Долгое время руководство страны упорно избегало всяческих намёков на
то, что Новый год может вообще быть праздником. В лучшем случае его
отождествляли с итогами первых пятилеток, в худшем – с религиозным
мракобесием, связанным, очевидно, с православным Рождеством. Последнему
были посвящены статьи о деятельности воинствующих безбожников по
организации митингов и субботников.
Всё изменилось в 1935 году,
когда в последнем номере газеты “За коммунистическое воспитание” (так в
то время называлась “Учительская газета”) вдруг появилась статья
“Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку”
кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б), партийного пропагандиста и публициста Павла Постышева.
“В
дореволюционное время буржуи и чиновники буржуазии всегда устраивали на
новый год своим детям ёлку, - писал Постышев. - Дети рабочих с завистью
через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и
веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома,
ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного
удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе
как “левые”, загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную
затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является
прекрасным развлечением для детей, положить конец. Ёлка должна быть
везде – в школах, детских домах, дворцах творчества! Не должно быть ни
одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устраивало бы
ёлку для своих ребятишек. Итак, давайте организуем весёлую встречу
Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и
колхозах!”
Этот момент, фактически, можно считать вторым
рождением торжественных мероприятий, которые в образовательных
учреждениях получили статус “Новогодней ёлки”. А может, даже не вторым, а
первым, поскольку советские ёлки довольно сильно отличались от
дореволюционных.
Кстати, о Постышеве. “Новогоднюю” инициативу
можно считать, наверное, его самым светлым и добрым деянием. Потому что
позже началась откровенная жесть.
“В середине 1937 года в
магазинах Чапаевска и Сызрани вдруг не стало спичек, но проверка
показала, что ящики с этим товаром штабелями лежат на складах, -
рассказывает Википедия. - Торговые руководители объяснили, что продукция
не отгружается в магазины по приказу Постышева, который при изучении
спичечной этикетки нашёл в линиях на ней отчётливый профиль Троцкого.
Затем в августе, перед началом учебного года, в ряд районов перестали
поступать школьные тетради. И уж совсем неожиданностью для всех стало
изъятие из продажи в продовольственных магазинах любительской колбасы.
Оказалось, какой-то доброжелатель сообщил Постышеву, что на разрезе
колбасы, в её середине, отчётливо проступают контуры фашистской
свастики. По поводу всех этих фактов на пленуме Фрунзенского райкома
ВКП(б) областного центра Постышев высказался так: “Я предлагаю
прокуратуре и НКВД посадить человек 200 торговых работников, судить их
показательным судом и человек 20 расстрелять”.
Но 4 января 1938 года расстреляли его самого…