Актуальные проблемы современного
дошкольного образования
Дошкольное
образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем
общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими
вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и
доступность дошкольного образования для каждого ребенка.
Несомненно система современного дошкольного
образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы
современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у
ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество
дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать
особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно
сказаться на его дальнейшей жизни.
В настоящее время особое внимание уделяется организации
крупных образовательных комплексов, объединяющих дошкольную, начальную ступени,
а также ступени основного общего и среднего полного образования. В этой связи
важно сохранить самоценность дошкольного возраста, не свести всю основную
работу с детьми к специальной подготовке их к школе.
Обратим внимание
на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести-
умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми,
умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение
невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого
детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы
сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду
деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру
только по просьбе детей.
Главной
задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в
условиях модернизации системы образования является обеспечение
современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Этот вопрос в большей степени вызывает дискуссию о
качестве дошкольного образования и, конечно же, проблематику данного вопроса
можно назвать не решенной до настоящего времени. Это сложнейшая проблема. Она
связана с нерешенными вопросами стандартизации, соотнесения содержания, объема,
качества образовательных услуг с потребностями ребенка, семьи и школы. Решение
именно этих проблем сегодня должно носить приоритетный характер, поскольку от
них зависит отношение государства и общества к системе дошкольного образования
в целом.
Качество дошкольного образования в целом
представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность
определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.
Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих
направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования,
способы оценивания качества образования, целостность системы и качество
образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы,
обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования,
механизм управления качеством образования, информационные технологии,
мониторинг и качество образования, система управления качеством образования
Так же
хочется рассмотреть тему — семья. На сегодняшний день большое количество
неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда
родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы.
Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на
занятость.
И таких
проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как
проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается
на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.
Хочу
перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя
проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть
современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных
линий современного образования.
Первая —
воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы
впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании
нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание
воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда
ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом
случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество
времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо
раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к
школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то,
что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению
учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу
первого класса.
Отсюда
можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели
раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как
например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность
в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что
наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы
ребенок самостоятельно их добывал и применял.
Вторая-
образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи,
т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход
нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и
индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но
хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в
развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели
развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что
такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение.
Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечения развития с помощью
этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно
предположить, что идет процесс развития.
Наиболее актуальные проблемы дошкольных образований:
повышение качества дошкольного образования;
обязательный
минимум содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в
части подготовки детей к обучению в школе;
система
оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу;
обеспечение
преемственности в содержании образования между дошкольным и начальными
звеньями;
выравнивание
стартовых возможностей детей при переходе к обучению в школе как научная и
практическая проблема;
пути достижения физического и психического
здоровья ребенка[2].
Типы и виды образовательных учреждений:
Дошкольные
образовательные учреждения (ДОУ).
Детский сад.
Детский сад с приоритетным осуществлением одного
или нескольких направлений развития воспитанников.
Детский сад компенсирующего
вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в
физическом и психическом развитии воспитанников.
Детский сад присмотра, ухода и
оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических
и оздоровительных мероприятий и процедур.
Начальная школа
– детский сад.
Прогимназия с
приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития
воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического,
культурно-оздоровительного.
Начальная школа – детский сад компенсирующего
вида.
Центр
развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического
развития, коррекции и оздоровления воспитанников.
Образовательные
учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования .
Основными тенденциями изменения видового
разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов
с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников:
физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и
этнокультурного развития и воспитания дошкольников.
По результатам государственной аккредитации
каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное)
получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему
присваивается соответствующая категория .
И конечно поэтому качество ДОУ зависит от
факторов внутренней среды:
1) от качества работы воспитателей;
2) от отношений, сложившихся в
коллективе;
3) от условий, которые создает
руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;
4) от объективной оценки результатов
деятельности каждого сотрудника.
Наиболее традиционными для
современных способов оценки качества дошкольного образования являются
показатели качества образовательных условий. В частности, в первую
очередь рассматривается качество реализации образовательной программы.
Современное дошкольное образование обеспечивает для
любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы
ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях
образования. В этом процессе должны участвовать не только администрация,
обеспечивая контроль качества, ну и также
все
субъекты воспитательно-образовательного процесса
Итак,
подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в
частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения
невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может
следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ
невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким
образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного
возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется
добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно
более эффективное обучение — то, которое происходит в личностно-ориентированном
стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает
на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться
проблемы в современном образовании или нет.
Тэги:
образование,
дошкольники.