|
|
Вадим Иванович Мелешко
Систему педагогического образования в России ожидают реформы
Вадим Мелешко
В
Москве завершилась Межрегиональная конференция – общественное
обсуждение промежуточных результатов выполнения проектов модернизации
педагогического образования. Это направление деятельности Минобрнауки РФ
выбрано в качестве приоритетного, поскольку в системе российского
образования в последние годы наблюдается явное несоответствие
существующих программ подготовки педагогов и требований, предъявляемых к
самой системе.
По сути, система общего образования значительно обогнала систему
педобразования. А это значит, что высшая школа до сих пор продолжает
выпускать учителей, которые не умеют работать по-новому, и всё потому,
что учат их по-старому, как и десятилетия назад.
По словам
заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, впервые
за долгие годы мы перешли от слов к делу, от простых констатаций, что
мы-де не так и не тому учим будущих учителей, к созданию новой модели
педагогического образования, с учётом лучшего отечественного и
зарубежного опыта.
- Участниками проекта стали более 30 ведущих
российских вузов, причём вовсе не все они педагогические, среди них
немало и классических университетов, - говорит Александр Климов. –
Федеральными операторами являются Московский городской
психолого-педагогический университет и НИУ “Высшая школа экономики”. На
реализацию проекта выделены солидные средства – порядка 240 миллионов
рублей.
Для достижения главной цели модернизации педагогического образования предстоит решить целый комплекс задач:
- апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов;
- разработка модульной системы педагогического образования;
- усиление практической подготовки педагогов за счет создания широкой сети школьно-университетских партнерств;
- организация деятельностного подхода в подготовке педагога;
- создание вариативности образовательных траекторий подготовки педагогов (академический бакалавриат);
- подготовка исследователей образования (исследовательская магистратура);
- развитие широкого сетевого взаимодействия вузов и университетов;
- профориентация будущих педагогов и так далее.
Как
заявил научный руководитель НИУ “Высшая школа экономики” Исаак Фрумин,
за последние годы сделано очень много для того, чтобы учителям
работалось более комфортно. Для этого в систему образования вливаются
колоссальные средства, часть из которых идёт на повышение зарплат
педагогам, часть – на улучшение материальной базы учреждений. Но этого
мало, нужны радикальные изменения в самих подходах к педобразованию,
чтобы в школу приходили гораздо более подготовленные и мотивированные
кадры. В частности, нужно реорганизовать систему педагогических практик,
а также сопровождать молодых учителей в их профессиональной
деятельности, помогать им, а не бросать на произвол судьбы, надеясь, что
выживет сильнейший. По словам Фрумина, в России очень низкий
коэффициент вымывания педкадров из профессии, но глубоко ошибочно
думать, что этой проблемой должна заниматься одна лишь школа.
В
общем, по словам ректора МГППУ Виталия Рубцова, нам предстоит сделать
ещё очень и очень много. А главное – постараться изменить ситуацию таким
образом, чтобы организовать процесс обучения студентов в контексте
повышения их профессиональных компетенций. Чтобы знания, полученные на
лекциях и семинарах, они умели применить не “когда-нибудь потом”, а
непосредственно в деле, на практике.
Учитель должен стать не
только преподавателем, но и исследователем, который обладает достаточным
набором знаний и умений, чтобы видеть ту или иную проблему, находить ей
причины и устранять их, используя наиболее подходящие для этого
инструменты.
Для этого, разумеется, нужно развивать
педагогическую и психологическую науку в вузах. Но сделать это
достаточно сложно. Ведь, как утверждает руководитель Рабочей группы по
модернизации педагогического образования Минобрнауки РФ Виктор Болотов,
даже те инициативы, которые его ведомства сейчас пытается реализовать в
рамках данного проекта, к сожалению, не имеют достаточно прочного
научного обоснования - оно должно появиться уже в процессе.
http://ug.ru/news/13254
|
| 2014-10-24 15:29:43 - Николай Иванович Крюков `...А гармонь зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.
Эх, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ...`
А. Т. Твардовский.
К чему то бишь я? | | 2014-10-24 15:35:24 - Вадим Иванович Мелешко Только взял боец трёхрядку -
Спазу видно: гитарист! | | 2014-10-24 15:46:05 - Татьяна Петровна Черепахина Уже 20 лет катится телега впереди не лошади, а тащат эту телегу лебедь, рак да щука. | | 2014-10-24 15:49:05 - Ольга Федоровна Антоновская за последние годы сделано очень много для того, чтобы учителям работалось более комфортно. Для этого в систему образования вливаются колоссальные средства, часть из которых идёт на повышение зарплат педагогам, часть на улучшение материальной базы учреждений. Последний год вообще никаких поступлений не было. | | 2014-10-24 15:54:16 - Вадим Иванович Мелешко Наверное, потому, что стало чересчур комфортно. ))) | | 2014-10-24 16:01:10 - Елена Викторовна Григорьева аийцйьтмжлыврсмлгтсвдлст - нет слов... | | 2014-10-24 16:01:27 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-10-24 16:04:37 - Елена Викторовна Григорьева Пойду выпью корвалола! Что-то сердце работать стало через раз от одного заголовка))) | | 2014-10-24 16:08:32 - Вадим Иванович Мелешко Да школе-то чего бояться? Это пусть педвузы боятся, это их заставят работать по-новому. А переучить вузовского преподавателя - учителя учителей! - ой как сложно!
| | 2014-10-24 16:12:56 - Елена Анатольевна Малютина Добрый вечер!Классы оснастили, а работать-то есть кому? | | 2014-10-24 16:14:19 - Светлана Васильевна Матсакова Сегодня озвучила фразу: если найду работу по второй специальности, то сразу же уйду. Никто не сказал, что это правильное решение. Сразу вопрос: А кто работать будет-то на классе?
| | 2014-10-24 16:15:11 - Вадим Иванович Мелешко Потому и некому работать, что народ не идёт. А не идёт, потому что боится или не хочет. Значит, либо не тех набрали, либо даже те, кто изначально хотел, в процессе обучения и прохождения педпрактики расхотели. Или пришли, поработали, обломались жестоко и ушли.
Вот как раз чтобы всё это изменить и придумали реформу педобразования. | | 2014-10-24 16:21:09 - Елена Викторовна Григорьева Ага, у нас педучилище - студенты практику проходят! Например - первые дни ребенка в школе. 2 недели кошмара. Первоклассники, целая группа студентов, методист, а то и два. Все записывают, потом после уроков разбирают каждое твое слово и жест...
| | 2014-10-24 16:22:38 - Вадим Иванович Мелешко А вот вам вопрос: какой должна быть педпрактика, чтобы и студенты получали пользу, и учителей с детьми не кошмарило? | | 2014-10-24 16:27:59 - Тамара Ивановна Ивыгина Проходим обучение по внедрению новых развивающих структур Сингапура. | | 2014-10-24 16:29:30 - Вадим Иванович Мелешко Студенты медвузов сначала на макетах тренируются, потом на трупах и только после этого им доверяют живых людей.
На ком и на чём тренироваться студентам педвузов? На виртуальных моделях учеников? | | 2014-10-24 16:32:05 - Тамара Ивановна Ивыгина Да, мы уже тренируемся на учениках школы. | | 2014-10-24 16:34:15 - Вадим Иванович Мелешко Если на живых, то на каких лучше? Можно взять
1) уныло-обычных,
2) глупо-трудных,
3) умно-одарённых.
На ком учиться будущим педагогам? | | 2014-10-24 16:40:19 - Татьяна Викторовна Носова БОЖЕ МОЙ!!!! КАК Я УСТАЛА ОТ ПЕРЕМЕН!!!
Светлана Викторовна, кому оснастили, а кому и нет... Саратовская область в долгах, как в репьях - у нас даже ИД нормальной нету(( висит одна - вместо экрана для проектора... | | 2014-10-24 16:44:18 - Светлана Васильевна Матсакова Как бы мне не хотелось работать в школе, я устала от бесконечных никому не нужных документов. Пишем программы, заполняем какие-то анкеты, участвуем в гонке за стимулирующими. Скажите, ну хоть в какой-то другой организации работают? Все работают на работе, а у нас ненормированный рабочий день. спим по 4-5 часов, потому что на работе это сделать некогда - мы на уроках, вот и приходится сидеть ночами и писать-писать-писать. | | 2014-10-24 16:44:24 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-10-24 16:58:00 - Николай Иванович Крюков А мне все не дает покоя вот что: `как утверждает руководитель Рабочей группы по модернизации педагогического образования Минобрнауки РФ Виктор Болотов, даже те инициативы, которые его ведомства сейчас пытается реализовать в рамках данного проекта, к сожалению, НЕ ИМЕЮТ ДОСТАТОЧНО ПРОЧНОГО НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ - оно должно появиться уже в процессе`.
Так что:
`Только взял боец трехрядку -
Сразу видно: тракторист!` | | 2014-10-24 16:59:07 - Елена Викторовна Григорьева Научиться можно только на учениках. При прохождении сплошной практики сразу видно, кто может работать учителем. От успеваемости студента не всегда это зависит. Бывало всякое. Студентка, которой прочили красный диплом (она его и получила), умничка необыкновенная - валила один урок за другим. В конспекте все прекрасно, а на деле ничего не получается. Работала продавцом в 90-е, в школе так и не получилось. Была и другая. Методист сказала - отчислять собираемся, просила допустить ее к уроку, конспект покажет перед уроком (ни на одной консультации не была). Заходит девица, конспект слабенький, я приготовилась `страдать`. Болеешь, как на футболе! Урок был замечательный. Она детьми управляла волшебно, из любой тупиковой ситуации находила выход. Мы с методистом открыли рот. Вот такие истории.
А детей нельзя так делить на три группы. В классе всегда всякие. Главное, чтобы учитель согласился взять студентов. Конечно, предлагают не всем. И не все соглашаются. | | 2014-10-24 17:01:02 - Александр Владимирович Серолапкин Хм... Оказывается, то что было - это ещё только цветочки ? | | 2014-10-24 17:01:16 - Елена Викторовна Григорьева Николай Иванович, БРАВО! | | 2014-10-24 17:05:01 - Юлия Владимировна Певгонен Очень понравилось, продолжаю:
`Только взял боец трехрядку -
Сразу видно: визажист!`` | | 2014-10-24 17:13:11 - Владимир Николаевич Моисеев А судачить тут что толку?
В теме дураков, дорог...
Если взял боец двухстволку,
Значит - бывший педагог!
- По словам Фрумина, в России очень низкий коэффициент
вымывания педкадров из профессии, но глубоко ошибочно думать,
что этой проблемой должна заниматься одна лишь школа.
Ммм-ДЯ! Мало их вымывают. Пора бы всех к чертям собачьим вымыть,
и школы бы стали совсем чистыми - ни педагогов, ни учеников.
Этого видимо и добиваются.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2014-10-24 17:18:10 - Вера Васильевна Широбокова Владимир Николаевич, так ведь и вымываются целые школы (читай, оптимизация),и в этом году много сокращений было - у кого часов, у кого педкадров. Вымывают, вымывают... | | 2014-10-24 17:18:46 - Валентина Михайловна Жаворонкова Вот Владимир Николаевич и подвёл итог! | | 2014-10-24 17:21:37 - Елена Викторовна Григорьева Про двустволку - попадание 100%)))
| | 2014-10-24 17:23:38 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-10-24 17:32:01 - Юрий Михайлович Кузнецов Уважаемая Светлана Викторовна,как тульский учитель с 30-летним стажем,уверяю.что Вы выдаете желаемое за действительное,либо занимаетесь дешевой саморекламой...
. | | 2014-10-24 17:34:13 - Инна Викторовна Полякова Да... Почти 30 лет непрекращающимся реформам образования. Впервые это слово в 1985 году услышала. Пора юбилей реформаторства образования России отмечать.
Подумаешь, ужаснёшься. Повезло же, блин, быть учителем в такую эпоху. | | 2014-10-24 17:37:36 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-10-24 18:28:39 - Светлана Геннадьевна Сомова Вадим Иванович! Отвечу на ваш вопрос: какой должна быть педпрактика, чтобы и студенты получали пользу, и учителей с детьми не кошмарило?
На мой взгляд если нужно студентам смотреть и разбирать урок реального учителя нужно пользоваться теми камерами наблюдения, которые поустанавливали в школах для проведения ЕГЭ. Только конечно перед этим нужно учителя предупредить, что за уроком будет наблюдать группа студентов. Сидя перед телевизором, наблюдая урок удаленно студенты вместе с методистом могут в режиме реального времени разобрать все элементы урока. Не мешая учителю. Не отвлекая детей.
Можно еще с группой студентов разыграть урок в форме ролевой игры. Например один выступает в роли учителя - готовит конспект, объясняет тему и пр. А другие студенты, не просто как студенты слушают, а выполняют на уроке какой-то `квест` т.е. играют роль. Вводную получают индивидуально, перед уроком. Роли здесь могут быть самые разные. Я бы взяла такие: амбициозный отличник, умный лентяй, геймер, провокатор, ОВЗ 7 вида, середнячек, девочка/мальчик в пубертатном периоде, аутист, ученик с синдромом СДВГ и... Сюда же можно добавить злобного администратора, который поставил учителя на персональный контроль. Урок проиграть, потом разобрать действия не только учителя, но и конкретных персонажей. Появится неоценимый опыт. Студент, выполняющий роль учителя, должен будет не только дать урок, но и справится с нестандартными ситуациями, которые ему подкинут другие студенты, играющие роль учеников. Если каждый студент побывает в роли каждого из персонажей это позволит ему быть более готовым к реальным ситуациям. Персонажей и ситуации можно брать из реальных уроков, которые можно увидеть в он-лайн доступе. | | 2014-10-24 19:22:32 - Светлана Алексеевна Сомова какая интересная у нас работа.. .. .. .. .. . .. | | 2014-10-24 20:35:14 - Елена Викторовна Григорьева Светлана Викторовна, подробно. Студенты берут тему урока, консультируются с учителем и методистом минимум 2 раза. Когда конспект подписан учителем и методистом - студент допускается к уроку. Где я написала, что конспект отдельно, а урок отдельно? Это поурочная практика. А есть сплошная - 1 месяц. Консультируешь ежедневно, анализ - ежедневно. Веду дневник: на каждом уроке расписываю все + и -, оцениваю. В конце педпрактики пишу характеристику и ставлю оценку. Это я описала свою работу, учителя. | | 2014-10-25 00:01:36 - Людмила Григорьевна Литвинова В итоге,выпускники педвузов не очень-то стремятся в школу. Молодому специалисту в обычной провинциальной школе невозможно заработать себе на жизнь. | | 2014-10-25 08:46:36 - Вадим Иванович Мелешко Деньги, конечно, значат очень много, не не всё. Что толку, если в школу люди будут рваться только потому, что там много платят? | | 2014-10-25 10:08:37 - Татьяна Викторовна Носова в обычной провинциальной школе и опытному-то заработать на жизнь невозможно... городские хоть репетиторством подрабатывают..
Вадим Иванович, а что, кто-то уже отменил еду, одежду и коммунальные услуги?))) | | 2014-10-25 10:16:30 - Вадим Иванович Мелешко Я не об этом, и вы прекрасно понимаете. Вот говорят, что в школу мужчины не идут, потому что в школе мало платят. Правильно. И поэтому тоже. Но, скажите, понравится ли вам, если в школу хлынут мужики, для которых главное - это заработать? Люди, которые как не умели, так и не умеют работать с детьми, но зато очень хотят денег. | | 2014-10-25 10:56:51 - Инна Викторовна Полякова `Что толку, если в школу люди будут рваться только потому, что там много платят?`
Ну посмотрите на финское образование. Есть там толк от высокой оплаты или нет?
Рваться-то будут и рвачи, а оставлять система будет лучших. А лозунги `Что толку...` на руку только тем, кто хотел бы поменьше дать, но побольше взять. `Чтобы эффект от коровы был выше, её нужно больше доить и меньше кормить`. Корова - учительство? | | 2014-10-25 11:24:34 - Вадим Иванович Мелешко Вы меня удивляете.
Вы в самом деле уверены, что все проблемы нашей школы только в том, что учителю платят мало, а систему педобразования менять вовсе не требуется, поскольку там учат, как надо? | | 2014-10-25 12:29:54 - Татьяна Викторовна Носова да и я ведь не об этом... речь даже не о том, чтобы много зарабатывать, речь о том, чтобы получать достойную оплату за свой труд. Моих около 20 тысяч хватает только на самое необходимое +2 детей учатся - в техникуме, в институте, сами понимаете...
а требуют за эту зарплату СТОЛЬКО, что часов в сутках не хватает
а систему менять, конечно, надо; впрочем, нынешняя оплата труда педагога - это ведь тоже часть системы(( | | 2014-10-25 12:57:28 - Вадим Иванович Мелешко Зарплату повышать надо, это факт. Но, в самом деле, менять надо саму систему подготовки педагогов, используя то лучшее, что есть, и отказываясь от того плохого, что мешает.
Например, когда нас готовили по химии или биологии, практически, никто из преподавателей и понятия не имел, что же именно из материала, который они нам дают, есть в школьной программе, а чего нет. Но ведь это очень важно, согласитесь! | | 2014-10-25 14:37:28 - Инна Викторовна Полякова Да и хоть того система лучше. Кто будет заниматься её реализацией лет через 5, когда пенсионеры окажутся на заслуженном отдыхе? | | 2014-10-25 15:33:13 - Елена Викторовна Григорьева Вот именно, КТО? | | 2014-10-25 15:40:23 - Ольга Сергеевна Теплоухова Владимир Николаевич, в точку! | | 2014-10-25 15:55:24 - Вадим Иванович Мелешко То есть вы считаете, что система подготовки учителей в пердвузах достаточно хороша, в ней ничего не нужно менять, а все усилия стоит сосредоточить на дальнейшем повышени зарплат педагогам?
Странное дело, уж кто только не критиковал педвуз за то, что они крайне неповоротливы и консервативны, что в них продолжают преподавать по-старинке, упорно не желая ничего менять, хотя даже в школе люди поняли: по-старому работать уже нельзя. | | 2014-10-25 17:34:49 - Инна Викторовна Полякова Я считаю, что и одно нужно делать, и другое, ещё более важное (оплата труда, которая привлечёт в педвузы достойных студентов), не забывать. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Файл не скачивается ▫ Файл не скачивается
Файл не скачивается ▫ Файл не скачивается
Файл не скачивается ▫ Файл не скачивается
Файл не скачивается ▫ То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет.
У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только. ▫ У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.
|
|
|
|
|