Хорошая зависть (старец Паисий Святогорец)
-
Значит, есть и хорошая зависть?
- Да, когда кто-нибудь завидует
добродетели другого и одновременно радуется за него, тогда эта зависть
хорошая. Но если человеку плохо, если он расстраивается, когда видит
успехи другого, или втайне радуется, когда у того возникают трудности,
тогда эта зависть плохая. Допустим, что ты завидуешь сестре, потому что у
неё хороший голос и она хорошо поёт. Если ты узнаешь, что она охрипла и
не может петь, и обрадуешься, значит, в твоей зависти есть зло, есть
яд. Если огорчишься - это значит, что в твоей ревности нет зла, просто и
ты хотела бы хорошо петь.
- А как мне стяжать хорошую зависть?
-
Будем звать тебя благозавистливая!... Постарайся очистить и освятить
свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью. Радуйся за сестру,
которая преуспевает, и стремись ей подражать. Так ты преобразишься
духовно, и в тебе будет пребывать Благодать Божия, которая да-рит
человеку небесную радость уже в этой жизни.
- Геронда, а может в человеке хорошая зависть превратиться в плохую?
- Если человек не работает над собой, то, конечно, может. Нужно внимание
- Геронда, я не всегда могу понять, то, что я чувствую, видя успехи сестры. Какая это зависть: хорошая или плохая?
-
Спроси себя: "Если бы сестра сотворила чудо, что бы я почувствовала?"
Или: "Если бы она впала в искушение и уронила бы себя в глазах людей, я
бы радовалась или переживала?" Ответив на этот вопрос, ты поймёшь,
хорошая у тебя зависть или плохая. Ну-ка скажи мне, если ты услышишь,
что сестра, которой ты завидуешь, обленилась и совсем перестала
исполнять свои монашеские обязанности, сама не молится, а ставит в
магнитофон кассету и слушает: "Господи Иисусе Христе...", ты огорчишься?
- Да, огорчусь, но и если услышу, что она делает всё большие и большие успехи, тоже, думаю, не обрадуюсь.
-
Знаешь, если ты ходишь с трудом, радуйся за того, кто быстро бегает, а
не огорчайся. Если хочешь духовно преуспеть, радуйся успехам сестёр и
проси Бога, чтобы они и дальше преуспевали, а тебе, чтобы достичь своей
собственной меры. Когда я был послушником в монастыре, там был ещё один
послушник, того же возраста, примерно, что и я. Он достиг большой
духовной меры, его лицо светилось. Он во всём был примером, большой
подвижник и ревнитель. Ещё он был очень благоговейный. Старшие монахи в
знак уважения вставали, когда он проходил мимо. Я больше получил пользы
от этого послушника, чем от всех книг, которые до того читал, потому что
он был живым примером. Однажды у меня болело сердце. Случайно в это
время в келью ко мне зашёл тот брат, и я попросил его помолиться. Он ещё
не успел уйти, а боль уже прошла. В другой раз в монастырь пришел
бесноватый и просил у отцов, чтобы они его исцелили. Тогда игумен сказал
этому послушнику: "Давай-ка помолись, пусть бес выйдет из этого
несчастного". "Вашими молитвами, - сказал он, - Христос да прогонит
беса". Только он отошёл, бес вышел из человека Вот какое у него было
дерзновение к Богу! В какую духовную меру он пришёл! Так вот, я просил
Бога, чтобы тому брату прийти в меру того святого, имя которого он
носил, а мне прийти в его меру. Так же и ты делай, и увидишь явно силу
Божию.
Когда человек научится радоваться успехам других, Христос
даст ему все успехи других, и он будет радоваться так, как радуются все
другие вместе взятые, и тогда его успехи и радость будут огромны.
|