ГРАФИЧЕСКИЕ
ДИКТАНТЫ
Графический диктант можно выполнять в двух
вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического
рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий
с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз),
ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое
изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты дополнены загадками,
скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия
ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую
моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет
свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от простого к
сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим
диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых
простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой
карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для
детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы
не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны
на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).
В заданиях используются следующие обозначения:
количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается
стрелкой. Например, запись:
Пример диктовки графического диктанта
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх,
2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и
доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не
экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался.
Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь
хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме
овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте
его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать
правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими
диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут
для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если
ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время
выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо
удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев.
Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с
ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право,
где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека
есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и
пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам
надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а
есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить
ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый
край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были
наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний
нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести
карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом
«туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для
того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и
чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые
читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете
стереть.
Каждое занятие включает в себя графический
диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и
пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с
ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать
пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать
графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о
потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце
занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о
том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные:
фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это
схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет свои
отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные
особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у
ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал.
Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у
страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.
Поработайте со скороговорками и чистоговорками
разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично
подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку.
Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку
(чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая
ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза
подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы
ребёнок видел и повторял движения за вами.