Вокальный коллектив как
средство воспитания толерантности
и нравственности у
школьников
России необходимо возрождение как самобытного государства, уважаемого мировым
сообществом, в котором в принципы толерантности должны быть в приоритетах системы
воспитания, для этого нужно, чтобы подрастающее поколение развивалось и определяло
смысл своей жизни как саморазвитие и самосовершенствование во имя процветания
своей Родины. События в мире, происходящие в последние десятилетия, утрата нравственных
и культурных устоев, нетерпимость друг к другу привели к разрыву межэтнических
связей и отношений, что, в свою очередь, привело к возникновению в обществе агрессии,
особенно, к представителям другой
национальности.Такая тенденция усиливается в
разных странах и приводит к возникновению межнациональных и расовых беспорядков.
СМИ, интернет, в основном, направлены на развлекательность, перенасыщены
рекламой, как правило, нездорового образа жизни, насилия, жестокости, ежедневно
появляющиеся, так называемые, «звезды» эстрады, несущие примитивные и
низкопробные «ценности», создают обстановку духовной бедности и художественной
серости, пагубно влияют на духовность и нравственные взгляды молодежи, не
способствуют гармоничному развитию подрастающего поколения. Сегодня все большее
распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность, в частности, к людям другой национальности, вероисповедания.
Взаимная нетерпимость и «культурный эгоизм» через средства массовой информации,
социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому поиск
новых эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности очень
актуален.
В школе, да и в обществе в целом, остро встает проблема культуры общения.Возникают
те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной
школе–
«педагогика сотрудничества» и
«толерантность». В многонациональных классах дети не всегда ведут себя
корректно и адекватно по отношению к одноклассникам, принадлежащим к другой
национальности и вероисповеданию.
Для того чтобы найти пути решения проблемы культуры общения необходимо понять
сущность термина «толерантность». Во многих культурах понятие «толерантность»
является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское –tolerantia; английское
–tolerance; немецкое –Toleranz; французское –tolerance. Кроме того, все словари
XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Для школы проблема воспитания толерантности в условиях современных многонациональных
школ актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться
взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным
жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И важно
научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного,
пусть и «другого», а с другой стороны – критически относиться к своим
собственным взглядам. Для решения вопросов толерантного отношения в детской
среде необходимо свести эти противоречия к некой общей основе – ненасильственному,
уважительному отношению к товарищам, гармонизациимежличностных отношений в
целом, воспитаниюобщей культуры.
Вопросами нравственного воспитания должны заниматься не только
образовательные учреждения, но, в первую очередь, семья. Воспитание
толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель, где
семья в процессе воспитания толерантности у учащихся играеточень большую роль. А
эффективность процесса воспитания
ребенка будет зависеть от того, насколько
тесно взаимодействуют школа и семья. К сожалению, вследствие сложных
экономических, социально-культурных условий, складывающихся в последние
десятилетия в России, далеко не в каждой современной семье уделяется
достаточное внимание вопросам нравственного воспитания детей, что в результате
формирует в нихискаженныепредставления об окружающем мире, людях, культуре и
искусстве, нравственных общечеловеческих ценностях.
Очевидно, что проблему толерантности не решить разовыми акциями и мероприятиям.
На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение
взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в
который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа
педагогов школы. Школа как социальный институт имеет большие возможности для
воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в
процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у
ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность
к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности – процесс сложный,
осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: под
влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми, под влиянием взаимоотношений
в семье, сложившихся взглядов на общечеловеческие ценности, к которым относится
и толерантность. В свете вышесказанного, актуализируется значимость воспитания
и образования, которые направлены на выявление и развитие мировоззренческого
потенциала подрастающего поколения. В русле государственной молодежной
политики, для обеспечения духовного становления личности весьма актуальным
представляется использование различных исполнительских жанров и форм,
основанных на этнокультурном материале, которые могут реализовываться на базе
общеобразовательных школ в деятельности дополнительного образования. Одной из
таких форм может стать детский вокальный коллектив, в котором используются
различные виды искусств – пение, художественное слово,
элементыхореографии,разнообразные жанры музыкального и устного фольклора.
Для того чтобы осуществить процесс формирования толерантной личности
целенаправленно, необходима организованная педагогическая деятельность в школе,
использование технологий, форм и методов (например,
театр песни), который позволит каждому ребенку,
соответственно его возрастным особенностям и психологическим особенностям, не
только узнать, понять и оценить что-то новое, но и почувствовать через
собственное проживание чужую- национальную судьбу.Кроме того одной из задач
приобщения к народным традициям через вокальный коллектив является раскрытие
значения фольклора как средства активизации творческого мышления, на основе
которого у детей развивается понимание истинно прекрасного, появляется
потребность приобщения к истории родного края, ценностям народной творчества, к
национальным традициям и обычаям, к песенному наследию предков. Но одной из проблем
приобщения к фольклору в школе является то, что сегодня, вследствие миграции
населения в постсоветский период, национальный состав учащихся в школах стал
весьма разнообразным. Это и представители народов Средней Азии, Северного
Кавказа, Украины,цыгане и многие другие. В таких условиях педагогу в школе
весьма сложно подобрать вокальный репертуар, который бы удовлетворял всех участников
многонационального музыкального коллектива.
Современные педагоги осознают, что без знаний
основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно
воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия –
многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной
культуры, ему чужда и культура другого народа. Знакомство с национальным
фольклором происходит, как правило, на уроках музыки в школе, эпизодически и
осуществляется, главным образом, в форме разучивания народных песен или
организации время от времени календарных праздников. Такое отсутствие систематического
изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не
испытывают к ним достаточного интереса, хотя в современной школьной практике
уже наметилась тенденция «
перестройки» учебного
процесса, основанного на формах ознакомления учащихся с русскими
семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами,
ремёслами, праздниками и обрядами. Но такое эпизодическое включение фольклора
(преимущественно русского) не может, на наш взгляд, играть роль воспитательного
фактора в процессе формирования толерантной личности.
Различные исполнительские формы художественно-эстетического цикла, в
частности, фольклорные (национальные) мероприятия, обладают большими
воспитательными возможностями для становления нравственных устоев формирующейся
личности, в частности, воспитания у нее терпимости к культуре и традициям
другого народа, толерантности, в
связи с чем можно
говорить о важности организации фольклорных (национальных) проектов на базе
общеобразовательных школ и в системе дополнительного образования.
Фольклор в силу своего синкретизма – соединения
пения и танца, музыкального и устного жанров народного искусства,
исполнительства на народных инструментах и прикладного народного творчества,
обрядовости – создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную
творческую деятельность, одной из конечных целей которой и
будет формирование в детях толерантных
качеств. И здесь важную роль будет играть репертуар, основанный на
произведениях народного творчества различных народов. Педагог-руководитель
коллектива должен обладать большим спектром профессиональных знаний, так как
различные национальные культуры требуют глубокого погружения в традицию, с
учетом ментальности конкретного народа, специфики вокального,
хореографического, текстового исполнительства и многих других нюансов,
касающихся национальной культуры. Но в любом фольклорном проекте обучение ведется
по нескольким разделам:
– вокальная работа;
– народная хореография;
– актерское мастерство;
–декоративно-прикладное искусство;
– художественное слово;
– сценическая речь.
Воспитание осуществляется в процессе формирования
у участников вокального коллектива профессиональных навыков и усвоения ими
специальных знаний, необходимых в их артистической деятельности. Это требует
большого профессионализма и подготовки руководителя,владения им методами
пропагандистской и культурно-просветительской, психологической работы, а так же
специальными музыкальными, режиссерскими, актерскими навыками.
Состав вокального ансамбля не должен ограничиваться
какими-либо возрастными или национальными рамками и требованиями к участникам.
В него могут входить все желающие, независимо от пола, возраста,
вероисповедания, национальности. Мотивы участия могут носить различный
характер: многие приходят из любопытства, некоторые, чтобы интересно провести
время, либо «за компанию» иперед руководителем стоит сложная задача –
заинтересовать всех детей, которые изъявили желание участвовать в творческом
коллективе.
Ниже указываю функции, которые выполняет
музыкальный ансамбль:
воспитательная;
организационно-деятельную;
развивающая;
информационно-просветительная;
культурно-творческая;
импровизационно-творческую;
рекреативно-оздоровительная.
Воспитательная функция прививает чувство
толерантности, которого не хватает современному обществу. Детиучатся правилам
поведения на сцене, в общении с коллективом.
Организационно-деятельная
функция помогает детям дисциплинироваться,
научиться организовывать свой рабочий процесс.
За процесс интеллектуального, творческого
развития отвечает развивающая функция.
Информационно-просветительская функция дает
детям определенные знания, необходимые для появления у них заинтересованности в
создании постановок.
Культурно - творческая функция помогает открыть
в детях имеющиеся у них таланты певцов, солистов, актеров, режиссеров,
декораторов и т.д.
Одновременно с выше указанным, дети учатся
создавать что-то новое на основе сценария, проявлять креативность, что говорит
о наличии импровизационно-творческой деятельности.
На вокальных занятиях дети получают
эмоциональную разгрузку, а наличие хореографических занятий благотворно
сказывается на физическом здоровье детей.
В заключении можно сказать, что наши вокальный
коллектив «Вдохновение» имеет огромное значение в сфере гармоничного воспитания
толерантной личности, а так же носит цель эстетического, интеллектуального и
физического развития школьников.
Изучение и освоение этнокультурного наследия
дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи
трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний,
умений и навыков. Таким образом образовательная система действительно
выполняет свои прямые функции- передает
культурное наследие от поколения к поколению. Дает осознание того, что культура
является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая
ответственна за передачу культуры от поколения к поколению. Вокальная
деятельность в школе может стать существенным фактором
историко-культурного и нравственно-эстетического воспитания подрастающего
поколения благодаря синергетическому эффекту органического соединения фольклора
как содержательной основы вокальной самодеятельности и педагогики как методики
использования музыки в воспитании детей, подростков и молодежи на
национально-культурных традициях народов России.