают. Но для них подготовлено новое задание, теперь уже с компьютером, в котором установлена особая программа – электронный словарь. Ребятам предстоит научиться работать с ним.

На протяжении всего урока каждый из учеников после выполнения заданий ставит в лист самооценки ту отметку, которую он заслуживает. Под честное слово. Но в конце урока учитель проверяет их, спрашивая, кто и за что поставил себе отметку. Дети пока ещё не умеют красиво врать при всех, поэтому ставят честно и говорят правду.  

А поскольку урок начался с понятия “семья”, заканчивается он вопросом: “Ваш класс можно назвать семьёй?”

Ответ – да, разумеется.

Учитель биологии школы №49 Иваново Олег Чижов постарался использовать на своём занятии тот материал, с которым гарантированно сталкивался каждый из присутствующих в классе учеников. Урок на тему “Разнообразие бактерий. Их распространение в природе” он начал с того, что разложил на столах тарелки с различными плодами, головками чеснока, бутылочками Actimel и прочими прелестями. Но чтобы дети поняли, к чему это всё, он несколько минут посвятил повторению, чтобы понять, что ребята уже знают о бактериях, их строении, питании, размножении. Ряд вопросов (каковы размеры бактерий, что они делают в почве и в человек, какова их роль в круговороте веществ и пр.) не вызвал смятения в классе, все ответы были чёткими и достойными.

Но благодаря этому этапу дети смогли самостоятельно ответить на вопрос, какое отношение к теме урока имеет то, что лежит у них на столе. Правда, учителю приходилось задавать наводящие вопросы, обращать внимание учеников на некоторые детали (надпись “Живой йогурт” на бутылочке Actimel).   Затем учитель усложнил задачу, показав ребятам банку квашеной капусты. Оказалось, что связь очевидна далеко не всем, поэтому пришлось уточнить, сказав, что в процессе сквашивания капусты бактерии играют главную роль.

Наверное, было бы ещё более интересно, упомяни педагог о том, что если в капусту добавить клюкву, то процесс сквашивания может сильно нарушиться – и именно потому, что в клюкве есть бензойная кислота, естественный консервант, убивающий бактерии. Но, наверное, Олег Чижов посчитал эту информацию излишней и не стал загружать ею урок.

От “полезных” бактерий перешли к “вредным”, болезнетворным. Тут пригодился чеснок, так как все вспомнили о фитонцидах. Вспомнили и о дисбактериозе, которым многие страдали в детстве. А для этого пригодился, опять же, всё тот же Actimel. Заодно ученики узнали, сколько бактерий обитает в нашем кишечнике и на коже.

Разложенные по тарелкам сухофрукты и сухарики помогли детям вспомнить, что защитить продукты от гниения можно посредством их высушивания, засахаривания или соления. Что также помогло им приблизить информацию урока к реальной жизни. Плюс помогли дополнительные сведения о гигиене и профилактике, а также видеофрагменты рекламных роликов, в которых рассказывалось о бактериях и способах борьбы с ними.

Все правильные ответы ребята записывали в технологические карты урока. По словам Чижова, такой документ помогает объединить все полученные сведения в общую систему.

“Проблематика и особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль” – такова была тема урока учителя русского языка и литературы лицея №11 им. Т.И.Александровой Йошкар-Олы, Республика Марий Эл, Елены Сафархановой. Как и другие её коллеги, она с первых же секунд урока организовала класс и сориентировала их на рабочий лад вопросами, каким должен быть человек, что такое идеал человека, есть ли у них идеал и какими качествами он должен обладать. Все перечисленные качества – умный, счастливый, целеустремлённый, самостоятельный, искренний и пр. – были записаны на доске.

Затем перешли непосредственно к произведению Горького. Ребята попытались ответить на: насколько соответствуют идеальному образу человека его герои: Ларра, Данко и сама старуха Изергиль.

Работа в группах происходила нестандартно, с применение ИКТ, а точнее – в Google документах. Как потом отметила Елена Сафарханова, такой подход значительно облегчает ей и её ученикам жизнь, так как результаты труда школьников в итоге видны не только им, но и ей, работами можно обмениваться, сохранять их, редактировать и т.д., причём делать это и в классе, и дома, и везде, где есть Интернет.

Ребята изучили характеристику образов героев произведения Горького, выделили в тексте фрагменты, которые подтверждают это, после чего составили таблицу, куда занесли главные моменты. Но после того, как все три таблицы были совмещены, оказалось, что по ряду пунктов эти герои весьма схожи, но как раз то, в чём они расходятся, и позволяет нам судить о них с человеческой точки зрения.

Урок сопровождался литературоведческим анализом произведения. Дети наглядно увидели, как автор использует принцип противопоставления – антитезы, сравнения, какие слова привлекает для описания героев.

Но после этого ученикам были заданы более сложные вопросы: а как в этом рассказе отражён сам автор, какое отношение он имеет к описанным героям, в каком из них отразил себя, и пр. В итоге ребята пришли к выводу, что “Старуха Изергиль” – произведение очень современное, философское, в котором каждый может найти то, что его беспокоит.

Отметки дети выставили себе сами, однако этот процесс происходил коллективно, при обсуждении, кто чего достоин. В итоге каждый получил не только готовый Google документ, но и адрес учителя, чтобы связаться с ним в любой момент.

Несмотря на то, что урок учителя русского языка и литературы гимназии №30 Магадана Василины Созоник назывался “Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми”, она тоже начала с того, что попросила ребят рассказать, какие ассоциации у них вызывает название её родного города. Их ответы она сопровождала показом красочных фотографий на экране, иллюстрирующих жизнь Колымы. По её словам, люди там находятся в симбиозе с природой. Но и в русском языке есть часть речи – симбионт, его называют причастием. (Заодно вспомнили из курса биологии, что такое симбиоз.)

Василина Витальевна – первая из своей группы, которая применила на уроке специализированные пульты для голосования (напомним, что Алексей Фоломкин для этих целей использовал компьютерные мыши). Эти приборы дети апробировали сразу же, прочтя текст и посмотрев слайды, после чего им надо было согласиться с тем или иным утверждением. Компьютерная программа помогла тут же увидеть результат, вычислить процент ошибочных ответов, а учитель тут же провёл работу над ошибками с теми, кто их совершил.

На уроке были использованы дорожные карты с указанием ФИО школьника и темы урока. Туда же дети записали ожидаемые результаты и цели. Затем началась работа с ключевыми понятиями, разбор фраз, в которых есть причастные обороты. В каждом случае педагог особо заострял внимание, где нужно ставить запятую, а где можно обойтись без неё.

Тексты, подготовленные Василиной Созоник, рассказывали о природе и жизни Магадана, его географии, биологии, экологии, экономике и т.п. Дети одновременно работали с бумажной картой,, с интерактивной, белой маркерной и обычной меловой досками, а также делали записи в тетради и дорожных картах.

После физкульт-разминки учитель провела упражнение на внимание: она показывала цветные листы, а дети должны были называть прилагательные, производные от конкретного цвета (белый – белеющий, чёрный – чернеющий, и пр.). Эти слова затем были использованы в тексте, прочитанном учителем вслух. Текст представлял собой сказку про царство, в котором всё было очень скучно, так как царь постоянно использовал в речи и документах уточняющее слово “который” (звёзды, которые блестят, птицы, которые щебечут, цветы, которые благоухают, и т.д.). Но затем в этом царстве всё изменилось, благодаря Причастию. Каким образом – ребята смогли догадаться самостоятельно, составив новый рассказ, более “живой”.

Следующим этапом было выполнение творческих заданий – “Добавь” и “Замени”. И всё это – на фоне фотографий колымских красот и фонограмм песен, прославляющих магаданский край.

И в завершении дети подвели итог, проверив всё записанное в дорожной карте и ответив на вопрос, удалось ли им выполнить запланированное.

Учитель биологии лицея №12 города Ишимбай, Республика Башкортостан, Светлана Ермакова решила использовать на своём уроке программу Skype, организовав телемост между школой №31 Мытищ и её родным классом. Идея была интересной: надо было в режиме реального времени помочь детям, в которые готовились к творческому конкурсу “Полёт на Марс”. И сделать это надо было с учётом темы настоящего урока - “Свойства ферментов”.

Учитель быстро повторила с учениками материал прошлого урока – что такое обмен веществ, какие факторы на него влияют в организме, что такое катализаторы. Озвученные ответы при этом ребята постарались использовать в качестве подсказки своим друзьям в Башкортостане, которые в этот момент находились на связи.

Затем была организована работа в группах, где роли были чётко распределены: один работает с текстом, другой – с микроскопом, третий составляет схему и пр. После этого делегаты от групп выступили у доски и рассказали классу о полученных в ходе выполнения заданий результатах. При этом одни ответ писали, другие демонстрировали его с помощью компьютерной видеокамеры, совмещённой с микроскопом, третьи выполняли из проволоки модель третичной структуры белка. Получилось несколько сумбурно, хотя затея была интересной.

Светлана Ермакова постоянно старалась сделать так, чтобы ответы одних детей были использованы другими, как здесь, в Мытищах, так и там, в Ишимбае. К сожалению, формат открытого урока и занятия подготовки к конкурсу сильно отличаются, поэтому закончилось тем, что ишимбайские дети сами предложили не отвлекать мытищинцев от важной работы и отключились.

После этого работа пошла более слаженно, дети перечислили все свойства ферментов и смогли сделать вывод, как полученные знания связаны с их собственным здоровьем, то есть что им нужно делать и чего не делать, чтобы обмен веществ и энергии протекал максимально эффективно и с пользой.

Помимо современных средств ИКТ учитель для демонстрации принципа работы ферментов использовала вполне обычные бумажные аппликации, причём весьма успешно.

А в завершении урока оставила свои электронные контакты, пообещав ещё раз организовать сеанс связи по Skype, но уже из Башкортостана.

Последней в группе конкурсный урок давала учитель русского языка прогимназии «Интеллект» для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания, Нэля Хлыпина. Как и Наталья Тараканова, она решила раскрыть тему “Лексическое значение слова”.  Однако её урок был очень непохож на другие.

Нэля Владимировна начала со стихотворения, в котором была фраза “Мы вместе сочиним урок…”, которая и стала девизом всего занятия. Чтобы настроить ребят на рабочий лад, им было предложено зарисовать в тетради букву Я разными цветами, исходя из того, что зелёный цвет означает “хочу и буду работать”, синий – “буду работать, то без интереса”, красный – “не буду работать”. Оказалось, что почти все горят желанием работать с полной отдачей.

На доске учитель продемонстрировал слайд с пословицей “ C малой удали начинается большой успех”. Дети попытались рассказать, в чём суть этого высказывания. Затем им предложили задания на листках, которые надо было оценить знаками “+” (знаю) и “-” (не знаю). После этого все стали разбирать новое задание – фразу “Слово живёт тогда, когда ты открываешь его значение”. Это подвело всех к мысли, что главным объектом изучения на уроке является СЛОВО.

Но чтобы дать детям самим понять, что такое слово, учитель предложила им текст, в котором были как обычные слова, так и простые наборы букв. Ребята из этого сделали вывод, что не каждая череда букв является словом. Отсюда была сформулирована тема урока.

На следующем этапе ребята работали со словарями, определив предварительно алгоритм общения с этими книгами. На специальной полке были выставлены самые разные словари – толковый, этимологический, орфографический и пр. Помимо этого учитель рассказала и о существовании электронных словарей. Чтобы закрепить полученные знания, дети попробовали найти во всех этих словарях те или иные слова. А затем они работали с текстом на листочках, выискивая незнакомые им слова и выясняя с помощью книг, что они означают.

После упорной сидячей – физкультминутка. Дети встают, под музыку вращают руками, туловищем, головами. И, вдохновлённые, тут же начинают работать над следующим заданием – кто в группах, кто у доски, кто индивидуально, за партой. По мере выполнения заданий происходит ротация, дети меняются.

С большим азартом ребята выполнили ещё одно задание: один ученик читает определение слова, остальные пытаются отгадать, что это за слово. Не меньший интерес вызвал и обычный паззл на доске, при составлении которого дети выяснили, что за слова там написаны.

В итоге получилось, что за урок ребята выполнили очень большой объём работ, усвоили массу полезного материала, но совсем не устали. А учитель выполнила, практически, всё, что запланировала.

Общий итог по всей группе.

1.                        Все, без исключения, учителя продемонстрировали великолепное владение компьютерной техникой и стандартными средствами обучения, методами и технологиями, учебным материалом и коммуникационными навыками.

2.                        Все представленные уроки были даны с учётом рекомендаций, услышанных на предварительном этапе (установочном семинаре) от опытных коллег и лауреатов   конкурса прошлых лет.

3.                        Каждый урок, так или иначе, был ориентирован на развитие у детей соответствующих УУД, был сориентирован на выполнение требований ФГОС, имел элементы метапредметности.

4.                        Вместе с тем, стоит отметить, что определённые виды работ у разных конкурсантов на уроках были организованы с разной степенью успешности. В частности, работа в группах кое-где заняла слишком много времени урока, но была низко результативной, так как не все дети участвовали в выполнении заданий одинаково активно, некоторые оказались пассивными слушателями.

5.                        Ряд конкурсантов не уложились во временные рамки урока, поскольку не рассчитали количество заданий и скорость из их выполнения. Другие, что было заметно, выполнили все, что хотели, задолго до звонка, а в оставшееся время давали дополнительную (хотя и очень интересную) информацию. Это говорит о том, что не все учителя ориентируются во времени и способны согласовать темп урока с работоспособностью класса.

6.                        Несмотря на компьютеризацию системы образования, на наличие в классах современной техники и скоростного Интернета, многие учителя предпочитают перестраховаться и не спешат делать ставку на использовании всего этого на уроках (даже там, где это было бы максимально полезно).

7.                        В то же время стоит отметить, что старые-добрые “меловые” технологии, равно как и применение архаичных (на фоне мультимедийных досок и документ-камер) аппликаций вкупе с бумажными конвертами способны дать фору современным достижениям, так как опытные учителя умеют использовать их очень эффективно.


http://ug.ru/toy 



ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Алексеевна Машинистова2014-12-19 15:22:33 - Ирина Алексеевна Машинистова
Участвовала в конкурсе `Учитель года`, прочитала то, что касается филологии. Интересные задумки.
Спасибо.
Ирина Петровна Козлова2014-12-19 15:23:25 - Ирина Петровна Козлова
Спасибо за информацию, Вадим Иванович!
Понравился диалог культур) Это у меня тоже уже было однажды)
А сейчас сижу и думаю, что еще придумать!))
Ольга Ивановна Оленюк2014-12-19 15:29:38 - Ольга Ивановна Оленюк
СПАСИБО!!! Очень интересно!!! Мужественные люди! Преклоняюсь!!!
Ольга Сергеевна Баранова2014-12-19 15:43:02 - Ольга Сергеевна Баранова
Спасибо за подробный отчет, интересно! Как много талантов!
Елена Геннадьевна Силаченкова2014-12-19 16:02:32 - Елена Геннадьевна Силаченкова
Очень познавательно ,спасибо!
Елена Александровна Ермолик2014-12-19 17:04:17 - Елена Александровна Ермолик
Спасибо! Прочитала с удовольствием. Интересно!
Тоже когда-то участвовала в конкурсе `Учитель года`.
Александр Владимирович Серолапкин2014-12-19 17:36:47 - Александр Владимирович Серолапкин
`потому что самостоятельное исправление ошибки
помогает ещё лучше усвоить материал`.

Вот это верно.
И даже более того.
Обнаружение ошибки и исправление её вместе
с учителем также помогает ещё лучше усвоить материал.
Марина Владимировна Бушуева2014-12-19 18:26:24 - Марина Владимировна Бушуева
С интересом познакомилась с обзором. Спасибо!
Светлана Геннадьевна Сомова2014-12-19 18:50:19 - Светлана Геннадьевна Сомова
Спасибо за полезную информацию! Мне только предстоит участие в конкурсе. Буду стараться соответствовать такому высокому уровню.
Инна Николаевна Сухарева2014-12-19 20:10:48 - Инна Николаевна Сухарева
Спасибо, Вадим Иванович! Очень интересно, есть что взять на заметку.
Людмила Николаевна Громакова2014-12-19 21:04:37 - Людмила Николаевна Громакова
Участвовала в областном конкурсе `Учитель года`,делилась с коллегами опытом на семинарах,хорошо понимаю участников конкурса и те просчеты,которые неизбежны,так как не все можно спрогнозировать.
Спасибо,Вадим Иванович,за подробный анализ.
Лариса Николаевна Халяпина2014-12-19 21:05:53 - Лариса Николаевна Халяпина
Спасибо Вам!
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Светлана Алексеевна Сомова2014-12-19 21:14:03 - Светлана Алексеевна Сомова
Полезная страничка. Какие учителя молодцы! И эксперты!
Светлана Анатольевна Новик2014-12-19 21:15:54 - Светлана Анатольевна Новик
Спасибо, Вадим Иванович! Интересная и полезная информация.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Интересное название у странички! `В склянке тёмного стекла...` Доброго дня, Нина Николаевна!)
Спасибо ,Зоя Васильевна ,за комментарий ,включающий важное выступление 27 марта 2024 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.
27 марта 2024 года. Наша задача всеми силами хранить единство Русского мира. Как я говорил на юбилейном съезде Всемирного русского народного собора 27 ноября 2023 года, Русский мир это не узконациональное явление, это общность идеалов и ценностей, общее культурное пространство всех народов, на протяжении веков мирно живущих, созидающих и трудящихся ради нашего единого Отечества 27 марта 2024 года Защита и укрепление Русского мира. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями развития России и Русского мира в XXI веке. https://mitropolia-simbirsk.ru/2024/03/27/vystuplenie-svyatejshego-patriarha-kirilla-na-vneocherednom-sobornom-sezde-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora
Владимир Николаевич! Еще раз пересмотрела видео. Любовь у вас всех взаимная, об этом красноречиво говорит атмосфера, которая царит в Вашем библиоквартирнике. И все женщины становятся еще краше, смущенные Вашими комплиментами.... И каждый поцелован Богом! Повезло же Вам!И у меня хорошее чувство в связи с этим, улыбка не сходила с лица во время просмотра и продолжает отзываться и сейчас, когда пишу комментарий... Добрых мирных дней всем, это сегодня самое главное! Обнимаю!
Открываю томик одинокий - томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались.... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. 💖💖6193773-a151550💖💖 Мое любимое ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ! Спасибо, Алиночка! Кстати , в один день с ней родился и адресат ее любовной лирики (27 марта) Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия Попо́в; 14 (27) марта 1913, Б - 11 июля 1968) - русский советский прозаик, поэт, журналист и военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Удивительно, что марте , в котором празднуется Всемирный день поэзии, появилось на свет много известных писателей и поэтов и среди них мои любимые: 💖Евгений Абрамович Баратынский Родился 2 марта (1800-1844) 💖26 марта родилась Мария Петровых. `Мастерица виноватых взоров, Маленьких держательница плеч!` (с) О.Мандельштам 💖26 марта родился Роберт Ли Фрост (англ. Robert Lee Frost, 26 марта 1874, Сан-Франциско - 29 января 1963, Бостон) - один из крупнейших поэтов в истории США, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). 💖29 марта 1940 г родилась наша любимая всеми на портале современница -поэтесса Лариса Емельяновна Миллер. Списочек далеко не полный...может кто-то дополнит.. Буду благодарна.
Очень интересно.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/