О переходе на пятидневную учебную неделю
В конце октября в Брянской городской администрации состоялся «круглый стол», где обсуждался вопрос о переходе школ на пятидневную учебную неделю. Инициаторами проведения «круглого стола» стали комиссия по образованию Общественного Совета города Брянска и депутат Брянской областной Думы Алексей Невструев.
Участниками «круглого стола» были: Глава г. Брянска А. Хлиманков, депутаты Брянской Областной Думы А. Невструев и М.Петровский, зам.директора Департамента образования и науки И.Потваров, начальник управления образования Брянской городской администрации С. Брылев, депутаты Брянского городского Совета народных депутатов И. Афонин, Н.Моисеева, директора и ученики ряда
школ, лицеев, гимназий (далее -общеобразовательных организаций), представители общественных организаций, родительской общественности.
Вела совещание председатель комиссии по образованию Общественного Совета, директор гимназии № 4
№ Н. Виноградова
Накануне желающие высказали
свое мнение
по данному вопросу, позвонив по телефону
на горячую линию. В итоге
позвонили 120 человек, из которых 119
высказались за то, чтобы дети учились пять дней в неделю. Опрос мнения проведенного по инициативе А.Невструева показал, что около 85 % опрошенных родителей
за введение пятидневной учебной недели.
На «круглом столе» против введения «пятидневки» высказались ученики старших классов лицеев и гимназий, ошибочно полагая, что количество уроков в день в этом случае
увеличится. Против введения «пятидневки» также фактически высказались директора ряда общеобразовательных организаций за исключением тех, которые уже перешли на «пятидневку».
За введение «пятидневки»
выступили ученики тех школ, которые уже давно учатся
по этой системе.
Старшеклассники этих школ рассказали, что перегрузки уроками
в учебные дни нет и
им хватает времени сделать домашние задания. Родители и
они очень рады, что не учатся в субботу. За эти выступления
ученики были вознаграждены аплодисментами представителей
родительской общественности, которые естественно
пришли поддержать «пятидневку».
В поддержку пятидневной учебной недели выступили представители администраций МБОУ СОШ №
8 г.Брянска, которые на «пятидневку» перешли во всех классах (
с 1 по 11 класс)
и
МБОУ СОШ №
64 г.Брянска,
которые учатся пять дней
с 1 по 8 класс
.
Введение пятидневной учебной недели
фактически
поддержали: глава города
А. Хлиманков и присутствующие депутаты Брянской областной Думы. Председатель комитета по образованию Брянской областной Думы
М. Петровский проинформировал о том, что
училище, где он был директором, на «пятидневку» перешло еще в начале 90-х годов. Он также рассказал, что противники «пятидневки» запугивали тем, что возрастет количество правонарушений, снизится успеваемость и т.д. Получилось с точностью наоборот, так как при переходе на «пятидневку» правонарушений стало меньше, а интерес учащихся к учебе возрос.
И
обращаем ваше внимание, что представители медицины
выступили за введение «пятидневки», так как
значительная нагрузка в школе и невозможность полноценного отдыха негативно сказывается на здоровье детей. В этом их поддержал и начальник управления образования Брянской городской администрации С. Брылев. В свое время, когда он был директором школы в начале 90-х годов, то она уже тогда перешла на «пятидневку».
Заместитель директора Департамента образования и науки Брянской области
И. Потваров отметил, что закон РФ «Об образовании» позволяет решить этот вопрос образовательным организациям в индивидуальном порядке. Но, чтобы принять решение,
необходимо узнать мнение всех участников учебного процесса.
По завершении заседания круглого стола участники приняли резолюцию, в которой обратились с просьбой к Общественному Совету города и городскому управлению образования
рекомендовать школам обсудить вопрос перехода на «пятидневку».
Что необходимо знать для обсуждения данного вопроса?
1.
Следует учесть, что в соответствии с законодательством РФ, этот вопрос решается только на уровне общеобразовательной организации.
Власти не имеют право обязать школы перейти на «пятидневку» или запретить этот
переход.
Такие важные вопросы должна решать не только администрация или педсовет (они могут высказать свою позицию), а высший орган управления общеобразовательной организацией (см. Устав своей общеобразовательной
организации).
2.
Обычно, при переходе на «пятидневку» учебный план
в каждом классе сокращается на три урока, в том числе и в 10-11 классах. Сокращение происходит
за счет школьного компонента.
3.
Многие до сих пор не знают и на этом пытаются спекулировать противники «пятидневки», что
фонд оплаты труда (далее - ФОТ) работников школы при переходе на «пятидневку» остается таким же, как и при «шестидневке». При нормативном финансировании,
ФОТ школы
зависит не от количества учебных часов, а от количества учеников.
Следовательно,
в целом коллективу в экономическом плане выгоден переход на «пятидневку», так как при меньшем количестве проведенных уроков ФОТ школы остается таким же, как
и «шестидневке».
В каждом классе, перешедшем на
«пятидневку» за неделю будет проведено на три , а за год на 104 урока меньше.
Это значит, что при «шестидневке», учителя школы за год проводят по
104 урока на класс фактически бесплатно, по сравнению с учителями «пятидневной» школы.
Получается, что
за счет снижения нагрузки на детей у них будет больше шансов сохранить здоровье, а коллектив школы сохраняет фонд оплаты труда.
4.
О возможных сокращениях учителей.
Противники «пятидневки» ошибочно утверждают, что этот переход якобы приведет к массовому сокращению учителей. На самом деле это далеко не так. Они просто делят количество сокращаемых учебных часов на ставку (18 часов в неделю) и называют число возможных сокращений.
Например, 12 классов дадут
уменьшение на 36 уроков в неделю. Следовательно, по их мнению,
надо сократить две ставки
учителей.
Ошибочность данного подхода очевидна.
Во первых,
уменьшение учебной нагрузки произойдет только у тех учителей, которые получили учебные часы за счет школьного компонента.
Во вторых, многие учителя имеют учебную нагрузку значительно большую, чем на
ставку. Например, в Бежицком районе средняя учебная нагрузка, с учетом довольно низкой нагрузки
у всех учителей начальных классов,
в этом (2014/15) учебном году составляет 22,14 часа на учителя. Если вдруг все общеобразовательные организации района полностью перейдут на «пятидневку», что маловероятно, то средняя учебная нагрузка снизится до 21,06 часа
при
прежнем
размере фонда оплаты труда.
Внимание. При
сокращении учебной нагрузки
меньше ставки необходимо обратить внимание на тех учителей, которые еще не получают
пенсию за «выслугу лет». Это единственное негативное последствие для некоторых педагогов при переходе на «пятидневку».
5.
Противники «пятидневки» говорят о том, что
за счет дополнительного выходного дня возрастет количество правонарушений, дети будут предоставлены сами себе и
т.д.
Такие утверждения необходимо подтверждать
убедительной статистикой, а этого сделано не было. Тем более, что на «пятидневку» уже давно перешли тысячи школ по всей России, а в некоторых городах практически все, например, в Санкт-Петербурге. Значит, статистика будет
против
противников «пятидневки». Если кто-то
из учеников и склонен к правонарушениям, то он это сделает независимо от пятидневной или шестидневной учебной недели. И винить в этом «пятидневку»
просто некомпетентно.
6. Есть риск в том, что переход на «пятидневку» может быть дискредитирован тем, что
школы
по своей собственной инициативе
снова загрузят детей и педагогов какой либо деятельностью в субботу.
Тогда это будет самая настоящая имитация
«пятидневки». В этом случае смысл перехода на «пятидневку» просто теряется. Кстати, школы,
уже перешедшие на пятидневку, никто не обязывает по субботам проводить свои мероприятия.
7. Следует иметь в виду, что при «шестидневке» у школьников фактически нет выходного дня, так как и в воскресенье, они вынуждены выполнять домашние задания.
Необходимо уже осознать, что за излишнюю заорганизованность детей и
отрыв от семьи, приходится потом
расплачиваться
не только им, но и всему обществу.
Ответственный за выпуск - С.Евсютин