«Организация проектно-исследовательской деятельности»
(фрагмент урока литературы в 7 классе)
«Какими же
способами постановки исследовательских проблем и поиска путей их
решения овладели ваши учащиеся?»
Методика
проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под
руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего
образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность
каждого участника за свою часть работы. В итоге, решается основная педагогическая
коммуникативная задача, при реализации которой учащиеся способны выполнять
совместную исследовательскую работу, учатся деловому и творческому общению.
Главная
цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую
вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную
возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом,
что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся:
аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных,
которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и
талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога
при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить
собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
При
изучении литературы в 5-7 классах постановка проблемной ситуации может носить
различный характер: теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический,
культурологический. На данный момент, к примеру, с 7 классом мы работаем с
разделом «Древнерусская литература» - изучаем «Житие Сергия Радонежского.
На
уроках ознакомления с новым материалом совместно с учащимися по опорным словам и ассоциациям стараемся
заглянуть в «будущее» изучаемой темы, текста. Учащиеся, как правило, очень
оживленно и с интересом высказывают свои предположения. Всё фиксируется в виде
кластера, синквейна или своеобразной схемы. Такие задания не только нацеливают
учащихся к дальнейшему изучению, исследованию темы (текста), но и подводят их к определенному выводу, результату.
По
опорным словам и ассоциациям составляем
предполагаемый портрет святого: к
примеру, на доске записана тема урока
«Житие Сергия Радонежского». Напомню,
что учащиеся еще не знакомы с личностью святого. Мы начинаем рассуждать: (учитель задает вопросы, учащиеся высказывают
свое мнение и совместно оформляется запись).
Вопросы могут быть такого характера: 1. Ребята, почему употребляется
слово «житие», а не «жизнь» Сергия Радонежского? (Жизнь
дана каждому из нас, а житие – это история всего народа; житие - описание
жизненного пути праведника, его благочестия, аскетизма, творимых им чудесах…)
2. Какие ассоциации у вас возникают со словом
«Радонежский»? С каким словом оно созвучно? (Радость, радуга, свет, тепло,
добро и др).
Постепенно учащиеся приходят к выводу, что личность Сергия Радонежского
исключительна в историческом понимании, перед нами жизнь выдающегося человека.
На этапе
подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на подобные вопросы:
«Насколько близко я был (а) в своих предположениях?», «Мои предположения
оказались верными в том, что…»
На втором
уроке (после знакомства с личностью святого)
я предлагаю ребятам метод «неоконченные предложения»: А) Жизнь Святого
Сергия можно охарактеризовать как…
Б) В своей жизни Святой Сергий…
В) Сергий Радонежский причислен к лику святых за…. В) Изучение древнерусской
литературы актуально и в наше время, потому что… и др.
Рефлексию
урока (уроков) можно организовать так: в
тетрадях учащиеся рисуют таблицу «Листок исследователя» (по такой-то теме,
произведению, тексту, проблеме), состоящую из двух колонок: 1. Сейчас мне известно, что…
2. Из текста (статьи, доклада, презентации и
т.д.) я узнал (а) о том, что… Необходимо объяснить учащимся, как работать в исследовательской группе и индивидуально.
Для этого под моим руководством мы составляем алгоритм: 1. Определяем проблему и объект
исследования. 2. Организуем работу с художественным текстом (критической
статьей, докладом, презентацией): ставим задачи и фиксируем промежуточные
результаты наблюдений. 3. На конкретном примере, аргументе формулируем вывод.
В качестве домашнего задания ребята пишут письмо
в прошлое автору произведения или самому герою, - что позволяет выяснить, насколько
ими был понят урок, что вызвало особый интерес.
Отмечу,
что подобные виды работы помогают учащимся высказать свою точку зрения,
опираясь на уже накопленные знания, при всём том они имеют возможность сделать
собственные заключения, вытекающие из
личного опыта, мировоззрения и мировосприятия. Важно и то, что учащиеся
не ограничиваются рамками, схемами предложенных вопросов, а строят свои
высказывания свободно, осознавая и то, что именно их точка зрения имеет право
на существование, конечно, если они приведут веские обоснования и примеры
(аргументы), - на это их предварительно
нацеливает учитель.
Учитель, в свое время делает выводы о том, как освоена тема (темы)
урока, насколько заинтересованы и вовлечены учащиеся в изучение данного раздела
литературы и литературы в целом.
Для
осуществления исследовательской и проектной деятельности учащиеся пользуются
литературой в библиотеке, изучают критические статьи, успешно работают с
Интернет-ресурсами, образовательными сайтами.
Для
успешной исследовательской работы с текстом (понимания) учащиеся должны быть ознакомлены с такими понятиями,
как «Рецензия», «Критическая статья», «Тезисный план», «Сравнительный анализ». Также
необходимо научить детей презентовать
собственные выводы в виде презентаций, графиков, рефератов, картотек, личных
портфолио по предмету, плакатов и видеоконференций, творческих презентаций
собственных сочинений, буриме, нестандартных жанров.
При
организации обучения с применением проектно-исследовательского метода можно
успешно изучать материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное
внимание учащихся акцентируется на вводной лекции, где сообщаются основные идеи
темы, формулируются её проблемы с привлечением художественного текста.
Наряду
с уроком в традиционной форме проводятся и такие урока, как: урок-семинар, урок-практикум (филологический
анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок –
исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок-
защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар,
урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия, осуществляю связь
с музыкой и искусством.
Учащиеся
овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической
грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся
представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной, районной
библиотеке, компьютерном классе, школьном, районном музеях, проводится внеклассная
работа по литературе.
Результат(промежуточный) , к которому мы пришли с учащимися 7
класса, демонстрирует уверенность и
комфортность на уроках литературы; учащиеся не боятся задавать вопросы, выдвигать
гипотезы и предположения; грамотно строят свое высказывание; критически
оценивают мнения собеседников; активно принимают участие в предметных декадах
по русскому и литературе; проводят фрагменты урока (презентуют) в 5 классах.
Тэги:
проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы