Исаак Фрумин выражает опасения, что сегодня условия для развития инноваций ухудшаются. В частности, он говорит о сужении границ свободы, снижении поддержки экспериментальных школ и переходе к "единым учебникам", что "прямо противоречит инновационным поискам".
Безусловно, для подобных опасений есть почва. Однако сложно с уверенностью сказать, какие очертания примут существующие тенденции и проблемы через два-три года. Возможно, чтобы избежать регресса, стоит с вниманием относиться к исследованиям, подобным исследованию OECD, и использовать данные, отражённые в них, для совершенствования стратегии в области образования.
OECD – это организация, которая занимается изучением самых различных явлений, влияющих на мир: измеряет производительность и глобальные потоки торговли и инвестиций, анализирует и сравнивает данные из разных областей для прогнозирования будущих тенденций, разрабатывает международные стандарты в различных сферах.
Изучение школьных инноваций – ещё одна инициатива организации. Насколько современной является школа сегодня? Глобальной целью исследования стала оценка уровня инновационности различных педагогических практик и сравнительный анализ динамики внедрения инноваций в разных странах, штатах и крупных городах. При исследовании вопроса авторы уделяли большое внимание изучению взаимосвязи между образовательными инновациям и изменениями результатов образования. В книге проанализирован опыт школ по всему миру с 2000 по 2011 год и представлена подробная статистика.
Судя по данным, приведённым в книге, в то время как многие западные страны в 2008-2009 гг. не слишком много внимания уделяли сфере образования, так как пытались сохранить финансирование в условиях экономического кризиса, критикуемые большинством российские реформы способствовали внедрению инноваций.
Возникает закономерный вопрос – в чём заключаются наши достижения? Авторы доклада выделяют развитие девяти основных инноваций, появившихся в российской системе школьного образования за последние годы:
1. Рост использования стимулов для привлечения и сохранения учителей в школе, который связан в первую очередь с повышением зарплаты педагогов. По мнению авторов доклада, стимулирование и мотивирование учителей влияет на увеличение количества учеников в школах.
2. Более широкое использование данных оценки для мониторинга учебного прогресса с течением времени. Ещё одно достижение России, связанное с появлением ЕГЭ и ГИА, которые способствуют объективной оценке качества образования. С 2000-го года по 2009-й широта использования подобных тестов в российской школе выросла с 14-ти до 98 процентов.
3. Увеличение специальных занятий для отстающих по математике и естественным наукам в начальной школе, количество которых согласно данным доклада с 2003-го года по 2007-й возросло на 26% по математике и на 13% по предметам естественнонаучного цикла. По словам авторов доклада, успехи России по этому параметру были самыми впечатляющими среди других стран.
4. Больше факультативов в начальной школе, что во многом связано с работой правительства в направлении развития вариативности образования.
5. Рост участия родителей в работе родительских комитетов, который является ярким показателем того, что российские школы постепенно превращаются в государственно-общественный институт (в отличие от времён СССР, когда школа была исключительно государственным институтом). По данным OECD, вовлечённость родителей учеников начальной школы увеличилась на 9% в период между 2003-м и 2007-м гг.
6. Использование широкого спектра литературы в преподавании естественных наук.
7. Более широкое использование различных критериев для разделения учеников на группы в средних и старших классах. По данным OECD, процент учеников, сгруппированных по способностям в классах, за период между 2006-м и 2009-м возрос на 7%.
8. Увеличение количества случаев использования компьютеров в школе для поиска информации. Так, например, распространённость использования компьютеров учениками четвёртых естественнонаучных классов увеличилась на 26%, а учениками восьмых математических – на 37%. По этим показателям Россия также находится в тройке лидеров.
9. Распространённость доступа к Интернету в классах начальной и средней школы. В восьмых математических классах за период между 2003-м и 2001-м гг. этот показатель вырос на 33%, а в естественнонаучных – на 36%. В четвёртых классах – на 23% и 24% соответственно.
Как видно из обзора, России удалось добиться особенных успехов в использовании современных технологий, вовлечении в решение организационных вопросов родителей и создании качественной естественнонаучной программы в начальных классах.
http://ug.ru/news/12607