Сергей Воронин
...в повестке федеральных структур – сопредседатель
Общероссийского народного фронта Александр Бречалов сделал это событие
одной из ключевых тем визита в Свердловскую область.
Я работаю
директором
школы
уже
девять лет, так что о проблемах заработной платы учителей знаю не понаслышке.
Но даже у меня есть вопросы к тому, как распределяются средства для фонда
оплаты труда.
К
аким образом областное
правительство определяет объем финансирования заработной платы учителей в
конкретном муниципалитете – вам не расскажет никто. Если несколько лет назад,
обосновывая необходимость стимулирования эффективной деятельности педагогов,
нам всем внушали, что «деньги должны идти за учеником», то теперь подход стал
совершенно иным: «С
казано
п
резидентом,
что зарплата учителя должна быть не меньше, чем в среднем по экономике региона
– так и определяем объем финансирования».
Если объяснить это упрощенно, то схема выглядит так:
в школах N-ского городского округа, к
примеру, работают 120 учителей. Следовательно, если «дорожная карта» по
зарплатам определяет планируемый размер месячного дохода в сумме 31000 рублей,
то область субсидирует муниципалитет суммой 31000*12 месяцев*120 учителей = 44,64
млн руб.
Но на
самом деле это совсем уж идеальное финансирование, поскольку ясно, что
«лишних» денег в области, как водится,
нет… Поэтому летят из властных структур в отделы образования, а оттуда – в
школы, настоятельные рекомендации, которые больше походят на тришкин кафтан –
постоянное исправление одних недостатков за счет появления других.
Р
екомендация
первая
:
р
азгрузить
администрацию,
то есть
директора и
завучей, уменьшив или вообще убрав у них учительскую нагрузку.
Рекомендация
вторая: с
ократить
численность преподавателей с маленькой нагрузкой, а их учительские часы
распределить оставшимся: учителей станет меньше, и, следовательно, делить фонд
оплаты труда нужно на меньшее количество
педагогов
.
Так и делают
ся
«нужные» для парадных
отчетов цифры заработных плат. При этом стараются не думать о том, что и
директор с завучами, и преподаватели с маленькой нагрузкой – все они, как
правило, являются квалифицированными специалистами, которых полноценно заменить
просто
некем…
Внутри
муниципалитета полученные субсидии
чаще всего
распределяются тоже неравномерно. Зависит
распределение
от
количеств
а
учеников, наполняемост
и
классов, нагрузк
и
учителей, статус
а
школ
ы и от того, о чем никто вслух не
говорит, но все догадываются. Поэтому и
получается,
что в одной школе города средняя заработная плата учителя – 27000 рублей, а в
другой – 35000.
П
о городу
же в общем
получаются
«нужные» 31000.
Такая вот арифметика…
Почему-то власти
всех уровней – от губернатора и министра до отделов образования не называют всего
две цифры по каждому муниципалитету, а еще лучше – по каждой школе: первая –
сколько средств было выделено на заработную плату в январе 2014 года, когда
утверждались бюджеты муниципалитетов, и вторая – та, которая «вдруг» оказалась в
сентябре 2014 года? Как только они будут озвучены – сразу исчезнут все
недомолвки и вся «интрига»…
Ц
ифры-
то эти
«поправили», уменьшив,
поэтому
вины директоров в сокращении зарплат
просто нет и быть не может.
Руководитель
,
имея на руках
с
мету расходов,
планирует ежемесячный фонд оплаты труда педагогов в пределах 1/12 годовых
назначений.
Да
же если директор по
своей педагогической специализации глубокий литератор, разделить-то на 12
свой фонд оплаты он может! Другое дело, если с января по август директор школы
распределял, к примеру, по 900 тысяч рублей, а с сентября до него довели
измененный фонд оплаты и сказали: «Как хочешь, так и вмещайся!» Очевидно,
вместиться можно только сократив ежемесячный фонд, к примеру, до 700 тысяч.
Есть еще
несколько штрихов, которые ситуацию делают сложнее: вдруг директор не умеет
считать? А если учителей в школе стало больше? А что, если кто-то «вверху» не
то чтобы обманывает, а так – не говорит всю правду, стараясь делать «красивую
мину при плохой игре»…
Вот и получается в итоге
«внезапно
е
» сокращени
е
заработной платы
.
Об авторе
Сергей
Александрович Воронин
,
директор
26-й школы города Волчанска Свердловской области
Выполнение майских Указов Президента в регионах ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ превратилось в тонкое издевательство и над учителем, и над детьми и их родителями.
Сегодня только этот вопрос поднимался на педсовете.