|
|
Блог - Литература 9
ДЕНЬ ЛИЦЕЯ
В
системе высшего образования императорской России особое место занимал
Императорский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811
году недалеко от столицы , в Царском Селе, с целью подготовки дворянских детей
для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза
принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу
(заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.
Утвержденное императором Александром I
постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и
преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически
здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет после предварительных
испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам,
арифметике, физике, географии и истории.
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из
двух курсов по 3 года в каждом.
Меж нами все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые.
Простым,
но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять
ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие».
Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание
истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в
лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью. Наставники не допускали у
своих учеников пустословия, ведь «Постановление о Лицее» требовало «никогда не
терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей». Точно так же любому
поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и
понимание смысла совершаемого действия. И наоборот, любая мечта, любая мысль
требовала своего конкретного воплощения. Вообще, обучение в Лицее отличалось
конкретностью и практичностью.
Щедрин Семен Федорович В Царскосельском парке
***********************************************************************************************
Каждый педагог ставил целью не просто сообщить
необходимый ученику запас знаний по предмету, а непременно добиться ощутимых
практических результатов. Преподаватель «российской словесности» Кошанский не
только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал
самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную
тему. Такие «пробы пера» не прошли даром — обилие рукописных литературных
журналов, издаваемых лицеистами: «Лицейский мудрец», «Неопытное перо»,
«Вестник», — говорит само за себя.
Расписание жизни
лицеистов
6
утра — подъем по звонку
С 7 до 9 часов — класс (учебные занятия)
В 9 часов — чай с белой булкой (никаких
завтраков!)
С 9 до 10 часов — первая прогулка (хорошо гулялось
летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все
разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот
тут-то поневоле призовешь к себе науки»)
С 10 до 12 часов — класс
С 12 до 1 часу — вторая прогулка
В 1 час — обед из трех блюд
С 2 до 3 часов — чистописание или рисование
С 3 до 5 — класс
В 5 часов — чай
С 5 до 6 часов — прогулка
С 6 до половины 9-го — повторение уроков или
дополнительные занятия для отстающих
В половине 9-го — ужин
После ужина до 10 часов — отдых, развлечения
В 10 часов — сон
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили
до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны
были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060
«лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую
лицейскую семью.
Лицейское начальство не жалело денег на
приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета.
Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась
Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей.
А учитель рисования С.Г. Чириков устраивал у себя
на квартире литературные собрания для воспитанников, всячески побуждая их к
творчеству. Он научил рисовать каждого своего питомца независимо от
способностей. Иллюстрации Пушкина (кстати, не самого выдающегося его ученика) к
собственным произведениям — лучший тому пример.
«Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники
никогда не были праздны» — гласит «Постановление о Лицее». Каждую минуту
пребывания детей в стенах заведения наставники стремились сделать интересной и
полезной. Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский самолично подбирал отрывки из
книг для упражнения лицеистов в чтении и переводе таким образом, чтобы давать урок,
например, «к неустрашимости и твердости духа». А прогулки между занятиями, по
его мысли, должны были стать примером того, «как отдых после труда приятен».
В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели
возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами
ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из
которого каждый «почерпал свои вдохновения» списки книг для прочтения
составлялись педагогами.
Пейзаж в Царскосельском парке с видом на ферму.
Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая,
разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы
изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались
музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда,
плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.
Устранялась возможность утомления. Час учения
сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой».
Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями
гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».
Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал,
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и роптал.
Отчизну обняла кровавая забота,
Россия двинулась и мимо нас летят
И тучи конные, брадатая пехота,
И пушек медных светлый ряд.
|
| 2011-10-19 15:18:21 - Алла Алексеевна Петрова Празднование лицея дня заветного, 19 октября, стало традицией лицеистов первого выпуска. Встречи проходили чаще всего в доме лицейского старосты М.Л. Яковлева, иногда у А.Д. Илличевского, А.Д. Тыркова и других лицеистов. На них пели песни былых времен, исполняли стихи и куплеты, написанные к очередной годовщине, читали старинные бумаги, поминали наставников, а также умерших и отсутствующих товарищей. На двадцатипятилетнем юбилее, 19 октября 1836 года - Пушкин от охватившего его волнения не сумел закончить чтение своего стихотворения. После его смерти характер праздника меняется, он становится как бы менее интимным, в частности, на него начинают допускаться лицеисты более поздних выпусков. Вместе с ними первенцы Лицея продолжают собираться, хотя не столь регулярно, до 1870-х годов, когда из жизни уходят последние из них: Ф.Ф. Матюшкин, М.А. Корф, И.В. Малиновский, С.Д. Комовский. Последним из оставшихся в живых соучеником Пушкина по Лицею был канцлер А.М. Горчаков, скончавшийся в 1883 году | | 2011-10-19 15:23:27 - Валентина Сергеевна Рябизова А в этом году со своим 9 классом ( теперь 10) побывала в Царском селе:
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2011-10-19 15:27:56 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2011-10-19 15:34:17 - Валентина Сергеевна Рябизова Много материала о лицее по ссылке
http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/38703/
Телеспектакль, 1987.
Режиссер: Зоя Алиева
Исполнитель: Анатолий Адоскин
О первом выпуске Царскосельского лицея, лицейском братстве, годах, проведенных в лицее и значении этих лет для каждого выпускника. Перед нами проходит галерея портретов лицеистов: Ф.Ф.Матюшкина, Н.А.Корсакова, А.М.Горчакова, И.В.Малиновского, С.С.Есакова, В.Д.Вольховского, С.Д.Комовского, И.И.Пущина, М.А.Корфа, А.С.Пушкина, К.К.Данзаса, А.А.Дельвига, М.Л.Яковлева... В спектакле использованы письма, воспоминания, стихотворения, портреты лицеистов...
| | 2011-10-19 15:36:41 - Марина Юрьевна Горбачева А я сегодня напомнила ученикам об этом же чудным фильмом ,пушкинскими строками:`Друзья мои! Прекрасен наш союз! | | 2011-10-19 15:36:43 - Валентина Сергеевна Рябизова
| | 2011-10-19 15:41:29 - Татьяна Николаевна Остапцова Спасибо! С удовольствием познакомилась с материалом!!! | | 2011-10-19 15:42:22 - Лариса Анатольевна Горбунова Большое спасибо! Очень интересно. | | 2011-10-19 18:10:11 - Нина Георгиевна Лебедева С днем рождения, Лицей и лицеисты!
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2011-10-19 18:12:51 - Ирина Геннадьевна Петрухина Спасибо! Богатый материал! | | 2011-10-19 18:14:06 - Нина Георгиевна Лебедева
Александр Пушкин
Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш,
И наши песни тем грустнее.
Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят -
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ; юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.
Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться. | | 2011-10-19 19:43:43 - Ольга Ивановна Гизатулина Очень интересно, спасибо! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫
Спасибо! ▫ Спасибо большое. Интересно и непривычно.Обожаю Филатова. Хотела детям дать задание выписать обращение из мультфильмов, но вы подкинули хорошую идею ▫ https://yandex.ru/video/touch/preview/360114135147733975? ▫ Валентина Васильевна, Вы уж простите, на фото трудно понять - натуральный букет, или Ваше мастерство...
Если первое - то просто изумительная по красоте композиция, надолго захватывающая взгляд..
Ну а если второе - то изумительно в кубе, хотя бы потому, что отличить от живых цветов практически невозможно. Моя жена в последнее время увлеклась этим красивым делом - изготовлением цветов, красота по всей квартире, как у Матроскина молоко. Спасибо за настроение в эти сложные времена, красота, она вечна и непобедима! ▫ Спасибо! ▫ А я тут вот, буквально сегодня, изучал историю `Белых акаций...` Сколько противоречий, сколько `непоняток`,
сколько ставшего обязательным оскорбительного ёрничества по поводу истории своей страны.... Хотя история интересная своим многообразием этих самых противоречий. И фактически так и не нашёл истоков, все авторы статей трактуют по своему. Кто написал первый текст, музыку? Кто потом кардинально переделывал тексты, подгонял музыку. Современный вариант пошёл от `Дней Турбиных` В.Басова, а вот раньше... Варианты Красной армии, варианты Белой армии, изначальный вариант 1903года... да и мелодии не очень то убедительно идентичны... Вобщем, наворочено... А хочется собрать целостную картинку..
Будем искать дальше...
|
|
|
|
|