|
Наталия Николаевна Павлюк
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ
Требования, сформулированные И.С. Якиманской :
"1. Главной задачей обучения в школе является не отбор детей, а
контроль за ходом их психического развития с целью коррекции
обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.
2. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка
надо сравнивать его с ним самим, с его прежними результатами, оценивать
его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Например,
ребенок позже всех из класса научился решать задачи, это его прогресс.
3. Учителю необходимо подходить к изучению и развитию мотивации
учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение
оптимальной зоны, в которой ребенок, не смотря на внешние небольшие
успехи, проявляет больший интерес, добивается больших достижений, чем в
других сферах. Прогноз надо строить на основе анализа зоны ближайшего
развития .
4. Очень важно изучать и формировать мотивацию не
только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого,
даже внешне благополучного ребенка. У каждого школьника надо выявить
состояние его познавательной сферы (умение и возможность),
мотивационной (стремление), волевой и эмоциональной сферы (цели и
переживания в ходе учения). Для каждого ученика желательно иметь
обоснованный план формирования его мотивации.
5. Заключение,
суждение об ученике, его характеристика должны формулироваться учителем
в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности
ребенка. В известном смысле сведения о внутренних процессах становления
личности учащихся, в том числе их мотивации, должны быть предметом
профессиональной тайны учителя.
6. В ходе становления
мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической
грамотностью, которая включает и личностные качества, интерес к другому
человеку, оптимистическую убежденность в возможности другого человека,
высокую терпимость к непохожести человека на других.
7.
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в
голову учащихся (могло бы привести к манипулированию другим человеком),
а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности.
Где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом
и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений
самого ученика."
Вот, что обнаружила в одном из докладов на
сайте. Могу подписаться под каждым словом. Но... Наблюдая школьную жизнь
вот уже второй год "свежим взглядом", прихожу к выводу, что довольно
часто даже в начальной школе нам не хватает психологической грамотности,
выдержки, оптимизма, благородства. Сколько разработок, докладов,
конкурсных работ и планов уроков написано и обнародовано, а проблемы
старые остаются, и к ним добавляются новые, нажитые уже новым временем и
его реалиями. Да и учителя приходят новые, и родители... Меняется
социум, меняются вызовы, порождаемые социальными условиями, а проблемы
школьного воспитания и обучения не только не убывают, но, к сожалению,
наоборот, множатся.
Может,
я неправа? Какие из проблем 15-10-летней давности удалось разрешить?
Буду рада ошибиться!)) Я всегда считала себя оптимистом и хотела бы им
оставаться!
|
| 2014-11-23 22:10:35 - Светлана Алексеевна Сомова дети приходя в школу в 7 лет. а до этого - семья. всё идёт оттуда. | | 2014-11-23 22:12:29 - Людмила Николаевна Громакова Причина не решаемости вышеназванных проблем чаще всего в том, что стараются научить тому, ` О ЧЁМ НАДО ДУМАТЬ`, а важнее учить `КАК ДУМАТЬ`.
Там, где подход второго вида , проблемы решаемы!
Удачи Вам,талантливый педагог! | | 2014-11-23 22:21:37 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-11-23 22:36:03 - Фаина Афанасьевна Кафинькина Вы абсолютно правы!!! Школа тугоуха, слепа и хрома.
Можно ли такую школу любить, скорее бояться и терпеть. Наша школа прячет розгу за спиной, тк других методов она не выработала. Наша школа потихоньку отшвыривает всех, кто выбивается из средней статистики, после двух, трех попыток школа выплевывает малышей с криками:Вы только посмотрите в его тетради., он такой, он сякой, он безобразный и отвратительный, а бедная учительница должна бить в колокола и кричать о его безобразии и собирать комиссии.
Наша школа - это старая больная упертая старуха с бантиком ФГОС сбоку | | 2014-11-23 22:55:36 - Наталия Николаевна Павлюк Спасибо за Ваше понимание!
Уважаемый(ая) Ф.А.К.)
Во все времена, даже в застой и дикие 90-е, были Учителя, дарившие детям радость и счастье познания и умения! Надеюсь, здесь речь у Вас шла о системе в целом. На протяжении 15 лет преподавания на факультете иностранной филологии я почти каждый год участвовала во всеукраинских (я из Крыма) конференциях преподавателей английского, как вузов, так и средних учебных заведений. Сколько талантливых, душевных, живых и неравнодушных учителей я узнала! Мы обменивались опытом, это было круто! Все же, я бы не рисовала такой уж уродливый портрет школы... |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|