Плюсы и минусы школьной формы
Дебаты о положительных и отрицательные
сторонах единообразия в одежде школьников в нашей стране только начинаются,
тогда как в Европе и Америке они идут уже десятки лет. На эту тему написаны
тысячи статей и проведены сотни научных исследований. «Газета.Ru» суммировала
главные их них, чтобы вы могли составить собственное мнение.
Улучшение
успеваемости
За
В 1998 году было проведено
научное
исследование, которое показало, что ученики школ, в которых
ввели форму, учатся чуть лучше тех, в чьих школах разрешено ходить в чем
угодно.
Эксперты уверены: дело в том, что дети не
отвлекаются на обсуждение одежды, форма настраивает их на более серьезное
поведение в стенах учебного заведения и сокращает время, которое ребенок тратит
на то, чтобы решить, в чем сегодня пойти на занятия. И конечно же, думают эксперты,
тратит это сэкономленное время на то, чтобы поделать уроки.
Против
Другие
эксперты
смеются
над этими
доводами и уверены, что данные про так называемое улучшение успеваемости
настолько незначительны, что сопоставимы со статистической погрешностью. К тому
же невозможно сравнивать успеваемость в двух государственных школах только на
том основании, что в одной введена форма, а в другой — нет. На успеваемость
влияют сотни факторов (и в первую очередь квалификация учителей), так что
понять, насколько именно ученикам помогает форма, невозможно. А время,
сэкономленное на том, что не нужно выбирать, что надеть, ребенок скорее
потратит на компьютерные игры, а не на уроки, не говоря уже о том, что на выбор
туалета уходит не больше 10–15 минут в день.
Улучшение
дисциплины
За
Американское министерство образования, которое озабочено проблемой введения
школьной формы уже несколько десятилетий, с настойчивой регулярностью
заказывает научные исследования по этой теме, и вот
одно из них утверждает,
что благодаря школьной форме дети начинают лучше себя вести, меньше дерутся и
меньше дразнят друг друга (как раньше делали бы это с детьми из бедных семей,
которые не могут позволить себе купить ребенку модную одежду). К тому же дети
чувствуют общность с теми, кто ходит в ту же школу.
Против
Противники в первую очередь отмечают тот факт, что даже авторы того же
исследования признают: в среднем по стране (США) улучшение поведения среди
переодетых в одинаковое школьников довольно незначительно, а обеспеченные
родители заказывают для своих отпрысков пошив формы из более дорогих тканей. Да
и сами дети находят другие способы показать свою исключительность (дорогие
рюкзаки, дорогие канцтовары и т.п.), что совершенно обесценивает довод о том,
что школьная форма уравнивает.
К
тому же форма ограничивает так необходимую детям подросткового возраста возможность
выделиться из толпы.
Но главное, учителя в
школах с обязательной формой тратят огромное количество времени на то, чтобы
контролировать ношение этой самой формы. Все это выливается в минуты и часы
постоянных замечаний, придирок и дискуссий о длине носков, правильных ботинках
и степени проглаженности рубашки, которые можно было бы потратить на то, чтобы
выучить что-нибудь полезное из алгебры.
Так что получается,
что с увеличением времени на поддержание дисциплины сокращается время
непосредственной учебы. Не говоря уже о том, что бесконечные споры с учителями
про форму (если ребенок носить ее не любит) становятся еще один полем, на
котором он пытается сопротивляться системе, борется с ней, что в итоге ухудшает
общую дисциплину, а не улучшает ее.
А что касается
чувства общности с другими учениками, то оно из положительного фактора
превращается в отрицательный, как только ребенок выходит из школы: на улице
дети из других школ по форме могут определить, в какую школу он ходит, и начать
задираться.
Стоимость
За
Главный аргумент, который приводят защитники школьной формы, заключается в том,
что купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый
гардероб на весь школьный год. Заплатил один раз — и можно больше не думать о
том, в чем отправить ребенка в школу. Для бедных родителей это большое
подспорье.
Против
С этим не согласны
многие
эксперты, которые тоже приводят резонные аргументы. Во-первых,
комплект школьной формы не покрывает все потребности вашего ребенка. Вы все
равно будете покупать ему и обычную одежду, а значит, школьная форма
превращается в источник дополнительных расходов, то есть не сокращает проблемы
бедных семей, а, наоборот, увеличивает их.
Во-вторых,
рьяные государственники, ратующие за школьную форму, забывают один небольшой
факт: дети вообще-то растут.
Если форма в сентябре
ребенку по размеру, а не висит на нем мешком, то уже к середине года он из нее
вырастет и ему нужно будет покупать новый комплект. Не говоря уже о том, что
даже дети в школьной форме, бывает, бегают, рвут штаны и ставят кляксы на
рубашки, и все это все равно нужно менять, и не на что угодно, а только на ту
же самую форму установленного образца и стоимости.
И последнее: если
школа не элитная, установленная в ней форма, как правило, очень некачественная
и изнашивается намного быстрее, чем обычная одежда, а значит, ее опять нужно
менять и тратить на это дополнительные деньги.
Внешний вид
За
Еще один любимый
аргумент защитников школьной формы: дети выглядят в ней опрятно, учатся опрятно
одеваться, форма прививает им деловой этикет. Особенно бывают довольны формой
родители мальчиков, потому что ребенок учится носить пиджак (навык, которым
большинство мужчин в России так и не овладело).
Против
А вот родители
девочек, как, впрочем, и сами школьницы, намного чаще протестуют против этого
довода. Во-первых, мы живем в XXI веке, и современной активной и не желающей ни
в чем отставать от мальчиков девочке просто-напросто очень неудобно каждый день
носить юбку (большинство школ не разрешает девочкам носить брюки).
Во-вторых,
климат в России большую часть года не позволит ни одному родителю, который в
своем уме, отправить девочку в школу в юбке, когда на градуснике минус. И с
чего это она должна каждый день переодеваться в школе?
Третий, и самый
сильный, довод, который приводят родители девочек, — школьная форма стала
частью эротической культуры. Девочки в форме становятся объектами сексуального
желания. Ходить по улицам в таком виде порой небезопасно. И последнее, форма,
как бы хорошо она ни была скроена (а скроена она чаще всего бывает очень
нехорошо, будем реалистами), прекрасно сидит на детях с одним типом фигуры и
ужасно — на детях с другим.
Получается, что
девочки, которым не повезло «подойти» под выбранный школой тип юбки, выглядят
уродинами и должны из-за этого страдать. И в конце концов, школьная форма,
скроенная из не самых лучших материалов, чаще всего просто неудобна. Почему ваш
любимый ребенок должен 11 лет ходить в неудобной одежде?
Елена Осипова
http://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/08/a_6193141.shtml