6 причин, по которым дети не
хотят учиться
Многим
родителям эта проблема хорошо знакома: нет у ребенка желания учиться, но нет вроде
никаких видимых причин для этого. Но причины бывают всегда, даже если вы о них
не догадываетесь.
Психологи отмечают следующие возможные причины
нежелания ребенка заниматься учебой.
1.
Родители определяют ребенка в школу для детей с высоким уровнем
развития, какое-нибудь специализированное, элитное учебное заведение, не
обращая внимания на
реальные возможности и
уровень развития малыша на момент поступления в школу. Слишком сложные задания
отбивают охоту заниматься учебой вообще.
Чтобы этого избежать, нужно перед тем, как ребенок
пойдет в школу, проконсультироваться со специалистом-психологом. Он сможет
определить уровень подготовки вашего ребенка к школе и сказать, есть ли смысл
напрягать ребенка, заставляя его делать то, что ему не под силу. Если психолог
считает, что школы с углубленным изучением каких-то предметов ребенку не подходят,
лучше перевести его в обычную.
2.
Желание учиться у
школьников пропадает, когда в усвоении предметов у ребенка появились пробелы.
Они могут возникнуть в связи с длительной болезнью или пропуском занятий по
какой-то другой причине. Возникает также нежелание учиться у детей в период,
когда они из младших классов переходят в среднее звено. Для многих ребятишек
это большой стресс. Раньше их учила одна учительница, к которой ребенок привык,
ему с ней было комфортно, а сейчас учителей много, все они разные, с разными
требованиями, да и предметы появились новые.
Выход здесь может быть такой: родители должны очень
внимательно наблюдать за учебным процессом в начале учебного года. Если
возникает проблема с учебой, воспользоваться услугами репетитора или заниматься
с ребенком дополнительно самим.
3.
Часто ребенок отрицательно относится к учебе из-за неумения
подчиняться правилам и требованиям в школе. Это бывает в семьях, где один
ребенок, и вокруг него всегда много любящих его людей, которые привыкли
исполнять любое его желание. В школе ситуация другая. Там ваш ребенок – один из
многих. Никто не будет постоянно концентрировать внимание на нем одном.
Требования, предъявляемые в школе, одни для всех и выполнять их должен каждый
ученик.
Родителям в таких случаях нужно трезво посмотреть на
ситуацию, понять, что для того, чтобы ваш обожаемый ребенок адаптировался в
коллективе, нужно самим менять стиль воспитания в семье.
4.
Причиной нежелания учиться могут служить
конфликты с одноклассниками и/или
учителями. В каждом конкретном случае нужно детально разбираться в причине,
особенно в младшем школьном возрасте, не откладывая на потом в надежде, что все
утрясется само собой. Ребенку самому с этим не справиться. Если причину
конфликтов устранить не удается, и она очень серьезна, придется менять школу
или перевести ребенка в другой класс. Это, разумеется, крайний случай, новый
коллектив и
новые учителя –
это дополнительный стресс для ребенка, потребуется какое-то время для
адаптации.
5.
Завышенные ожидания родителей. Родители успешно в свое время
закончили школу, ВУЗы и считают, что ребенок должен повторить их путь. Но
ребенок – это не вы. У него может быть другой уровень развития, и он в
этом не виноват. Если родители упорно не хотят это признавать, у ребенка может
произойти серьезный срыв, который отразится на здоровье. Не нужно «лепить» из
ваших детей ваше подобие. Важнее понять, что у него хорошо получается, в чем он
может отличиться – в музыке, в танцах, в спорте, в шахматах, в кулинарии,
и развивать более активно его в этом направлении. Совсем не обязательно быть
отличником, чтобы стать состоявшейся и заметной фигурой. Об этом как раз пишет
Роберт Кийосаки в своей книге «Богатый папа, бедный папа». Почитайте на досуге.
6.
Снижению заинтересованности к учебе способствует излишняя критичность
родителей к своим детям. Если ребенку постоянно твердить, что он хуже всех, что
ничего у него не получается, он неуч и т. д., согласитесь, даже у взрослого
человека это может вызвать желание бросить все и ничего не делать.
Независимо от причины, родителям не следует упрекать,
угрожать, наказывать или сравнивать своего ребенка с другими детьми. Нужно
пытаться разобраться в возникшей проблеме, научиться слушать и слышать своего
ребенка, быть с ним абсолютно искренним, стараться всячески укреплять его веру
в свои силы.