ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:
·
Спрашивайте ученика: «Ты удовлетворён результатом?» вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».
·
Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.
·
Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные, интересные для них, задания.
·
Ученикам, ориентированным на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.
Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.
·
В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
·
Предложите выбрать способ достижения цели.
·
Предложите одарённым и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.
Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.
·
Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.
·
Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.
·
Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.
·
Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить.
Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
·
Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.
·
Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.
·
Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.
·
После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились.
·
Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
·
Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач.
Сделайте ситуацию успеха достижимой.
·
Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
·
Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.
·
Выбирайте адекватную методику преподавания предмета.
Тэги:
Самооценка деятельности,
мотив достижения цели,
избегание неудач,
ситуация успеха