|
Вадим Иванович Мелешко
Эксперты обсудили вопросы подготовки российских школьников к международным олимпиадам
Вадим Мелешко
|
По словам специалистов, успех российских школьников сегодня во многом обусловлен советским наследием
Сегодня прошла пресс-конференция на тему “Что
российские школьники привезли с международных олимпиад?”. Как
выяснилось, привезли они немало. В этом году нашу страну представляли 39
учеников, которые приняли участие в 7 олимпиадах международного уровня и
заработали 27 медалей различного достоинства. Благодаря их усилиям,
Россия вошла в пятёрку сильнейших стран мира.
|
Лидером, теперь уже традиционно, является Китай, у которого
больше всех побед. Однако, как заявил на пресс-конференции в редакции
“Комсомольской правды” доцент кафедры высшей математики МФТИ,
руководитель национальной сборной по математике Назар Агаханов, в этом
году нам удалось сократить отставание от китайцев до минимума – с 40 до
10 очков, а российские дети до сих пор поражают всех умением решать
самые сложные задачи.
Но чрезмерный оптимизм здесь неуместен и
даже вреден, поскольку, по словам Агаханова, мы до сих пор держимся
только благодаря наследию советского образования.
- Даже в 90-е
годы в этом смысле нам было заметно легче, поскольку тогда в школе
работало очень много энтузиастов, которые хотели и умели зажигать в
детях интерес к своему предмету, искать и находить юные таланты и
дарования, - говорит Назар Хангельдыевич. – Однако со временем их
количество неуклонно уменьшалось, да и вообще, из школы и вузов ушло
очень много грамотных педагогов, не оставив достойной замены. И сегодня
мы довольно испытываем острую нехватку специалистов, способных
воспитывать олимпиадников высокого уровня.
Этот важный момент
подтвердил и старший преподаватель химического факультета МГУ,
руководитель национальной сборной по химии Илья Глебов. Ведь если на
уровне города или района школьник может победить только за счёт
собственной эрудиции, багажа знаний, накопленного самостоятельно, то на
всероссийский уровень можно выйти только имея опытного “тренера”,
который бы целенаправленно готовил ребёнка, вместе с ним изучая
материалы прошлых лет. Что уж говорить про международный уровень! Тут
требуется кропотливая работа целого “тренерского коллектива”.
-
Если проанализировать результаты олимпиад и сравнить между собой ресурсы
стран-победителей, то стоит отметить, что население Китая составляет
более 1,5 миллиардов человек, а нас, как известно, почти в 10 раз
меньше, тем не менее, мы составляем им реальную конкуренцию, - напомнил
Илья Глебов. – Но не всё можно объяснить одной лишь демографией.
Например, в Индии жителей едва ли не столько же, сколько и в
Поднебесной, однако их успехи в олимпиадном движении весьма скромные.
Почему? Потому что у них отсутствует та система подготовки, которая есть
у нас и которую сумели создать китайцы (во многом ориентируясь, кстати,
на нашу модель). Следовательно, нам очень важно не утратить то, что
наработано десятилетиями, сохранить преемственность поколений и
преумножить уникальный опыт поколений советских и российских педагогов.
Глебов
и Агаханов сошлись во мнении, что также следует сохранить и главный
оплот олимпиадного движения – профильные школы. И дело даже не в том,
что в них те или иные предметы изучают гораздо больше времени. Главное –
это, в первую очередь, высокопрофессиональные преподаватели, готовые
работать с заинтересованными детьми и после уроков, и по выходным, и в
каникулы, а также, безусловно, мотивированные школьники, которые
приходят именно в это учебное заведение и в дальнейшем находятся в
коллективе единомышленников.
- Тезис, что “все дети одинаково
талантливы во всём”, глубоко ошибочен, - считает Агаханов. - Они,
скорее, талантливы каждый в чём-то своём. Но выявить, например,
математические способности можно уже в начальной школе. А значит, имеет
смысл с этим ребёнком работать индивидуально, развивая его в этом
направлении.
Впрочем, участник Международной математической
олимпиады Никита Чернега, который в этом году привёз из ЮАР золотую
медаль, уверен, что профиль учебного заведения не сильно влияет на
результат. Например, сам он учился в казанской гимназии №122 имени
Ж.А.Зайцевой, которая “углублена” отнюдь не в математику, а в
иностранные языки. Интерес же к предмету у него возник после того, как
Никита ещё в 5-м классе год посещал математический кружок, а потом
съездил на летние сборы, в профильный лагерь под Казанью. Именно это и
послужило главным стимулом к развитию, в результате чего школьнику стали
интересны не только математика, но также близкие к ней физика,
информатика, экономика.
Есть ещё один фактор, влияющий на успешность наших школьников в Международных олимпиадах. И фактор довольно неожиданный.
-
По статистике, за все предыдущие годы самые скромные успехи (то есть
меньше всего побед) у нас было по географии, - рассказывает руководитель
национальной сборной по этому предмету, проректор АПКиППРО Валентина
Абатурова. – Мы объясняли это тем, что в школе этой дисциплине отведено
очень мало уроков, зачастую преподают её специалисты в других областях –
биологии, химии и пр., кроме того, у нас в стране есть
физико-математические лицеи и гуманитарные гимназии, но нет ни одной
профильной географической школы. На самом же деле, причина была не
только и не столько в этом. Дело в том, что только по нашему предмету на
международной олимпиаде задания даются на английском языке. Причём язык
этот изобилует большим количеством специфических терминов. А у нас не
только дети, но даже преподаватели вузов нередко владеют английским
весьма посредственно. Мы учли этот момент, изменили систему подготовки и
в этом году все члены команды по географии вернулись с серебряными и
бронзовыми медалями! Такого ещё не было ни разу.
Кстати, как
заявила заместитель директора Департамента государственной политики в
сфере общего образования Минобрнауки РФ Ирина Тараданова, в следующем
году международная олимпиада по географии пройдёт в нашей стране – в
Тверской области. А в 2016 году Татарстан примет участников
международной олимпиады по химии.
- Интерес к олимпиадному
движению растёт как на региональном и федеральном, так и международном
уровнях, - отметила Ирина Тараданова. – Ведь, с одной стороны, это
государственный престиж и национальная гордость, с другой – вполне
конкретные льготы и награды для участников и победителей, которых
принимают в вузы без экзаменов. А самое главное – на уровне
правительства у наших руководителей пришло, наконец, осознание того, что
выявление и подготовка олимпиадников – это очень тяжёлый и кропотливый
труд, который необходимо по достоинству оценить. И если мы хотим дальше
оставаться в лидерах, вряд ли стоит делать ставку только на энтузиазм,
государство должно существенно вложиться в процесс. Причём это касается
не только финансов. Посмотрите, как СМИ освещают соревнования наших
спортсменов, как встречают победителей летних и зимних олимпиад. Но
почему почти никто не говорит о ребятах, которые в не менее упорной
борьбе добывают для страны победы в международных физических,
химических, математических и прочих олимпиадах? Страна должна знать
своих героев!
http://ug.ru/news/13243
|
| 2014-10-23 16:41:17 - Ирина Геннадьевна Мамыкина Мне особенно понравились преподаватели, готовые работать с `профильными детьми`, т.е. с мотивированными - после уроков, в выходные...Жить когда этим преподавателям? | | 2014-10-23 18:20:16 - Ирина Владимировна Нечитайло А еще летом, в свой отпуск... | | 2014-10-23 18:22:15 - Елена Михайловна Топчиева А когда я живу. Ночью. Прихожу после семи вечера домой и живу. С тетрадками и Горьким в обнимку. | | 2014-10-23 18:22:21 - Галина Васильевна Сидорченко Ирина Геннадьевна, а то и есть жизнь. Когда интересно, то ни времени, ни денег не жаль
http://www.proshkolu.ru/zoomed/5116547/800850137adda204/ | | 2014-10-23 19:09:05 - Сергей Егорович Епишин Хорошие слова: `...в школе работало очень много энтузиастов, которые хотели и умели зажигать в детях интерес к своему предмету` | | 2014-10-24 04:56:44 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2014-10-24 06:51:28 - Любовь Николаевна Савельева Я 44 года отдала школе. И все 44 года думала, что работа - это жизнь, а жизнь - работа.
Коллеги! Больше времени уделяйте себе! Жизнь прекрасна не только трудом! | | 2014-10-24 07:14:33 - Зинаида Григорьевна Плотнова Согласна с Любовью Николаевной! Я проработала 40 лет в школе, думала, не смогу без нее, без детей. Но вот уже 3 года, как на пенсии. И что вы думаете? Счастлива!!! Жизнь только началась. | | 2014-10-24 07:37:16 - Ольга Ивановна Оленюк ВЫпустила 10 наборов учеников начальной школы. Стаж в школе-40 лет. Хотела уйти красиво, поставив красивую точку. Сыновьям дала слово, что останусь с ними в Питере. Но....отсутствие жилья и цены за квартиру развернули меня на 90 градусов, я вернулась и взяла 1 класс. И теперь жалею об этом шаге- ну если не каждый день, то каждую неделю-это точно! Родители- молодые, нахальные, требуют, не выполняя своих обязанностей, грубят, накидываются на детей, могут выяснять отношения...постоянно воюю с такими-УСТАЛА!!! Хочу к сыновьям! Учеников жалко...По нескольку раз в неделю пью в школе сердечные капли. Работа не стала в радость, всё время жду подвоха... |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|