Финским детям запретили прописи - достаточно клавиатуры!
С осени 2016 года детей в Финляндии больше не будут учить письму.
Правительство решило, что школьники должны сделать упор на освоении
печати на компьютере. Между тем занятия по правописанию уже отменены в
некоторых немецких и американских учебных заведениях. Эксперты,
опрошенные "Росбалтом", уверены, что от такой реформы не стоит ждать
ничего хорошего.
О
том, что финские школы ждут перемены, заявила советник по образованию
Минна Харманен. Как передает ее слова радиостанция Yle, "нововведение
отражает действительность, потому что большая часть старшеклассников и
учеников гимназий пишет печатными буквами". В правительстве Финляндии
уверены, что для современного человека достаточно писать хорошим
печатным почерком, а основной упор следует делать на обучении работе на
компьютерах, так как большинство текстов сейчас набирается с различных
устройств. При этом преподавать правописание будут факультативно. Ранее
на подобный шаг пошли в некоторых школах США и Германии.
У сторонников отмены правописания есть
еще несколько аргументов, почему такой вид обучения должен остаться в
прошлом. В частности, уроки, на которые отводится несколько часов в
неделю, можно использовать не только для обучения работе на компьютерах,
но и на освоение других предметов. Кто-то просто жалеет детей, которым
неинтересно часами выписывать буквы.
"Финны видят сильное различие между
средой, в которой ребенок учится, и средой, в которой он находится дома,
— говорит преподаватель факультета психологии СПбГУ Светлана
Костромина. – В школе — парта, доска, какой-то компьютер, а дома и
компьютер, и iPad, и iPhone, и другие гаджеты. Поэтому финны пытаются
сблизить обучение с домашней средой, сделать его более технологичным.
Учителя пытаются найти подход к детям". По ее мнению, в Финляндии могли
подумать, что, пока технологии развиваются, тратить время на
трудозатратный процесс обучению письма не слишком перспективно.
Обучение правописанию имеет ряд
неоспоримых достоинств. Техника овладения письмом полезна для
зрительно-моторной координации. Речь идет об очевидных, но полезных
вещах. Ребенок должен научиться ориентировать на бумаге, изучить все
основные элементы буквы, а потом с точностью воспроизвести ее, сохраняя
необходимый наклон. Чистописание также укрепляет пальцы рук, помогает
быть более внимательным и усидчивым, обучает умению ориентироваться на
образец. Дефектологи уверены, что при развитии пальцев дети начинают
лучше говорить: речевые центры находятся в мозгу рядом с центром мелкой
моторики.
"Но у письма есть и негативная сторона.
Из-за нажима, наклона утомляются мышцы руки. К тому же не всем удается
воспроизводить буквы точно. Заменив письмо компьютерами, мы уберем
лишний стресс, да и дети не будeт так сильно утомляться", — говорит
Костромина. При этом специалист уверена, что полностью отказываться от
традиционных методов обучению письма не стоит: компьютерную грамотность и
правописание необходимо совмещать.
Между тем другие эксперты об инициативе
финского правительства высказались в крайне негативном ключе. "Это
очередная глупость и бредятина. Хватить американизировать образование и
делать его глупее, — говорит депутат ЗакСа, экс-директор частной школы
Вячеслав Нотяг. – Финны – нормальные люди, соображающие. Не знаю, почему
они решили, что ребенок не должен уметь писать руками. Может, еще
перестать рисовать кисточкой? Если бы я был финном, я сказал бы то же
самое, что говорю нашим членам правительства: гнать поганой метлой вот
таких советников". Дети в любом случае проводят очень много времени за
компьютерами и просто не могут не обучиться печатать, считает он.
"Это полный идиотизм и преступление, —
комментирует инициативу экс-завуч одной из школ города Татьяна Иванова. –
Сейчас дети не развивают моторику в дошкольном возрасте. Они нажимают
на различные кнопки, а не играют в настольные игры и мозаику". Иванова
считает, что стоит поставить вопрос не об отмене прописей, а об их
улучшении. "Дети очень плохо ориентируется на листе бумаги. Но если
убрать и то, что есть, развиваться будут только два пальца. Да и мозги
будут работать соответствующим образом", — заявляет эксперт. Бывший
педагог выразила уверенность, что большинство учителей поддерживают ее
точку зрения.
"Отменять прописи ни в коем случае
нельзя, — говорит логопед-дефектолог Нелли Синюк. – Я училась у старой
гвардии педагогов, которые большое внимание уделяли тренировке
графомоторных навыков. Сейчас темпы и требования образования привели к
тому, что число часов чистописания сократилось, и я вижу, как на глазах
портится почерк у детей. К сожалению, не так хорошо развиваются
необходимые для ребят навыки, которые улучшаются с помощью письма".
Депутат ЗакСа и экс-декан факультета
журналистики СПбГУ Марина Шишкина сказала в свою очередь, что
расстроилась бы, если бы к ней в свое время на факультет пришел человек,
не умеющий писать. "Люди пишут десятки веков, а тексты набирают сто
лет, — замечает она. – Без компьютера можно обойтись, а без ручки
нельзя. Я не специалист по мелкой моторике, но прописи развивают мозг и
многие другие навыки. Если передо мной окажется непишущий человек, то
мне будет обидно. Потому что это лишение. Нельзя лишать человека важных
способностей".
"Росбалт" направил в Министерство по
образованию и науке запрос с просьбой сообщить, если у российского
правительства в планах проводить эксперименты по отмене уроков
чистописания.
Источник:
http://www.rosbalt.ru/piter/2014/11/25/1340896.html