Слва Бозем нашем Iмемо iсту вiру якова не потребуе человеченска жертва А тая се дЪе о ворязе кii убо въжды жрялi iу iменоваше Перуна Перкуна а тому жряша Мы же смехом польна жретва даяте а одо труды наше просо млека туцi То бо покрпiшем о Колядi ягнчем а о Русалiех в день Яров такожде а Красна Гура Ту бо то дяехомо во спомiнь гуре Карпенсте А тон щас се iменова род наше Карпене (Дощ.7а,б)
Слава Богам Нашим! Имеем истинную веру, которая не потребует человеческих жертв. А то делается у ворягов (варягов), которые, поистинне (убо), всегда (вожди) жертвовали (жрали) ее, именуя Перуна Перкуном, и ему жертву приносили. Мы же смеем полевую жертву давать, и от трудов наших просо (пшено), молоко и туков (жиры). И то подкрепляем на Коляду ягненком, и на Русалии в день Яров, также и на Красную Горку. То ведь даем мы в воспоминание о горах Карпатских. И в то время (тот час) именовался род наш Карпени
О приношении славянами человеческих жертв упоминают - наш летописец Нестор (1056-1119) и польский хроникер Длугош (1415-1480), оба говорят о приношении в жертву богам взятых на войне пленных. После победы над ятвягами, пишет Нестор, кн. Владимир иде к Киеву и творяше потребу кумиром, по решению старцев и боляр приказал бросить жребий на отрока и девицю, кого из них зарезати богом. Длугош говорит, что и поляки приносили богам в жертву военнопленных.
Оба летописца говорят о князьях и их дружинах, которые искажали чистую славянскую веру обрядами и обычаями, принимаемыми ими от чужих, от близких и дальних соседей - общая черта высших классов, которым заграница и все чужое пахнет кадилом, а свое родное - дегтем.
Немецкий хроникер XIIв. Гелмолд (в Chronica Slavorum I, родился в 1100г., в 1155 путешествовал к славянским племенам вигирам и оботритам) пишет о приношении балтийскими славянами в жертву Световиду и Радегасту христиан и приводит случаи убийств немецких священников, монахов и епископов. Но по описанию мучений, которым подвергали упомянутые славяне захваченных в плен до их убиения, можно положительно утверждать, что они, мстя за неслыханные зверства (распятия, надевания на кол, сжигания заживо и т.п.), которые немцы чинили над ними под предлогом насаждения христианства, а на деле для грабежа, не приносили захваченных в жертву богам, а просто казнили их, как виновников этих зверств. Им было известно, что награбленное немцами добро и славянские земли, захваченные во имя Христа, разделялись между немецкими князьями и епископами, и что эти последние травили своих князей на славян не ради Христа, а ради живота.
На счет человеческих жертв, у Нестора есть еще одно, но темное место: Привожаху сыны и дыцери (т.е. дщери) и жряху бесом (т.е. прежним богам), оскверняху землю теребами своима и осквернися кровьми земля Русская -. Можно догадываться, что это осквернися кровьми земля - намекает на приношение людей в жертву богам, но оно не подтверждается другими памятниками.
О приношении человеческих жертв простым народом упоминает только арабский писатель Ибн-Фоцлан (X век), и то туманно, говоря, что такие жертвы приносились только в случае катастроф: эпидемий, эпизоотий и т.п. Тогда убивали или топили заподозренных в чарах колдунов и ведьм. Приводится всего один случай потопления народом ведьмы на Руси. Но топили же ведьм и в христианские времена (тысячами топили их культурные немцы) и топили их не в жертву Богу, а в наказание за колдовство. Раскопки в боголесьях и городищах, где славянским простым народом приносились жертвы, обнаружили исключительно звериные кости. Следовательно, народом, исповедовавшим свою веру в чистом славянском, а не в извращенном княжеско-дружинном понимании, приносились в жертву богам благоухания, пахучие травы, венки цветов, всякие яствия - вообще только растительные и звериные жертвы, при чем, как уже было сказано выше, жир и кровь бросались в огонь (костер-соботку), мясо поедалось участниками приношений, а головы быков, овец и птиц вывешивались на особых с этой целью вбитых столбах или сучьях деревьев. Живший в Xв. по Р.Х. Константин Багрянородный упоминает (в De Administrando Imperio) о приношении приехавшими на остров Св. Георгия россами в жертву Богу - хлеба и птиц, причем бросался жребий: колоть ли птиц или пустить их на волю? Прокопий Кессарийский (в De Bello Gothico, III) говорит, что славяне убивали в жертву божеству быков, а араб Масуди (Xв.), что славяне приносили в жертву Богу просо (один из первых злаков, который славяне повсеместно культивировали). Араб Ибн Диста сообщает: Славяне больше всего сеют просо. Зерна кладут в ковши, поднимают их к небу и говорят: Господи, Ты, который нас снабжал пищей, снабди нас ею и теперь в изобилии! Тот же Ибн Фоцлан говорит о приношении славянами в жертву божеству быков, овец, хлеба, лука, молока и какого-то опьяняющего напитка. Помещенная ниже, (см. Перечень Миф. Имен - Сварог-Слава) песня-молитва богине Ладе говорит только о розах, песнях и сердцах, которые жертвуются упомянутой богине. Поэтому можно положительно утверждать, что славянское простонародье не знало человеческих жертв богам.
С введением христианства на Руси, языческие жертвоприношения не уничтожались наравне с языческими богами и обрядами, а поощрялись и брались на содержание храмов и духовенства. Первый теленок от телки, петух от всякого двора в день зимнего Св. Николая (Перуна) отдаются ныне или отдавались до недавна (в Галичине на Лемковщине) настоятелю прихода. В старину и теленок, и петухи приносились в жертву Велесу и Перуну у вечного, неугасаемого костра в боголесьи, кровь выливалась в костер, а мясо поедалось приносившими. И другие языческие приношения: куры, яйца, которые тоже съедались у костра, мерки проса, пшеницы, овса и других зерен, которыми угощали Огня Сварожича (Перуновый костер), повесма льну, конопли, мотки пряжи и т.п., которые вешались в жертву богам на ветвях деревьев в боголесьях, горы хлебов (хлеб от всякого двора), которые в старину съедались на могилах, а теперь приносятся в родительские поминальные дни в церковь, три хлеба за панихиду, кутья и т.д., отдавались настоятелю прихода. Из них съедается ныне участниками во время панихиды только кутья.
Любимым божеством, в особенности Опекунше матерей и детей богине Ладе, приносили в жертву платки, вышивки, кольца, ожерелья и т.п., которые, за неимением изображений (икон, изваяний), вешали, по тогдашнему обычаю, на ветках деревьев в святых гаях. Теперь такими же подарками обвешивают иконы Богоматери, на Которую, после принятия христианства, невольно перелилась прежняя любовь к богине Ладе
...Молитва-песня Славе в легенде основана на сохранившейся у сербо-хорватов песне в честь богини Лады:
Лепи (красивый) Иве трга (дергает, срывает) роже (розы)
Теби, Ладо, свети Боже.
Ладо, слушай нас, Ладо!
Песме (песни), Ладо, певамо (поем) ти,
Срца наша кланьамо ти.
Ладо, слушай нас Ладо!
Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из соч. Сварог. Издание Общества ревнителей русской старины. Нью-Йорк, 1941, с.31-34
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_353.htm
Сербские осенние задушницы, обычно приходятся на субботу перед Димитровым днём, 26 октября