Моё педагогическое кредо:
"Учить не мыслям, а мыслить"
Иммануил
Кант
Мои цели и задачи как педагога:
-
Создание условий для развития
способностей ребёнка к самоопределению в направлениях и средствах
самообразования через развитие их творческих и индивидуальных
способностей.
-
Формирование личности, умеющей
применять свои знания на практике.
Формирование у учащихся потребности к
самопознанию, саморазвитию, самореализации; опыта деятельностного
постижения окружающей действительности, опыта открытий, навыков
исследовательской деятельности; основ научных знаний по математике и
ИКТ; научного мировоззрения и познавательных интересов
Самообразование
Использование ИКТ при обучении
математике в условиях внедрения ФГОС
На протяжении 7 лет я занимаюсь проблемой
оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий, и почти
все это время по-разному применяю компьютер, ноутбуки, на уроках, на
факультативных занятиях, во внеклассной работе.
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в
школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том,
чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение
обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Я поставила перед собой следующие задачи:
развитие мышления и способностей учеников через использование ИКТ и развитие
информационно-познавательной компетенции обучающихся;
усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности
ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные
проблемы.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока,
стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю ИКТ :
для диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после
изучения темы;
в обучающем режиме, при работе с отстающими учениками, для которых применение
компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Провожу лекции в старших классах с использованием мультимедийного проектора,
когда компьютер позволяет расширить возможности обычной лекции, демонстрировать
учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени»,
использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft
Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно
переработанные под контингент учащихся своих классов, что позволяет:
продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления
решений;
абсолютно абстрактные понятия и объекты;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
показать красоту геометрических чертежей;
повысить познавательный интерес;
внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
вести уровневую дифференциацию обучения;
побудить учеников использовать домашний ПК для изучения математики;
достичь эффекта быстрой обратной связи.
В курсе геометрии традиционными стали творческие домашние задания, а также
творческие работы обучающихся, например, при изучении тем: «Симметрия»,
«Подобные фигуры», «Поворот», «Параллельный перенос», «Симметрия относительно
точки», «Симметрия относительно прямой», «Фигуры, имеющие центр симметрии»,
«Фигуры, имеющие ось симметрии» и др. Учащиеся с большим интересом создают
презентации по темам: «Симметрия», «Векторы», «Многогранники», «Теоремы синусов
и косинусов», «Теорема Пифагора». Применяю такой подход к урокам. на которые
дети сами готовят презентации и ведут объяснение новой темы.
На уроках использую различные типы презентаций: тесты – тренажеры, игровые
программы и другие программные продукты, свободно распространяемые в сети
Интернет. Систематизирую материал по
темам, (варианты устного счета, демонстрационный материал, самостоятельные и
контрольные работы, тесты, тренажеры). Применяю при организации контроля и
самоконтроля. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое
время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя
скорректировать процесс учения. Проверка заданий при компьютерном обучении идет
автоматически, что экономит время урока.
Продумывая ход урока с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесбережении
учеников. При подборе методов и форм преподавания учитываю психологические,
возрастные особенности учащихся.
Информационно – коммуникационные технологии во внеурочное время и в
воспитательной работе позволяют мне реализовать личностно-ориентированное
обучение, развивать исследовательские, информационные и коммуникативные
способности, мышление обучающихся, формировать модельные представления.
Применяя компьютер на элективных курсах, добиваюсь хороших результатов в освоении тем
учащимися, повышаю интерес к предмету.
В воспитательной работе применение компьютера
играет большую роль. На родительских собраниях обзор в виде презентации
фотографий или фильма - знакомство старшего поколения о работе с младшим за
прошедший период времени. Посещаемость собраний почти 100%, за исключением
пропусков по уважительной причине.
Основное направление работы - постоянное совершенствование образовательного
процесса, индивидуальный подход к детям, применение новых форм работы в
сочетании с традиционными.
Применяю в работе современные информационные технологии: эффективно использую
цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках
Общероссийского проекта "Школа цифрового века".
Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков,
для проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам
беру с Интернет-порталов Министерства образования.
Делюсь опытом по использованию ИКТ на уроках математики на заседаниях школьного
методического объединения учителей математики.
Воспитательные аспекты урока математики
В условиях реализации ФГОС
учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам воспитания на
каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не
будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель,
будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое
отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь
объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не
обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо».
Нравственные моменты есть практически везде.
На уроках математики, мы с
детьми тоже касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории
математики: я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают чаще
всего те учёные, которые имеют хороший нравственный облик, которые живут,
соблюдая некие нравственные нормы.
Например, жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и
нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд
является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в
плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ло
моносова!
Через рассказы о «нематематической» деятельности великих
ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.
Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. С.В.
Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом,
классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика
Омара Хайяма. Другой пример –
математик и
логик Чарльз Л. Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как
автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес».
Остановлюсь
еще на одном моменте использования историзма на уроках математики. У многих
выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содержащие
много смысла, емкие лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания.
Считаю, что их необходимо популяризовать
среди школьников. Я использую их
в
качестве эпиграфов на уроках, в игре «Поле чудес», помещаю в кабинете на
стендах.
Очень большую
духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение
которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края.
Стараюсь выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе
ребенка. На моих уроках, например, учащиеся с удивлением узнают о русском
крестьянском способе умножения; сами составляют решето Эратосфена;
рассматривают применение золотого сечения, золотого прямоугольника и золотой
спирали в природе, архитектуре, живописи как математических символов
идеального соотношения формы и роста. На уроке могу использовать только одно
задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже
прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать
репродукцию.
Иногда мы работаем по группам:
я даю, скажем, два задания: решив первое, ученик может получить от 1 до 4,
решив второе – от 1 до 5. Ребята сами выбирают, в какую группу им сесть.
Поступить честно и постараться решить более лёгкое задание, но самостоятельно
или же подсесть к отличнику, списать у него и получить пятёрку. Если я вижу,
что ребёнок собирается поступить нечестно, я говорю ему: «Это твой выбор,
садись, списывай, но знай, что это выбор в сторону обмана, зла».
За
годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и
умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека,
Личности. И, если по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не
рождаются, а формируются”, то учитель математики может и должен помочь
формированию душ учащихся.
Тэги:
портфолио