Картотека наблюдений осенью в детском саду - Галина Петровна Ермакова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Галина Петровна Ермакова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Петровна Ермакова / Блог / Картотека наблюдений осенью в детском саду


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 мая 2012, 16:16, автор - хозяйка блога
Галина Петровна Ермакова

Картотека наблюдений осенью в детском саду

Карточка №1

Наблюдение за деревьями.

 

Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление

Словарная работа : активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.

 

Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.

Красную ягодку мне дала рябина

Думал я, что сладкая, а она как хина.

Толи эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая пошутить хотела?

 

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

 

 

 

Карточка №2

Наблюдение за дождем

Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.

Словарная работа : активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

 

Художественное слово :                   «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,  

И устал, и перестал. И. Токмакова.

 

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

 

 

Карточка №3

Наблюдение за птицами

Цель : Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

Словарная работа : активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.

 

Художественное слово : Птицы на юг улетают

                                          Гуси, грачи, журавли,

                                          Вот уж последняя стая,

                                          Крыльями машет в дали.

 

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : «солнце высушивает предметы и песок»

 

 

 

Карточка №4

Наблюдение за листопадом .

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа : активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат

 

Художественное слово: «Парк».

                              Разноцветный парк,

                              Разноцветный сад

                              Листопад начался,

                              Начался листопад

                              Под ногами у ребят

                              Листья весело шуршат М.Авдеева

 

Беседа по содержанию стихотворения

 

Исследовательская деятельность : Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?  

 

 

 

Карточка №5

Наблюдение за транспортом

   Цель: Закреплять название улиц села, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.

Словарная работа : активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Набережная, Кандалакша, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.

 

Художественное слово :               Шуршат по дорогам веселые шины-

                                                      Спешат по дорогам машины, машины…

                                                      А в кузове важные, срочные грузы:

                                                     Кирпич и железо, дрова и арбузы.

                                                     Работа шофера трудна и важна

                                                    А как она людям повсюду нужна.

 

Беседа по содержанию прогулки.

 

Исследовательская деятельность : рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.

 

Карточка №6

Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

  Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.

Методический прием : Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.

Художественное слово : «Одинокий пастух»– релаксация

                                      Ярко светит солнце,

                                      Дует легкий ветерок.

                                      Мы вдыхаем его чистый и

                                      Свежий воздух.

                                      Нам хорошо и приятно.

                                      Мы хотим жить в мире с природой,

                                      Будем ее друзьями,

                                      Будем ее любить и защищать. Д Лолей

Исследовательская деятельность : при помощи султанчиков, лент, шарика   определить направление и силу ветра.

Карточка №7

Наблюдение за инеем.

 

Цель : Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.

  Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.

Художественное слово :     В сентябре, в сентябре

                                          Утром травы в серебре.

                                          Как серебряные блюдца

                                          Блещут лужи на заре.

 

Беседа по содержанию стихотворения.

 

  Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.

 

 

Карточка №8

Наблюдение за гроздями рябины

 

Цель : Развивать наблюдательность, закреплять знания о   лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.

Словарная работа : активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.

 

Методические приемы : загадка, беседа внешнем виде и   пользе дерева  

                                   Стройная и прекрасная,

                                   На ней ягодка красная.

 

Исследовательская деятельность : выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

 

 

 

 

 

 

Карточка №9

Наблюдение за насекомыми

 

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Напомнить, что паук не является насекомым.

Словарная работа : активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.

 

Художественное слово : загадки о насекомых.

 

Исследовательская деятельность : обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

 

 

Карточка №10

Прогулка по экологической тропе.

 

Цель : Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

Словарная работа : активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багряная

 

Художественное слово:      Как хорошо в гостях у осени

                                           Среди березок золотых…

                                           Подольше б золото не сбросили

                                           Стоял бы лес багрян и тих.

 

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

 

 

 

 

 

Карточка №11

Наблюдение за туманом

Цель : Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Словарная работа : активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.

Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются,   и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово :      Кто - то ночью утащил лес.

                                           Был он вечером, а утром   - исчез!

                                           Не осталось не пенька, ни куста,

                                               Только белая кругом пустота. И. Такмакова.

Беседа по содержанию стихотворения .

В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».

Исследовательская деятельность : «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

 

Карточка №27

Наблюдение за листопадом.

 

Цель : закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Словарная работа : активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава,

осинник.

Художественное слово:

           Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

           Листья пожелтевшие по ветру летят.

           Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

           Кисти ярко- красные вянущих рябин.

 

  Беседа по содержанию стихотворения.

 

Исследовательская деятельность : опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.

Карточка №12

Наблюдения за изменениями в лужах.

Цель : напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.

    Словарная работа : активизация: серая лужа, расхлюпалась,

    моросило; обогащение: хрустит, дрожит.

Художественное слово :

                         Мне серая лужа простудой грозила

                               Расхлюпалась грязь

  И весь день моросило.

  И не было в мире скучнее двора

  Чем тот, где пытались гулять мы вчера.

  Сегодня на ветках не капли, а льдинки,

  По грязи идем, не испачкав ботинки,

  А бывшая лужа с водой ледяной

  Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.

 

Карточка№13

Наблюдение за небом

Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.

Словарная работа : активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.

Художественное слово : (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения

Исследовательская деятельность : « Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Карточка №14

Наблюдение за дождем

 

Цель : закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.

Словарная работа : активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.

 

Художественное слово : загадка Из маленьких капель я состою,

                                                А домик мой - туча, я в нем живу.

                                                С большой высоты я на землю лечу-

                                                Скорее все прячьтесь, а то намочу!

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.

 

Карточка №15

Прогулка по экологической тропе.

Цель : Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

Словарная работа : активизация: утро, лепестки, тропа; обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.

Художественное слово : (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)

    Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик-

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.

Беседа по содержанию стихотворения .

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка - «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек валерианы и мяты с целью заваривания с чаем на ужин.

 

Исследовательская деятельность : развивать обанятельную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)

Карточка №16

Наблюдение за погодой.

 

Цель : Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо    заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.

Словарная работа : активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

 

Художественное слово :            В октябре, в октябре

                                               Частый дождик на дворе

                                                На лугах мертва трава,

                                                Замолчал кузнечик.

 

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком:   он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что    земля   остыла,   готовиться к зиме).  

 

Карточка №17

Осмотр участка

 

Цель:   Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.

Учить применять народные приметы в жизни.

Методический прием : беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.

Вопросы:

 -Какое время года?

-Докажите, что осень.

-Какая осень?

-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).

Издавна народ внимательно наблюдает   за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.

Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней .         -    В октябре и лист на дереве не держится.

-          Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной заме, изнанкой вверх – зима будет теплая.

-          Солнце садится красное – погода будет ясная.

Карточка №18

Наблюдение за ветром

Цель :   Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать   интерес к   неживым   объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.

Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.

 

Художественное слово:     Я березку качну, я тебя подтолкну.      

                                            Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

                              А меня не видать. Кто я?

                              Можешь отгадать? (ветер).   

Беседа по содержанию загадки .

 

 

Исследовательская деятельность . С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление.

 

 

Карточка №19

Наблюдение за небом и дождем.

 

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

 

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

                                          Ветер в поле воет, дождик моросит .

 

Беседа по содержанию стихотворения.

 

Исследовательская деятельность : дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

 

 

 

 

 

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

 

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

 

Художественное слово : Утром лужица искрится

                                           Синим, тоненьким ледком…

                                           Зайчик солнечный боится

                                           Нынче бегать босиком.

 

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

 

 

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду   начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят,   «грязник»

 

Художественное слово :   Наступил октябрь,

                                           Пожелтел наш сад.

                                           Листья на березе

                                           Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

 

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

 

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

 

Цель : Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо    заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.

Словарная работа : активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

 

Художественное слово :            В октябре, в октябре

                                                Частый дождик на дворе

                                                На лугах мертва трава,

                                                Замолчал кузнечик.

 

Беседа по содержанию стихотворения.

 

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком:   он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что    земля   остыла,   готовиться к зиме).

 

 

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом .

 

Цель : Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении   стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

 

Беседа по содержанию стихотворений

 

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли    по различной поверхности.

 

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

 

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа : активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

 

Художественное слово :   Уходит осень по дорожке,

                                            Промочила в лужах ножки.

                                            Льют дожди

                                            И нет просвета.

                                            Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

 

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.

 

Цель : Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных   птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Обратить внимание   на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы,   наблюдать за быстротой их     движений.

Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.

Словарная работа: активизация:   льет, журавли, перелет ; обогащение: клин, шеренга, стая.

 

Художественное слово :   Льет дождь холодный,   словно лед.

                                           Кружатся листья по полянам,

                                           И гуси длинным караваном

                                           Над лесом держат перелет.                                  

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Исследовательская деятельность : проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону

 

Карточка №28

Экскурсия на огород

 

Цель : закреплять знания об экосистеме «огород», названия овощей. Вспомнить, как собирают овощи, как и где их хранят, (овощехранилище) какие заготовки делают на зиму.

Словарная работа : активизация: поздняя, грачи, поля, опустели овощехранилище; обогащение: заготовки, овощехранилище, консервировать, квасить, закатывать

 

 Художественное слово :

                              Поздняя осень,

                              Грачи улетели.

                              Лес обнажился,

                              Поля опустели . Н.Некрасов.

Беседа об урожае , его хранении, заготовка на зиму.

 

Исследовательская деятельность : картофель, оставшийся в земле гниет, потому, что ему нужна сухость и темнота.

 

Карточка №29

Наблюдение за солнцем

 

Цель : пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.

Словарная работа : активизация: солнышко, алые, шелест, шорох, пестрые; обогащение: ворохи, кузовок, полярная ночь.

Художественное слово :

                            Солнышко усталое,

Скупо греешь ты!

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте, да шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат. М. Пожаров

 

Беседа по содержанию стихотворения .

Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит

 

Исследовательская деятельность : изготовление солнечных часов.

Карточка №30

Осмотр участка

 

Цель: закреплять характерные осенние приметы, развивать наблюдательность, память

Словарная работа : активизация: листопад, облетели, серое, голые; обогащение: перелетают, пролетные.

 

Художественное слово : дети читают стихотворения, рассказывают о народных приметах осени.

 

 

 

Карточка №31

Наблюдение за деревьями

(Прогулка по экологической тропе)

 

Цель: продолжать циклические наблюдения за деревьями, отмечать изменения, делать вывод.

Словарная работа : активизация: экология, наш дом, жители, планета; обогащение:стройное, безлиственное, хвойное

Художественное слово : загадка: Весной оно веселит,

                                                     Летом - холодит,

                                                     Осенью - питает,

                                                     Зимой – согревает .

Прогулка по экологической тропе с целью наблюдения за состоянием всех деревьев сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №32

Наблюдение за падающими снежинками .

 

Цель : Поддерживать интерес к природным явлениям.

Словарная работа : активизация: снежинка, звездочка; обогащение: шестиугольная, серебристый.

Художественное слово :   Тихо, словно бы во сне,

                              Закружился в тишине

                              Первый снег и зашептал:

                             -Как давно я не летал.

                              Он кружился, первый снег,

                              Серебристый, хрупкий.

                              Подарил снежинку мне,

                              Вот она на куртке!

 

Беседа по содержанию стихотворения.

-Как падают снежинки? (тихо, красиво….)

-На что похожи снежинки? (звездочки, цветы…)

Дети рассматривают, выясняют, откуда летят снежинки, что происходит с

 ними на ладошке? В   луже? В сугробе?   

Исследовательская деятельность : снег быстро тает, попадая в лужу, на ладошку.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №33

Прогулка по экологической тропе

Цель : Продолжать работу, направленную на наблюдение и изучение объектов    экологической тропы. Пополнять и расширять знания, перемещаясь по участку, отметить признаки поздней осени: деревья и кустарники голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем; лужи замерзли, покрылись льдом.

Словарная работа : активизация: кустарники голые, листья облетели, замерзли, покрылись, туман, обогащение: пожухла, полдень, белый пушок, безлюдный простор, смотрит из-под   черных кудрей.

 

Художественное слово :  Поутру вчера дождь

                                      В стекла окон постучал,

                                      Над землею туман

                                      Облаками вставал.

                                      В полдень дождь перестал,

                                      И что белый пушок

                                      На осеннюю грязь

                                      Начал падать снежок

                                      На безлюдный простор

                                      Побелевших полей

                                      Смотрит весело лес

                                      Из-под   черных кудрей.

Беседа по содержанию стихотворения.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №34

Наблюдение за действием ветра.

 

Цель : Развивать практические навыки детей (определение силы, направление   ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое   мышление).

Словарная работа : активизация: ветер, султанчик ;обогащение: ветромер.

Методические приемы : загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)

 

Беседа о ветре :        - почему вы решили что это ветер?

-          сегодня есть ветер?

-          докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей( шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.)

 

Исследовательская деятельность :

Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.

Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №35

Рассматривание берез покрытых инеем .

 

 

Цель : Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.

Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней - тоже вода. Воспитывать  

видение красоты,   умение любоваться ею.

Словарная работа : обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.                                                                  

Художественное слово : Стоят деревья в инее-

                                               То белые, то синие.

                                               Столбами синеватыми

                                               Стоят дымки над хатами.

                                               И все на свете в инее –

                                               То белое, то синее. (М. Дружинина)  

Беседа по содержанию стихотворения .

 

Наблюдение : воспитатель с детьми находят березу и рассматривают ее.

- какая береза? ( стройная, нарядная, тонкая, красивая, снежная,   пушистая, блестящая, белостволая.)            

Воспитатель рассказывает о целебной силе дерева, о его   использовании в быту.   

 

Исследовательская деятельность :          Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил   и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №36

Наблюдение за солнцем, небом.

 

Цел ь : Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается из-за сопок, не   греет.

 

Словарная работа : активизация: тучи, тяжелые ; обогащение: свинцовые тучи

 

Наблюдение и беседа.

 

-          скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).

-          Что есть на небе? (облака, тучи)

-          В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?

 

 

Карточка №37

Наблюдение за трудом взрослых

 

Цель : Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное,   закреплять знания о профессиях.

Словарная работа : активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, слесарь, врач, учитель

Наблюдения и беседа : Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной, машиной скорой помощи, машиной – газ и т.д.                   

Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и    значимости людей, работающих на этой машине.

 

Художественное слово : Загадывание загадок об орудиях труда.

 

Исследовательская деятельность : подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)

 

 

 

 

Карточка №38

Наблюдение за дождем, мокрым снегом

 

Цель : Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто    не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются   снегопадом.

Словарная работа : активизация: промочить, пасмурно; моросящий дождь.

 

Художественное слово :    Уходит осень по дорожке

                                          Промочила в лужах ножки.

                                          Льют дожди

                       И нет просвета

                       Затерялось лето где-то.

                       Ходит осень,

                                                     Бродит осень.

 

Беседа по содержанию стихотворения

 

 

Карточка №39

Закрепление знаний об осени

 

Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.

Словарная работа : активизация:   солнышко блистало, туман, гуси, юг ;

обогащение:    обнажилась, поникли, побурела, караван.

 

Художественное слово :   Уж небо осенью дышало,

                            Уж реже солнышко блистало,

                            Короче становился день.

                            Листов таинственная сень

                            С печальным шумом обнажилась                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                            Ложился на поле туман,

                            Гусей крикливый караван тянулся к югу.

                            Приближалась довольно скучная пора:

                                   Стоял ноябрь у двора. (А.С. Пушкин)

 

Беседа по содержанию стихотворения

 

 

 

 

Карточка №40

Народные изречения

 

Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.

Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.

 

§   Сентябрь лето кончает, осень начинает

§   В сентябре и лист на дереве не держится

§   Кто рано встает, тот грибы все берет,

        А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.

§   Осень, осень. В гости просим,

             С листопадом и дождем,

             С перелетным журавлем.

Беседа по каждому изречению .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №41

 

Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.

Словарная работа : активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,

Художественное слово : загадки об одежде.

                           Если дождик - мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять-

Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)

 

Сижу верхом,

Не ведая на ком.(шапка)

 

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

 

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый пальчик-

В свой чуланчик. (перчатки)

Беседа по загадкам.

Исследовательская деятельность : определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №42

Ноябрь.

 

Цель : напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.

Словарная работа : активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.

Художественное слово :         Когда родимый край покинут гуси,

                                                Застынет лес у холода в плену,

                                                Ноябрь ударит в ледяные гусли,

                                                Встречая Государыню- зиму.

Методический прием: беседа о ноябре.

Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».

Вспомнить, как готовятся звери к зиме.

 

 

Карточка №43

Наблюдение за погодой

 

Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.

Словарная работа : активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.

 

Художественное слово :   Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь у двора.

 

Беседа по содержанию стихотворения

Карточка №44

Наблюдение за ветром

 

Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.

Словарная работа : активизация: ветерок, обогащение: шалун.

 

Художественное слово :загадка об осени : Без рук, без ног,

                                                                      А ворота открывает.

 

Исследовательская деятельность :

продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

 

 

 

Карточка №45

Народные изречения

 

Цель : прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл. Развивать наблюдательность.

Словарная работа : активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, оконца, фольклор, сирота, суровая.

 

Народный фольклор:

§    Осень припасает, а зима поедает.

§    Осенью и воробей богат

§    Пусты поля, мокнет земля, день убывает. Когда это бывает?

§    Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы?

§    Плачут по солнцу в ноябре оконца

§    Ноябрь- ворота зимы.

 

Беседа по каждому изречению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Татьяна Ивановна Мокроусова2012-07-16 14:41:39 - Татьяна Ивановна Мокроусова
Спасибо Галина, за интересную картатеку.
Наталья Александровна Турнаева2012-08-01 17:18:18 - Наталья Александровна Турнаева
очень в работе пригодится спасибо.
Анна Михайловна Курочкина2013-08-27 19:35:14 - Анна Михайловна Курочкина
Спасибо!
Ирина Казбековна Кучиева2014-04-25 07:18:36 - Ирина Казбековна Кучиева
спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо! Обязательно посмотрю!
Интересное название у странички! `В склянке тёмного стекла...` Доброго дня, Нина Николаевна!)
Спасибо ,Зоя Васильевна ,за комментарий ,включающий важное выступление 27 марта 2024 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.
27 марта 2024 года. Наша задача всеми силами хранить единство Русского мира. Как я говорил на юбилейном съезде Всемирного русского народного собора 27 ноября 2023 года, Русский мир это не узконациональное явление, это общность идеалов и ценностей, общее культурное пространство всех народов, на протяжении веков мирно живущих, созидающих и трудящихся ради нашего единого Отечества 27 марта 2024 года Защита и укрепление Русского мира. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями развития России и Русского мира в XXI веке. https://mitropolia-simbirsk.ru/2024/03/27/vystuplenie-svyatejshego-patriarha-kirilla-na-vneocherednom-sobornom-sezde-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora
Владимир Николаевич! Еще раз пересмотрела видео. Любовь у вас всех взаимная, об этом красноречиво говорит атмосфера, которая царит в Вашем библиоквартирнике. И все женщины становятся еще краше, смущенные Вашими комплиментами.... И каждый поцелован Богом! Повезло же Вам!И у меня хорошее чувство в связи с этим, улыбка не сходила с лица во время просмотра и продолжает отзываться и сейчас, когда пишу комментарий... Добрых мирных дней всем, это сегодня самое главное! Обнимаю!
Открываю томик одинокий - томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались.... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. 💖💖6193773-a151550💖💖 Мое любимое ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ! Спасибо, Алиночка! Кстати , в один день с ней родился и адресат ее любовной лирики (27 марта) Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия Попо́в; 14 (27) марта 1913, Б - 11 июля 1968) - русский советский прозаик, поэт, журналист и военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Удивительно, что марте , в котором празднуется Всемирный день поэзии, появилось на свет много известных писателей и поэтов и среди них мои любимые: 💖Евгений Абрамович Баратынский Родился 2 марта (1800-1844) 💖26 марта родилась Мария Петровых. `Мастерица виноватых взоров, Маленьких держательница плеч!` (с) О.Мандельштам 💖26 марта родился Роберт Ли Фрост (англ. Robert Lee Frost, 26 марта 1874, Сан-Франциско - 29 января 1963, Бостон) - один из крупнейших поэтов в истории США, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). 💖29 марта 1940 г родилась наша любимая всеми на портале современница -поэтесса Лариса Емельяновна Миллер. Списочек далеко не полный...может кто-то дополнит.. Буду благодарна.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/